Порядок защиты имущественных прав и интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 06:22, курсовая работа

Краткое описание

Темой своей курсовой работы я выбрала проблему защиты прав и интересов предпринимателей. Поскольку с течением времени государственный режим изменился, установился демократического строя, возникли рыночные отношения в экономике, что существенно повлияло на роста количества предпринимателей, то и возникла необходимость защиты их прав и интересов. Необходимостью правовой защиты предпринимательства предопределена сама сущность экономической деятельности. В отличие от плановой экономики, где все указания идут «сверху», риски по жизнеспособности предприятия в конечном итоге ложатся на плечи государства как на основного собственника средств производства.

Содержание

Введение
Виды объектов правовой охраны в сфере предпринимательской деятельности
1.1. Имущественные права и интересы
1.2. Неимущественные права и интересы
1.3. Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя
2. Способы защиты прав и интересов предпринимателя
2.1. Право предпринимателей на защиту
2.2. Судебный способ защиты права
2.3. Внесудебные способы защиты прав
3. Порядок защиты имущественных прав и интересов
4. Судебная практика
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

kursach исправленное.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

Подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам определяется экономическим характером спора, а также составом лиц, участвующих в деле.

Наиболее часто встречающаяся форма восстановления нарушенного или оспоренного права - обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности - с другой.

Арбитражный суд - специально созданный орган для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1 АПК).

По общему правилу, арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

а) между организациями - юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

б) между организациями - юридическими лицами и государственными или иными органами;

в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

По смыслу законодательства, отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательство, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе при:

- создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

- осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;

- причинении вреда природным и иным объектам;

- злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций - юридических лиц и граждан-предпринимателей.

Именно сфера предпринимательства - одно из главных оснований, позволяющих разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также определить специализацию арбитражных судов.

Один из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду - характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений, к примеру, земельные, налоговые и т. д., которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.

Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, то этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции.

Более того, даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных правоотношений, в том числе и гражданских, то он подведомствен суду общей юрисдикции.                                                    

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

- споры организаций и  граждан-предпринимателей с органами  воздушного или железнодорожного транспорта, возникающие из договоров перевозки грузов в прямом международном воздушном и железнодорожном сообщении;

- жалобы граждан-предпринимателей  на неправомерные действия органов  государственного управления и  должностных лиц, ущемляющих права граждан, в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить свое право либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 239 ГПК).

Так, в частности, суду общей юрисдикции подведомственны дела об обжаловании действий нотариуса или о признании недействительной совершенной им исполнительной надписи.

По правилам общего и арбитражного судебного процесса исковое заявление подается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

 

 В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ. Однако данное положение действует в том случае, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон (ст. 25 ГПК).

Восстановление нарушенного действиями налоговых, таможенных и иных органов или органов местного самоуправления права происходит по иску потерпевшего посредством судебного признания актов этих органов полностью или частично недействительными (неправомерными) либо не подлежащими применению вследствие противоречия закону.

Отдельного внимания заслуживает тема арбитражных споров между предпринимателями и налоговыми органами, которые составляют значительную часть всех судебных споров, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности.

Основанием для предъявления предпринимателями исков к налоговым органам о возмещении причиненных убытков могут быть следующие действия последних:

- неправомерное приостановление  операций по счетам предприятия  в финансово-кредитных учреждениях;

- неправомерное изъятие  документации, ее утрата и повреждение;

- умышленное завышение  размеров платежей в бюджет;

- разглашение работниками  инспекций коммерческой тайны  предприятия.

К другим причинам обращения предпринимателей с исками к налоговым органам относятся действия последних, связанных с необоснованным применением финансовых санкций.

В соответствии с действующим законодательством реализация права на судебную защиту связана с институтом исковой давности (срок, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, арбитражный или третейский суд обязаны предоставить защиту лицу, права которого нарушены).

Законом (статьи 196-197 ГК РФ) установлены общий срок исковой давности продолжительностью в 3 года и специальные сроки исковой давности для отдельных видов требований.

2.3.Внесудебные способы защиты прав

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы

1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

1) предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;

2) не используются принципы публичности, состязательности;

3) нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;

4) юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

2. Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

1) включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

2) заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.[6]

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

3. Порядок защиты имущественных прав и интересов

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в три года.  
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе (статья 9 Закона):

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

  • Согласно статьи13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:  
     - непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;  
     - получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом;  
     - знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);  
     - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.  
Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

Информация о работе Порядок защиты имущественных прав и интересов