Порядок формирования органов местного самоуправления и их компетенция
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 20:03, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность. Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Россия не первое и не последнее государство в мире, ведущее поиск форм и методов разумного соединения интересов государства и его территориальных сообществ. За рубежом накоплен огромный опыт организации местного самоуправления, и он может быть использован в России. Объектом исследования является муниципальная система управления зарубежных стран.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и модели местного самоуправления зарубежных стран
§ 1.Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран 4 § 2. Основные модели местного самоуправления зарубежных стран 7
Глава 2. Порядок формирования органов местного самоуправления и их компетенция
§ 1. Порядок формирования органов местного самоуправления зарубежных стран 13 § 2.Компетенция органов местного самоуправления 17
Американская структура местного
самоуправления определяется специальной
хартией, принимаемой законодательным
органом штата. Хартия обычно устанавливает
границы муниципалитетов, их функции,
организационную структуру, методы финансирования,
систему назначения и выборов должностных
лиц городских органов местного самоуправления.
Городские хартии закрепляют право граждан
на проведение референдумов по наиболее
важным проблемам жизнедеятельности населения,
в том числе по налогообложению, изменению
самой хартии и т.д. Решение о проведении
референдума может быть инициировано
требуемым по закону числом граждан путем
подачи петиции в муниципальный совет.
Как правило, органы местного самоуправления
не могут принимать решения или совершать
действия, носящие чисто политический
характер и затрагивающие политические
интересы страны в целом. Однако на практике
можно отметить факт принятия именно таких
решений. В частности, несколько муниципалитетов
Японии принимали решения об объявлении
своей территории безъядерными зонами
и протестовали против американских военных
баз на территории своих муниципалитетов.
Компетенция органов местного
самоуправления распространяется прежде
всего на руководство и развитие коммунального
хозяйства, охрану окружающей среды, планирование
размещения и строительства населенных
пунктов, общий надзор за градостроительством,
развитие системы местного транспорта
и установление порядка регулирования
его движения, местное дорожное строительство,
канализацию, водо - и газоснабжение, энергообеспечение,
очистку улиц, борьбу с загрязнением водоемов
и т.д.
Значительны полномочия органов
местного самоуправления в социальной
сфере, в частности, по оказанию социальной
помощи малоимущим. Они включают в себя
строительство и содержание домов для
престарелых, ночлежек, строительство
дешевого жилья, муниципальных школ, больниц,
родильных домов за счет муниципальных
доходов и т.д.
Органы местного самоуправления
управляют муниципальной собственностью.
Они осуществляют деятельность в сфере
местного хозяйства (выдача разрешений
на право открытия магазинов, зрелищных
предприятий, установление правил застройки
городов и т.д.).9
Полномочия в области охраны
общественного порядка, защиты прав и
свобод граждан включают в себя установление
правил поведения в общественных местах,
дачу разрешений или наложение запрета
на проведение митингов, собраний, шествий,
демонстраций, пикетов и других форм общественно-политической
деятельности населения данного муниципального
образования, издание предписаний по осуществлению
санитарного надзора, медицинского обслуживания
населения и т.д.
В ряде стран (США, Канада, Франция
и другие) в ведении органов местного самоуправления
находятся полицейские силы, на которые
возлагается несение патрульной и охранной
службы и другие виды полицейской деятельности.
Важнейшие полномочия органов
местного самоуправления представлены
в бюджетно-финансовой сфере. В соответствии
с Европейской Хартией о местном самоуправлении
местные сообщества имеют право в рамках
экономической политики государства на
собственные достаточные ресурсы, которыми
они могут свободно распоряжаться при
осуществлении своих полномочий.
Для муниципальных образований
существуют, как правило, два вида источников
доходов. Первый – это местные источники:
налоги, компенсации и пошлины, штрафные
санкции и прибыли от муниципальных предприятий.
Второй – центральные источники: субсидии
из муниципальных фондов, выделяемые центральным
правительством или его структурами (министерствами),
как общие субсидии, идущие на поддержку
муниципалитетов, так и специальные, имеющие
целевым назначением образование, социальное
благосостояние, жилищное строительство.
Муниципальные власти имеют
право устанавливать свои собственные
налоги на недвижимость, доходы с капитала,
строительство, туристическую деятельность,
рекламную деятельность, на владельцев
собак и т.д. Большинство местных налогов
установлено в соответствии с законами
о муниципалитетах. Положения этих законов
запрещают муниципалитетам вводить не
предусмотренные законом налоги. Наиболее
важным среди перечисленных налогов является
налог на недвижимую собственность, плательщиками
которого являются пользователи недвижимой
собственности, как физические, так и юридические
лица.
Большое значение для доходов
муниципалитетов имеют местные источники
доходов, такие, как компенсации за предоставленные
муниципалитетами услуги. Сюда входит
плата за водоснабжение и канализацию,
рыночные пошлины, плата за парковку машин,
выдачу дорожных документов и т.д. К числу
местных муниципальных доходов относятся
пошлины за пользование спортивными сооружениями,
плата за право пользования музеями, плата
за предоставленный сервис и т.д.
Исполнительная власть (мэр
и его правительство) несут ответственность
за поступление доходов, а также за расходование
бюджетных средств. В конце бюджетного
года мэр должен представить отчет представительному
органу об исполнении ежегодного бюджета.
Как при осуществлении финансово-экономической
политики, так и при подготовке отчета
мэр обычно получает помощь от центральных
органов управления, в частности, от департамента
финансов.
В органах местного самоуправления
ряда зарубежных стран избираются или
назначаются специальные категории должностных
лиц со своей четко определенной компетенцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление является
непременным атрибутом любого современного
демократического общества. Существует
громадное количество разнообразных моделей
и типов организации местного самоуправления.
Различия в построении систем местного
самоуправления зависят от многих факторов:
политического режима, доминирующей в
стране идеи организации власти и управления
на местах, государственного устройства
и административно-территориального деления
государства, национальных традиций и
пр.
В настоящее время в научной
литературе наиболее часто встречается
классификация известных в мировой практике
моделей организации власти на местах,
в основе которой лежат отношения между
органами местного самоуправления (управления)
и органами центральной власти. В соответствии
с данным подходом можно выделить четыре
базовые модели местного самоуправления:
англосаксонскую, континентальную, смешанную
и советскую.
Органы местного самоуправления
включают в себя выборные муниципальные
советы или комиссии и образуемые ими
исполнительные органы. Общий порядок
формирования муниципальных советов и
исполнительных органов регулируется
специальными избирательными законами
и законами о муниципалитетах.
Основной объем полномочий
органов местного самоуправления определяется
национальным законодательством и может
различаться даже в рамках одной страны.
Общее правило, касающееся полномочий
местных сообществ, заключается в том,
что эти полномочия должны быть целостными
и всеобъемлющими во всем, что касается
местных дел
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Барабашев Г. В. Местное самоуправление [Текст] / Г. В. Барабашев. – М.:
Изд-во МГУ, 2006. –34 с.
Гарнер Д. Великобритания:
центральное и местное
управление [Текст] / Д. Гарнер. - М.: Прогресс, 1984.- 231 с.
Глазунова Н. И. Система
государственного и муниципального
управления [Текст] / Н. И. Глазунова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 533 с.
Григорьев С. Э. Местное самоуправление в Великобритании [Текст] / С. Э. Григорьев. - М.: Прогресс, 2000.- 245 с.
Евдокимов В. Б. Местные
органы власти зарубежных стран: правовые
аспекты [Текст] / В. Б. Евдокимов.- М.: Спарк, 2001.- 134 с.
Коробейников В. С.
Местное самоуправление в Швеции [Текст] / В. С. Коробейников // Земский
вестник. 2004. № 6. – С. 23-45.
Кузнецов Ю. Г. Шведская система самоуправления [Текст] / Ю. Г. Кузнецов // Малые города: Деловой вестник местного самоуправления.
2005. № 4.- С. 13-56.
Медведев Н. П. Местное
самоуправление в зарубежных
странах [Текст] / Н. П. Медведев.- М.: Прогресс, 2004.- С. 325.
Харлоф Э. Местные органы власти в Европе [Текст] / Э. Харлоф. – М.: Финансы и статистика, 2002.– С. 152–155.
1 Барабашев Г. В. Местное
самоуправление. М., 2006. – С. 17.
2 Харлоф Э. Местные органы
власти в Европе. М., 2002.– С. 152.
3 Евдокимов В. Б. Местные
органы власти зарубежных стран: правовые
аспекты. М., 2001.- С. 134.
4 Глазунова Н. И. Система
государственного и муниципального управления. М., 2006. – С. 178.
5 Григорьев С. Э. Местное
самоуправление в Великобритании . М., 2000.- С. 111.
6 Евдокимов В. Б. Местные
органы власти зарубежных стран: правовые
аспекты . М., - 134 с.
7 Барабашев Г. В. Местное
самоуправление . М., 2006. – С. 34.
8 Глазунова Н. И. Система
государственного и муниципального управления.
М., 2006. – 533 с.
9 Медведев Н. П. Местное
самоуправление в зарубежных странах . М..- С. 167.