Почему молодые специалисты не хотят работать в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 08:05, доклад

Краткое описание

На современном этапе развития российского общества, характеризующегося широкой демократизацией жизни, накоплением новых знаний в различных отраслях науки, совершенствованием процессов производства и стремительной информатизацией общества, важное место отводится школе. Современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня, особенно образовательное учреждение, но возникает вопрос, почему молодые специалисты не хотят работать в школах.
Современная школа определённо пребывает в состоянии непрерывного кризиса. Проблем множество.

Вложенные файлы: 1 файл

Специалисты в школе..docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Почему молодые специалисты  не хотят работать в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На современном этапе  развития российского общества, характеризующегося широкой демократизацией жизни, накоплением новых знаний в различных  отраслях науки, совершенствованием процессов  производства и стремительной информатизацией  общества, важное место отводится  школе. Современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня, особенно образовательное учреждение, но возникает вопрос, почему молодые специалисты не хотят работать в школах.

Современная школа определённо  пребывает в состоянии непрерывного кризиса. Проблем множество. Это  и недостаточность финансирования, и нехватка творчески работающих учительских кадров. А вообще, кризис в постсоветском школьном образовании  системный. Во всём мире (в цивилизованных странах) происходит переориентация школьного  образования в сторону гуманизации обучения. В российской школе в это время почему-то сохраняется абстрактно-технократическая направленность. Образование ориентировано на изучение основ фундаментальных наук (в основном, это области знания естественно-математического цикла).

Труд современного учителя  слишком заорганизован и бюрократизирован, администрация школы требует от учителей отчётов по разным параметрам, отделы народного образования с разрабатывают новые формы отчётности и новые должности для сотрудников этих самых отделов. Надо заполнять множество документации (напомним, что основное дело учителя – передавать знания, учитель – не делопроизводитель, не бухгалтер и не диспетчер). В обычной современной средней школе учителя лишены необходимых инструментов для сдерживания агрессии и приведению учащихся к послушанию. Такая обстановка снижает мотивацию. При этом отсутствует свобода выбора изучения того или иного предмета для учеников. То есть, в старших классах явно нужна профилизация, и чтобы предметы делились на блок обязательных дисциплин и обязательный блок по выбору. Соответствующий опыт есть в мировой практике.

В чём же проблемы молодого специалиста начинающего  карьеру в школе?

Во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб.

Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется. С другой стороны, этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как учителяа, у него опять же нет опыта.

И, в-третьих он совершенно не понимает, что его первая работа — это десятилетиями складывавшаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

Рассмотрим эти проблемы подробнее:

1. Образовательный вектор. Если во всем мире завершается переориентация его в сторону гуманизации (не узкой гуманитаризации) обучения, то у нас сохраняется абстрактно-технократическая направленность, то есть учащихся ориентируют на изучении основ так называемых фундаментальных наук естественно-математического цикла. Гуманизация же подразумевает «подключение» детского ума к мировой системе научных знаний в зависимости от наклонностей и способностей ребенка, обучение его методам поиска необходимой информации и практического ее применения.

2.  Перегруженность учебных  предметов. «Нельзя объять необъятное»,- сказал Козьма Прутков, а школа все по-прежнему старается опровергнуть эту аксиому и дать ученикам нужное и ненужное в непомерных количествах. Ну, к примеру, учебник истории России для 7-ro класса из двух томов насчитывает 780 страниц текста.

3. Корпоративные интересы  управленческих образовательных  структур. Каждая школа лоббирует через министерство образования интересы и объем своей учебной дисциплины, и школьным учителям приходится, загружая учащихся домашними заданиями.

4. Наукообразность учебных  пособий для учащихся. Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми.

5. Нежелание значительной  части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики, поэтому все нововведения складываю на плечи молодого специалиста.

6. Несправедливость в  денежной оценке труда учителя.

7. Стремление школьной администрации в полном объеме контролировать молодого специалиста.

8. Почти полное забвение  воспитательной стороны образовательного  процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе создался опасный вакуум, заполнять который ортодоксы от педагогики новыми формами внеклассной деятельности не спешат, словно бы дожидаясь возврата старого.

Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя»  в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера.

Точнее, такой ее видит современное  «без идейное» и «без идеологическое»  российское государство, переносящее  свою единственную ценность и единственное мерило – «товарно-денежные отношения  коммерческих партнеров», в отношения  всех и вся; будь-то, скажем, современная милиция или же современное чиновничество, «платные школы» или «платные больницы».

9. Отсутствие инструментов  сдерживания агрессии и непослушания  учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не обратишься. Отсюда — отсутствие порядка в школе.

10. Нет перед  школой основополагающей задачи-цели  со стороны «государства-общества». 

Как все мы видим, современная  российская школа не имеет перед  собой четкой глобальной задачи со стороны «государства-общества»  относительно своей деятельности. Проще  говоря, школа не знает теперь того, какой «продукт-результат» должна она  «выдавать» после 11 лет обучения подрастающего  поколения.

11. Заниженный социальный статус учителя.

12.Студентов не учат работать с родителями. С современными родителями даже опытному учителю иногда бывает трудно договариваться.

Вывод. Перемены в школе нужны, чрезвычайно нужны. Это ведь самый консервативный сектор общественной жизни, что, с одной стороны, хорошо, но, с другой стороны, нам все быстрее, приходится бежать за удаляющимся по пути прогресса Западом, отставание от которого специалисты оценивают уже в несколько десятков лет.

Пройдя череду описанных  проблем молодой учитель в конце первого учебного года задает сам себе вопрос: «Ради чего?». Естественен и вопрос: «Что делать?»

В итоге весь первый год работы молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть «награждена» строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, объяснить — большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного «ужаснейшего» поступка, который он совершил, не зная, как поступать.

Понятно, что быстро поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату трудно. Это — дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно и заниматься этим в первую очередь должна администрация, так же администрация может школы может:

  • Повысить зарплату молодому педагогу, дав ему возможность подзаработать. Во многом это в компетенции директора школы.
  • Администрация школы должна создавать в отношении молодых педагогов режим наибольшего благоприятствования, прикреплять наставника, не загружать рутинной и бумажной работой. Полезно отмечать активных, не забывать награждать их.
  • Студентам необходим опыт общественно-педагогической работы, это подготовит их к сложностям профессии учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева С.Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные / С.Е. Андреева // Российский журнал менеджмента. - 2006. - Т.4. - №2.
  2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006.
  3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М., Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2011 г.
  4. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М.: 2013 .
  5. Вознесенский И. Мотивация педагогов: выбираем пути решения. - 2007 .
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  7. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов / А.Б. Бакурадзе. - М.: Сентябрь, 2005.
  8. Валов Д.В. История менеджмента - ИНФРА-М, 2007 .
  9. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. - М.: Высш. школа, 2011   .
  10. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. –М.: Элит, 2007.
  11. Веснин В.Р. «Практический менеджмент персонала» :Пособие по кадровой работе./ В.Р.  Веснин. - М: Юристь, 2011.
  12. Десслер Г.  «Управление персоналом»/ Г. Десслер.- М.: «БИНОМ», 2011.
  13. Даниелов А.Н., Лебедева Л.И. “Материальное стимулирование в системе мотивации труда”. США-ЭПИ. 2010 г
  14. Даниелов А.Н., «Материальное стимулирование в системе мотивации труда» / А.Н. Даниелов.- США-ЭПИ. 2010.
  15. Даниелов А.Н., Лебедева Л.И. “Материальное стимулирование в системе мотивации труда”. США-ЭПИ. 2012 г
  16. Ильин,  Е.П. Мотивы и мотивация. – СПб: Питер (Серия «Мастера психологии), 2008.
  17. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. –М.: Канди, 2010.
  18. Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.  // Человек и труд, №10, 2007
  19. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.

 

 

 


Информация о работе Почему молодые специалисты не хотят работать в школе