Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:26, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является изучение методики конструктивного разрешения конфликтов в системе «руководитель – подчиненный» в среде медицинских работников.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач, а именно:
рассмотрение теоретических основ социального конфликта;
анализ основных методов разрешения конфликтов;
формулировка общей характеристики деятельности исследуемой организации;
рассмотрение механизмов конструктивного разрешения конфликтов в системе «руководитель – подчиненный» на примере организации;
разработка рекомендаций по улучшению работы в сфере управления конфликтом в исследуемой организации.
Введение 5
1. Теоретические аспекты социального конфликта 8
1.1. Основополагающие концепции социального конфликта 8
1.2. Современные концепции конфликта 13
1.3. Основные причины социальных конфликтов, их виды 16
1.4. Динамика конфликтов 20
1.5. Этапы анализа социальных конфликтов 27
1.6. Функции социальных конфликтов 30
1.7.Формы конфликта в организации, его участники 32
2. Управление конфликтом в организации 36
2.1. Прогнозирование и предупреждение конфликтов 36
2.2. Методы разрешения конфликтов 44
2.2.1 Внеюридические методы разрешения конфликтов 44
2.2.2. Юридические способы разрешения конфликтов 51
2.3. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 53
2.3.1.Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила поведения 53
2.3.2. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов 56
3. Разрешение конфликтов в системе руководитель –подчиненный 62
4. Практические аспекты конструктивного разрешения конфликтов в системе руководитель-подчиненный на примере МУЗ «Эртильская ЦРБ» 77
4.1. Организационно-экономическая характеристика организации 77
4.2. Основные показатели деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Эртильская Центральная районная больница» за период 2007-2009 гг. 81
4.3. Медицинский коллектив и его особенности.Конфликты в медицинской среде 85
4.4. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в стоматологическом отделении МУЗ «Эртильская ЦРБ» 88
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Позитивные заключаются в достижении взаимопонимания и создании основы будущих отношений, укреплении у персонала уверенности в своих силах, развитии производственной демократии, совершенствовании методов диалога, выявлении лидеров.
Негативные
проявятся в
По форме саботаж бывает пассивным и активным. Первый состоит в игнорировании нарушений или, наоборот, излишнем к ним внимании, в результате происходит либо дезорганизация, либо задержка работы. Второй основан на сознательном инспирировании неполадок, приводящем в конечном итоге к тем же последствиям. Взаимосвязанность элементов производства придает саботажу особую опасность. Во время его актов возникают простои, приносящие огромный материальный ущерб, но для работников являющиеся дополнительным оплачиваемым отдыхом.4
2. Управление конфликтом в организации
Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование и разрешение конфликтов. Каждая из этих стадий требует от руководителя определенный подход и специальный набор научных и практических знаний.
2.1. Прогнозирование и предупреждение конфликтов
Прогнозирование возможных последствий своих поступков является неотъемлемой характеристикой человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой событий собственной жизни. Прогнозирование возможности возникновения и развитие социального конфликта дает человеку:
Безусловно, наиболее точно могут прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, включая конфликты, профессионалы: конфликтологи и социологи.
Только на основе всесторонних научных исследований симптомов возникающих противоречий и диагностики можно смоделировать возможный конфликт и составить программу действий по сведению к минимуму его негативных последствий для общества. Однако каждый человек может развить свои способности в прогнозировании и управлении результатами социальных взаимодействий. Для этого необходимо иметь совокупность взаимосвязанных знаний и навыков.
Прогнозирование социальных конфликтов как особый вид деятельности опирается на достаточно глубокие и систематизированные знания:
К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:
Не
в исследовательской
Процесс прогнозирования состоит из следующей последовательности действий:
1. Выявление симптомов – некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации.
2. Поиск и анализ информации – сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства.
3. Моделирование:
Цель прогнозирования – принятие такого решения, которое позволяет личности наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.
Методы этой деятельности широко известны. Используя индуктивный метод, то есть выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта – к более сложному, от конкретного конфликта – к обобщению).
Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах.
На современном этапе в плане прогнозирования конфликтных ситуаций в организации большое значение имеет совершенствование и оптимизация организационно-управленческой системы организации.
Основными причинами трудовых конфликтов являются недостатки в организации труда. Наиболее часто встречаются следующие:
- неблагоприятные условия труда;
- несовершенная система оплаты труда;
- неритмичность работы (простои и штурмовщина);
- упущения в технологии;
-
необеспеченность заданий
-
несоответствие прав и
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
- существование неоправданных организационных структур.
Соответственно, совершенствование организации труда и управления деятельностью людей является мощным фактором предупреждения многих социальных конфликтов в процессе труда.
Также многие причины трудовых конфликтов кроются в порочной связи между рабочими местами. Эти связи бывают:
- технологическими,
- информационными,
- иерархическими.
Возникновение конфликтов, как правило, обусловлено:
1.
Неопределенностью или
2. Переизбытком руководителей у отдельного подчиненного. В этом случае он получает указания от многочисленных начальников и не в состоянии выполнить все вовремя, поэтому он принимает самостоятельное решение, выбирая одну из стратегий:
3. У руководителя слишком много непосредственных подчиненных, это приводит к тому, что:
-
каждый из них пытается
- некоторые из них пытаются как-то структурировать коллектив, выделяя группу, которой они руководят, в отношении других осуществляется хаотичное руководство;
- подчиненные отказываются от попыток управления, пуская все на «самотек», в этом случае они, в свою очередь, становятся «мальчиками на побегушках» у своих подчиненных.
В первых двух случаях неравномерность нагрузки подчиненных ухудшает отношения, что ведет к конфликтам. В третьем случае в коллективе растет влияние неформальных лидеров.
Оптимальной организационной структурой, предупреждающей появление многих конфликтов, является подчинение одному руководителю 3 – 4 подразделений с коллективами до 7 человек.
4. Порочные круги управления, при которых функции, средства, обязанности и ответственность не распределены четко по рабочим местам. Создается ситуация, где все в равной степени безвластны и безответственны.
Если в «порочный круг» вовлечено два – три рабочих места, найти выход не сложно. В этом случае стоит наделить несколько сотрудников совместной ответственностью.
Если в этот круг вовлечено более трех рабочих мест, совместная ответственность невозможна. Еще более сложная ситуация возникает, если за каждым из них стоит подразделение.
Как правило, причины этого или заложены в структуре организации, или возникли из-за отношений зависимости одних от других (личностной, технологической или другой).
5.
Неадекватное взаимодействие
Частой причиной конфликтов в организации также является нарушение принципов управления. Соблюдение следующих принципов управления позволяет предотвратить возникновение многих социальных конфликтов:
Принцип инструкций. Его суть заключается в предпочтительности управления с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений. Так, на каждую должность обязательно следует создать и утвердить руководителем инструкцию о должностных обязанностях. Эта инструкция должна представлять собой не формальный документ, а реальные и конкретные требования к человеку, занимающему эту должность: порядок выполнения работ, требования к результату, последовательность подчинения в иерархии управления, процедура разрешения противоречий, связанных с выполнением должностных обязанностей.