Предвидение и прогнозирование в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование на современном уровне.

Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла. Первый - общеэкономический, второй - конкретно-управленческий.

С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями руководителей этих единиц. Они осознанно определяют основные направления хозяйственной деятельности своего предприятия, принимая необходимые плановые решения, учитывая внутреннюю природу.

Планирование с конкретно-управленческой точки зрения является основной функцией менеджмента, в которой на основе определения целей деятельности выявляются необходимые для их достижения средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Сущность планирования в данном случае проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их существования на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

На основе вышесказанного можно дать следующие определения.

План предприятия - заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг.

Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.

Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Пирамида планирования: миссия предприятия - принципы работы предприятия - поставленные цели и задачи долгосрочного планирования работы - планируемые параметры эффективности - стратегия - способы достижения заданных параметров - тактика - средства реализации стратегии.

На нынешнем этапе развития большинства российских предприятий главной целью планирования провозглашается получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два способа роста доходов предприятия: первый - ориентация на планирование снижения затрат, второй - на повышение результатов производства.

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- предвидение вероятных рыночных  тенденций и соответствующая  им корректировка производственной  программы предприятия;

- исследование требований потребителей  и формирование программы, ориентированной  на их запросы;

- обеспечение выпуска продукции  более высокого качества;

- непрерывное повышение эффективности  производства на основе дальнейшей  специализации и кооперирования;

- выявление и мобилизация внутренних  ресурсов производства;

- применение наиболее экономичных  технологий и оборудования;

- согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия  и направленность этих действий  на достижение взаимовыгодных  результатов.

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

Объектами планирования на предприятии являются отдельные подразделения и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений.

Координация плановой деятельности выражается в том, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если такой процесс не связан с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня, и всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других. Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным.

Смысл принципа непрерывности заключен в следующем: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

- неопределенность внешней среды  и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой  постоянную корректировку ожиданий  предприятия относительно внешних  условий и соответствующее исправление  и уточнение планов;

- изменяются не только фактические  предпосылки, но и представления  о своих внутренних ценностях  и возможностях. Если предприятие  не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный  результат может оказаться не  востребованным.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности предприятия.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно и другим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения.

- Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и  каждое его подразделение должно  иметь четкие ориентиры для  своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать  ход выполнения планов и судить  о том, в какой степени решены  поставленные задачи.

- Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.

- Ориентированность во времени  требует, чтобы каждый план имел  свои строго определенные границы  во времени. Отсутствие временных  границ не позволяет предприятию  контролировать выполнение своих  планов.

- Принцип гибкости предполагает  разработку альтернативных планов  при высокой вероятности наступления  того или иного события. Непрерывность  планирования требует, чтобы перспективные  и текущие планы были взаимоувязаны  и гибко реагировали на постоянно  меняющиеся условия реальной  экономической ситуации.

- Комплексность планов означает, что они должны высвечивать  все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных  фондов, наем персонала, оплату труда  и др. В каждой из этих сфер  устанавливаются объем планируемых  работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.

- Непротиворечивость планирования  предполагает наличие тесной  взаимосвязи и согласованности  различных видов планов. Планы  предприятия должны быть взаимно поддерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений. Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия.

- Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению  план предприятия (подразделения) становится  обязательным для выполнения  сотрудниками предприятия. При изменении  обстоятельств или по мере  реализации плана руководство  предприятия или его плановая  служба могут в пределах своей  компетенции уточнять или корректировать  план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности служит основой современного производственного менеджмента, маркетинга и в целом всей экономической системы хозяйствования. Это означает, что процесс планирования должен реализовываться на базе системного подхода к решению возникающих на предприятии производственно-экономических проблем. А он включает: выбор целей, определение ресурсов, организацию процессов, контроль исполнения, мотивацию персонала и т.д. В этой работе участвуют многие категории персонала: руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Разработка стратегии. Данная фаза предусматривает создание нескольких вариантов решений и расчеты их сравнительных возможностей, а также предполагаемых ближайших и отдаленных результатов применения этих вариантов.

  Реализация стратегии заключается  в составлении перспективных  планов хозяйственно-финансовой  деятельности предприятия, предполагаемых  бюджетов и счетов прибылей  и убытков организации, а также  в осуществлении мониторинга (постоянного  наблюдения) за их исполнением.

Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно

- распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);

- осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Ключевые моменты стратегического планирования:

- стратегия разрабатывается высшим руководством;

- стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

- стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

- планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Выделяют следующие этапы стратегического планирования:

Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования. Сеть ресторанов быстрого питания «Бюргер Кинг» предоставляет людям недорогую пищу быстрого приготовления. Это реализуется в ценовой политике компании. Например, гамбургеры должны продавать не за 10, а за 1,5долл.

Формулировку миссии можно производить на основании вопросов:

Какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

Какова внешняя среда фирмы, определяющая ее рабочие принципы?

Какого типа рабочий климат внутри фирмы, культура организации?

Миссия способствует созданию клиентов и удовлетворению их потребностей. Миссию нужно искать в окружающей среде. Сведение миссии предприятия до «получения прибыли» сужает сферу ее деятельности, ограничивает возможность руководства изучать альтернативы для принятия решений. Прибыль — необходимое условие существования, внутренняя потребность компании.

Часто миссия отвечает на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Информация о работе Предвидение и прогнозирование в менеджменте