Предприятия Казахстана и производственный потенциал Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Предприятия Казахстана изначально развивались, исходя из наличия в Республике богатейшей сырьевой и топливной базы. Природные ресурсы этой Республики действительно весьма разнообразны: это запасы нефти и угля, крупные месторождения черных и цветных металлов, химическое сырье, природные строительные материалы - все это делает промышленные предприятия Казахстана независимыми в своих стратегических планах развития.
Помимо развитой промышленности, Республика имеет и многоотраслевое сельское хозяйство.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Пути решения: Реализация научно-технологической и инновационной политики предусматривает:

- мониторинг приоритетных  направлений развития отечественной  науки и технологий;

- увеличение бюджетного  финансирования на научные исследования;

- совершенствование нормативной  правовой базы по государственной  поддержке научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

- развитие исследований, направленных на разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически  чистых технологий;

- формирование национальной  инновационной системы;

- укрепление материальной  базы научно-исследовательских организаций;

- разработку и совершенствование  механизмов финансирования научно-технических  разработок на грантовой основе  по результатам независимой научной экспертизы;

- создание венчурных  фондов совместно с отечественными  и иностранными финансовыми институтами, разработку и реализацию механизмов  венчурного финансирования инновационных  проектов;

- создание и поддержку  деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, технологических инкубаторов, научно-технологических зон и т.п.);

- формирование системы  оценки интеллектуальной собственности;

- развитие кадрового  потенциала, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям научно-технологического развития;

- подготовку инженерно-технических  кадров для высокотехнологичных  и инновационных производств  и повышение квалификации инженерно-технического  и управленческого персонала;

- создание благоприятной  экономической среды для развития  негосударственного сектора науки  и малых научно-технических и  инновационных предприятий;

- создание системы привлечения  зарубежных передовых технологий;

- поддержку молодых талантливых ученых.

Инвестиционная политика

Принят новый Закон "Об инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных и отечественных инвесторов, совершенствование системы государственной поддержки инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.

В качестве результатов реализованных до настоящего времени мер в инвестиционной сфере следует отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение рейтинговыми агентствами Казахстану кредитного рейтинга, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание государственных институтов развития.

Вместе с тем сохраняются следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно-институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

Цели: дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики.

В целях увеличения объемов притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности и создания эффективной системы мониторинга инвестиционных обязательств должны быть осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов.

Приоритетами бюджетных инвестиций должны стать обеспечение эффективной реализации функций государственного управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию аграрного сектора, развитие города Астаны. Особое внимание уделить модернизации научной и научно-технической инфраструктуры.

Кроме того, создать целостную систему планирования государственных инвестиций, предусматривающую качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики.

Основным принципом планирования структурного преобразования экономики являются:

- на долгосрочный период – прогнозы научно-технического, культурного, производственного, экономического развития мировой экономики и образующихся в этой связи новых или расширение существующих сфер потребления;

- на краткосрочный период – текущие возможности и реальные оценки вытеснения иностранных производителей с внутренних рынков и замещением их продукцией отечественной, более высокого качества, пониженной цены, больше отвечающей историческим, культурными потребительским традициям населения Казахстана;

- на среднесрочный период – развитие в качественном и количественном отношениях созданных производств на краткосрочном периоде.

Планирование инновационного преобразования экономики является принципиально важным для средне- и долгосрочных программ.

Долгосрочные программы, ориентированные на выпуск новой продукции потребуют проведения научных исследований поискового, фундаментального и технологического характера. Эти работы должны закладываться, как и их кадровое обеспечение, на начальном этапе преобразования экономики.

Потребность в среднесрочных программ в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах должна планироваться исходя из экспортного потенциала продукции краткосрочного периода в направлении повышения ее качества и придания новых потребительских свойств.

Опыт индустриально развитых стран, добившихся успехов в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорта инновационной продукции (товаров и услуг), позволяет выделить следующие формы реализации политического реализации политики развития инновационной сферы, которые могут быть использованы в Республике Казахстан:

стратегия "наращивания" – комплекс мероприятий долгосрочного характера, направленных на обеспечение постепенного наращивания на базе высоких технологий выпуска новой конкурентоспособной продукции для реализации в производстве и социальной сфере с использованием собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала и с привлечением зарубежного опыта;

стратегия "заимствования" – комплекс мероприятий, направленных на освоение выпуска наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, с использованием собственного инновационного потенциала страны. Далее наращивается производство продукции с развитием научно-технического и промышленного потенциала, способного самостоятельно проводить работы по инновационному циклу – от создания до реализации инновационной продукции;

стратегия "переноса" – комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на освоение производства продукции новых поколений, пользующейся спросом за рубежом, на основе использования зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала в экономике страны путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии. В последующем в стране создастся и развивается собственный научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание всего цикла – от фундаментальных исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной продукции на рынках страны и за рубежом.

Общим элементом для каждой из указанных стратегий является активизация инновационной деятельности и достижение новых экономических рубежей. Разница в стратегиях определяется соотношением достигаемых рубежей и исходными (финансовыми и материально-техническими) возможностями государства, предприятий. Рекомендовать для широкого использования стратегию "переноса" применительно к условиям Казахстана достаточно сложно из-за ограниченных ресурсов, недостатка инвестиций, неудовлетворительного состояния национальной материально-технической базы производства.

Стратегия государственной инновационной политики должна строиться по-разному, применительно как к группам отраслей реального сектора экономики, так и группам промышленных производств, то есть максимально использовать конкурентные преимущества, учитывая при этом "слабые места".

Приоритетом в выбранной стратегии государственной инновационной политики должны пользоваться высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых могут участвовать государства Содружества на долевых началах, беря на себя часть рисков. При этом представляется важным создание условий для привлечения к этим работам частных инвесторов.

Воздержимся от глобальных рекомендаций как поставить инновации на промышленную основу. Обратимся сначала к основной фигуре инноваций – собственно самому инноватору. Человека нельзя заставить что-нибудь придумывать, заставить трудно, но условия создать можно, и обычно в этом заключается основная роль государства и всех заинтересованных участников процесса инноваций. Одно из таких основных условий – четкая правовая защита патентов и интеллектуальной собственности. Человек что-то придумал, и он должен иметь от этого доход.

Тем более что такая патентная защита должна достаточно быстро трансформироваться или транслироваться в европейские и американские эквиваленты. Это даже важнее, чем защита на родине, в Казахстане, в свете того, что данные рынки больше, богаче, и они более быстрые в плане инноваций. К патентной защите примыкает целая тема о международной сертификации.

Еще один важный аспект, где государство может сыграть заметную роль по инновациям, – это обеспечение равной конкуренции. Как ни странно, тепличные условия не стимулируют креативность. Только жесткая, но в то же время равная борьба мозгов. Эта борьба может быть те только за вывод продукта на рынок, но и за финансирование.

Когда речь заходит о финансировании, то трудно удержаться от сопоставлений: сколько тратят на исследования в США, в Китае, и у нас в Казахстане. Абсолютные и относительные величины в данном случае важны, но также значим механизм отбора.

В Финляндии создали агентство TЕKES, в США SITR для поддержки такого рода начинаний. Они участвуют на стадии финансирования венчурных проектов и отбирают проекты с помощью достаточно независимых экспертов. Помощь оказывается не только финансовая, но и информационная – поиск партнеров и для бизнеса, и для исследований, каталоги патентов и достижений, и даже составление бизнес-планов. А ориентация не только на себя, но и на весь мир. У того же TЕKESа офисы во всех регионах Финляндии, а также в Пекине, Брюсселе, Токио, Сан Хосе (Силиконовая долина), Шанхае и Вашингтоне.

Конкуренция за академическое финансирование также работает в Финляндии. Команды исследователей подают свои программы в академию наук для получения статуса Center of Excellence, и на несколько лет финансирование им обеспечивается в случае победы среди конкурентов. Причем, цель именно в том, чтобы исследование превратилось в товар. Конечно же, ни TЕKES, ни академия наук не имеют прав собственности на изобретения.

Венчурные фонды или венчурные капиталисты уже не в диковинку в РК. И модель примерно такая же во всем мире относительно государственного участия. Государственный фонд участвует наряду с частными фирмами как соинвестор, а потом продает свою долю.

В целях формирования национальной инновационной системы (НИС), необходимо обеспечить условия для устойчивого развития конкурентоспособной экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации и коммерциализации новых знаний. Исходя из этого, основной задачей определены поддержка и развитие следующих элементов инновационной системы в порядке приоритетности: развитие научного потенциала, формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды и многоуровневой инновационной инфраструктуры. Кроме того, необходимо формирование и развитие элементов механизма финансовой инфраструктуры инновации, обеспечение эффективного взаимодействия между данными четырьмя элементами НИС.

Формирование национальной инновационной системы предполагается "осуществить в три этапа. Первый – 2005-2007 годы – это формирование с активным участием государства. Следующий этап – 2008-2010 годы. В этот период необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия функционирования элементов НИС, а также будет проводиться активная работа венчурных фондов, реализация инновационных проектов. Последний этап – до 2015 года – касается устойчивого развития НИС, уменьшение доли государственных расходов, а также увеличение частных инвестиций.

 

 

Список литературы

 

1. Абдыгаппарова  С.Б. Инновационный потенциал Казахстан: механизмы активизации: Монография. – Алматы: Экономика, 2001-158с

2. Аналитический  обзор. Государственная поддержка  развития инновационной деятельности  за рубежом. Выводы для Казахстана

3. Андронова Л.. Приоритет инноваций: de jure-de facto// Промышленность Казахстана. 2002. № 1 (10). с. 44-46.

4. Баймуратов У. Инвестиции и инновации: нелинейный  синтез//Том 3. Избранные научные  труды. – Алматы: БИС, 2005.-320с.

5. Байсартов Э. Инновационная  деятельность – перспективы развития предприятий обрабатывающей отрасли //Қаржы-қаражат №2 2005

6. Беляева Г., Кожукалова  О. Рынок научно-технической продукции  в Республике Казахстан // Экономика  и статистика. 2000. № 2. с. 40-44.

Информация о работе Предприятия Казахстана и производственный потенциал Республики