Признаки эффективного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов. Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. Цель исследования. Рассмотреть особенности влияния данного института на функционирование государственной службы.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Faktory_i_priznaki_effektivnogo_menedzh.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа над повышением эффективности  управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование  которого является для организации  наиболее актуальным. Важно лишь иметь  при этом в виду взаимосвязь элементов  друг с другом.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

  1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
  2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
  3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
  5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
  6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
  7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
  8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

В современных рыночных условиях для  эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и  разносторонние знания, но и отличался  оперативностью и деловитостью, обладал  чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе  и в сфере управления, можно  воздействовать. Важным стимулом квалификационного  роста руководящего работника и  развития его инициативы является систематическое  продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:

  1. перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
  2. повышения заработной платы без повышения в должности;
  3. продвижения его по ступеням должностной лестницы .

Росту эффективности менеджмента  способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности.

Стимулирующая роль в повышении  эффективности труда руководящих  работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска – прямая задача руководителей компании.

Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой  свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка  со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между  работниками.

Одним из наиболее действенных путей  повышения эффективности управления является мотивация.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Существует определенная система  мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его  общественной полезности; статусные, связанные  с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным.

Менеджеру следует помнить о  том, что делегирование заданий  и полномочий не освобождает его  от ответственности. Делегирование  – это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого  труда, позволяющая повысить его  эффективность.

Эффективность или неэффективность  управления в значительной степени  определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного  выбора организационной структуры  зависят быстрота и экономичность  принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента  на предприятии.

В настоящее время существуют следующие  виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

6. Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.

Повысить эффективность управления можно также, применяя различные  методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его  квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

Каждая организация самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления.

Однако любому руководителю важно  осознавать, что наибольшая эффективность  управленческой деятельности будет  достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эффективность управления – это сложная управленческая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

В общем виде эффективность менеджмента  предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

В результате исследования критериев  и методов оценки эффективности  управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой  оценки. Эффективность менеджмента  можно анализировать, используя  экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности  менеджмента может быть получена только совокупностью различных  показателей, учитывающих влияние  различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации  для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности  управленческой деятельности.

Были рассмотрены различные  пути повышения эффективности менеджмента  с учетом всех элементов деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых  качеств самого руководителя или  на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачугов Д.Д. Политология.  [Текст]: учебник / Д.Д. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2008. – 367 с.
  2. Гавриленко В.М. Политология. [Текст]: учебник / В.М. Гавриленко – М.: Приор.-издат., 2008. – 160 с.
  3. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент. [Текст]: учебник / А.Л. Гапоненко – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 568 с.
  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. [Текст]: учебник / Г.Я. Гольдштейн  - Таганрог: ТРТУ, 2012. - 258 с.
  5. Григорян А. Ф. Социология. [Текст]: учебник / А.Ф. Григорян – М.: ПБОЮЛ, 2009. – 264 с.
  6. Иванов А.П. Социология и власть. [Текст]: учебник / А.П. Иванов – Спб.: Изд-во ПЕТЕРБУРГ, 2008. – 440 с.
  7. Литвинов Ф.И. Введение в геополитику. [Текст]:  учебник / Ф.И. Литвинов – М.: ИНФРА - М, 2008. – 335 с.
  8. Мескян М.Х. Основы политологии. [Текст]:  учебник / М.Х. Мескян. - М.: Дело, 2005. – 720 с.
  9. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. [Текст]: учебник / В.П. Пугачев – М.: «Аспект пресс», – 2011. – 467 с.
  10. Рубаник Ю.Т. Социология и политология.  [Текст]: учебник / Ю.Т. Рубаник – М.: ИНФРА – М, 2004. – 456 с.
  11. Тейлор Ф. Менеджмент. [Текст]: учебник / Тейлор Ф. – М.: «Прогресс». – 1998. – 656 с.
  12. Семенов А.К. Политология. [Текст]: учебник / А.К. Семенов - М.: Эксмо, 2008. - 473 с.
  13. Уткин Э.А. Курс менеджмента. [Текст]: учебник / Э.А. Уткин – М.: Изд-во «Зеркало», 2001. - 448 с.
  14. Васькин А.А. Социология. [Текст]: учеб. пособие / А.А. Васькин - М.: Компания Спутник, 2010. - 581с.
  15. Веснин В.Р. Политология. [Текст]: учеб. пособие / В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2001. - 512 с.
  16. Добровенко С.Е. Менеджмент. Стратегии эффективности. [Текст]: учеб. пособие / С.Е. Добровенко – М.: РАГС, 2007.- 176 с.
  17. Казанцев А.К. Общий менеджмент. [Текст]: учеб. пособие / А.К. Казанцев – М.: ИНФА – М, 2008. – 252 с.
  18. Коротков А.А. Введение в социологию [Текст]: учеб. пособие / А.А. Коротков – М.: ИНФРА – М, 2006. – 224 с.
  19. Кузнецов В.А. Социология и власть. [Текст]: учебное пособие / В.А. Кузнецов – Орел: Орел ГТУ, 2008. – 89 с.
  20. Кузнецов Н.Г. Политология. [Текст]: учебн. пособие / Н.Г. Кузнецов - Ростов-на- Дону: Феникс, 2002. – 179 с.

Информация о работе Признаки эффективного менеджмента