Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель работы рассмотреть и изучить принципы и методы стандартизации. В процессе выполненной самостоятельной работы были рассмотрены: стандартизация в системе управления качеством, принципы и методы стандартизации, а также проблемы и перспективы развития стандартизации. Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 7
1.1 Сущность процессов стандартизации 7
1.2 Система стандартизации России 15
1.3 Система международных стандартов 22
2 ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 32
2.1 Основные принципы стандартизации 32
2.2 Методы стандартизации 34
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402[3].
В настоящее время
широкое распространение
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
· МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
· МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402.
Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования».
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
ИСО 10012 – «Система управления измерением».
ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»
ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»
<p class="dash041e_0431_044b_