Принципы и роль корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этих целей потребуется решение следующих задач:
дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
выявить средства и методы PR в формировании корпоративной культуры;
рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации

Содержание

Введение 3
Принципы и роль корпоративной культуры 6
1.1.Понятие и роль корпоративной культуры в организации 6
1.2.Содержание корпоративной культуры 9
1.3.Принципы формирования корпоративной культуры в организации 14
Теоретические основы разработки стратегии организации 17
2.1.Правила и процедура разработки стратегии 17
2.2.Стратегическое управление организацией 18
2.3.Стратегическое планирование в организации 20
2.4.Выстраивание стратегической пирамиды 22
Заключение 27
Литература 30
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

Кредо провозглашает основные ценности компании и отражает интересы всех сторон, задействованных в организации. Таким образом, создается база для  формирования корпоративной культуры.

Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам  руководителей и специалистов, как  и других работников, должны формироваться  на основе принятой в компании идеологии  организационного поведения. Таким  образом, формируется корпоративная  культура (Приложение№2).

Обычно выделяют два уровня корпоративной культуры: внешний  и внутренний. В свою очередь внутренний уровень можно разделить  на два  подуровня: осознанный и неосознанный.

 Внешний уровень составляет  видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения,  физические символы, организационные  церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать  или понять, наблюдая за поведением  других членов организации. Так  выглядит корпоративная культура, на видимом уровне, в глазах  стороннего наблюдателя. Два других, невидимых уровня, представляют  собой общие для членов организации  основные ценности и негласные  соглашения.

Внутренний  осознанный уровень —  это выраженные в словах и делах сотрудников  организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Вот здесь и начинается второй подуровень, грань между которым становится практически незаметной. Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. Культура более «просвещенных» организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид стремится на высоком уровне исполнять порученные ему обязанности. В таких компаниях сотрудники обладают большей свободой и большей ответственностью, коллеги доверяют друг другу и работают сообща.

Фундаментальные ценности корпоративной культуры могут  выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью  которых мы получаем возможность  интерпретировать культуру любой фирмы.

Символ — это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации. К примеру, для того чтобы выразить в символах свою политику «открытых дверей», Билл Арнольд, президент компании Centennial Medical Center, снял с петель дверь своего офиса и распорядился подвесить ее на потолке в холле. Рэндал Лирримор, президент MasterBrand Industries, преследовавший цель стимулировать командную работу, принял решение о сносе разделявших отделы его компании внутренних перегородок.

Предания — это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности корпоративной культуры. В торговой компании Nordstrom вы можете услышать предание о том, как одному из покупателей вернули деньги за некачественную автомобильную покрышку, хотя в ее магазинах покрышки никогда не продавались... Этот рассказ в иносказательной форме подчеркивает принятое в компании правило о приеме любых возвращаемых покупателями товаров.

Герой — человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры, модель, образец личности, подражать которой стремится большинство сотрудников организации. Иногда речь идет о реально существующих фигурах. Но чаще всего это символические персонажи. Поступки, которые совершают герои, выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить. Они показывают людям, как надо делать хорошие дела. В компаниях с сильно развитой культурой многие достижения становятся основой для появления героических персонажей и тем самым для поддержания корпоративных ценностей на должном уровне.

Девиз (он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Так, Компания Sequins International, 80% работников которой — латиноамериканцы, в качестве девиза выбрала цитату из У. Эдварса Дьюинга: «Не надо угождать боссу; ублажайте покупателей».

Корпоративные церемонии — это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев.

Церемония может представлять собой вручение премии или награды. В компании Mary Kay Cosmetics такие церемонии носят тщательно продуманный и сложный характер: выдающимся торговым консультантам, как их здесь называют, вручают золотые и бриллиантовые заколки, меха и главную награду — розовый «Cadillac». Церемония награждения проводится в большом зале, на нее собирается множество сотрудников в вечерних нарядах. Представление лучших работников происходит в форме демонстрации видеороликов (так же, как и у претендентов на награды Американской киноакадемии «Оскар»).

Корпоративные мероприятия - такие события необходимы для налаживания отношений между сотрудниками их знакомства друг с другом, а также с руководством. Наиболее эффективными видами подобной коммуникации являются корпоративные пикники, вечера в театрах, консерваториях, празднование юбилеев и дня основания компании.

Итак, к элементам корпоративной  культуры относятся общие для  сотрудников компании ценности, убеждения  и нормы, которые выражаются в  форме символов, преданий, девизов  и церемоний и героев фирмы. Какие  именно образы и объекты будут  олицетворять культуру компании, определяют менеджеры.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих культуру той или иной организации как на макро -, так и на микроуровне. Так, С. П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе следующих 10 критериев:

    • личная инициатива, т. е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
    • степень риска, т. е. готовность работника пойти на риск,
    • направленность действий, т. е. установление организацией четких целей и ожидаемых результатов выполнения;
    • согласованность действий, т. е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координировано взаимодействуют;
    • управленческая поддержка, т. е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
    • контроль, т. е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
    • идентичность, т. е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
    • система вознаграждений, т. е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
    • конфликтность, т. е. готовность сотрудника, отрыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
    • модели взаимодействия, т. е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию  по этим критериям, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

 

2.1.Принципы формирования  корпоративной культуры в организации

 

В ходе исследования были изучены принципы формирования корпоративной культуры в компании г. Азова «Armax group».  Данная организация существует 2 года. За это время организация успела усилить свою позицию на рынке, завоевать доверие и стать конкурентоспособной.

На начальных стадиях  своего развития выработка стратегии  связана с расширением и улучшением продукта, не меняя отрасли, т.е. предложение  эксклюзива, то, чего не предлагают другие. Это стратегия концентрационного роста.

Таким образом, фирма стремится  закрепить свое положение на рынке, улучшить его и быть конкурентоспособной.

В дальнейшем фирма выбирает стратегию усиления позиции на рынке, т.е. она стремится завоевать лучшие позиции, усиливает контроль над  своими конкурентами.

Целями данной стратегии  являются:

  • завоевание доверия клиентов;
  • получение прибыли;
  • рост организации;
  • завоевание определенной доли рынка.

Также применяется кадровая стратегия. Она предполагает подбор высококвалифицированных специалистов.

Цели:

  • сохранить квалифицированных работников;
  • сохранить ядро трудового коллектива.

Эта стратегия реализуется, производя тем самым изменения  в культуре организации. Реализация этой стратегии влияет на поведение  людей, климат в коллективе.

В результате в компании происходят следующие изменения  в культуре организации;

  • изменяется структура организации;
  • приобретаются новые знания, навыки, происходит самореализация кадров;
  • изменяется внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация.

Исходя из требований, предъявляемым  к работникам в данной организации, можно сделать вывод, что руководитель ставит на первое место профессиональные качества работников, на второй план отходят  личные качества человека.

В процессе было выявлено, что  руководитель обладает авторитарным стилем руководства. Это доказывается следующими фактами:

  • жесткий контроль со стороны руководителя;
  • вся информация о заказах, клиентах, в строгом порядке доносится руководителю;
  • решения принимаются руководителем;
  • все заказы, в большей степени, принимаются самим руководителем.

В ходе исследования было выявлен уровень корпоративной культуры (Приложение №3).

Выработка стратегии связана  со специализацией в производстве продукции. Данный тип стратегии предполагает наличие прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему  контроля.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы разработки стратегии организации

 

    1. Правила и процедура разработки стратегии

 

       В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличие от стратегии в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие – достаточно узкий, касающейся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым её функционирование по пути реализации её стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации, какой – то определенной стратегии, или же для обеспечения достижения какой – то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение её внутренней жизни, организационной культуры и т.д.

Процедура в отличие от правила описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

 

    1. Стратегическое управление организацией

 

Стратегическое  управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Принципы и роль корпоративной культуры