Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:50, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Стратегическое управление организацией для российской экономики — новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика стратегического управления…………………6
1.1 Понятие стратегического управления на предприятии. 6
1.2 Система стратегического управления. 12
1.3 Методика принятия стратегических управленческих решений. 15
Глава 2. Анализ стратегического управления ОАО «Газпром» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 21
2.2 Структура управления организацией 24
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ. 26
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления ОАО «Газпром» 34
Заключение 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
-совершенствование системы корпоративного управления и повышению прозрачности компании;
-рост рыночной капитализации ОАО «Газпром»;
- снижения издержек компании;
-размещений облигаций;
-снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов;
-улучшение структуры долгового портфеля;
-повышению эффективности работы Общества как вертикально интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних организаций;
-внедрение новых технологий;
-повышение экономической эффективности экспорта;
-необходимость расширения минерально-сырьевой базы Общества;
-сохранение социальной защищенности работников в процессе проводимых структурных изменений;
-приведение акций Общества к единой системе обращения;
-определение условий доступа независимых производителей к «трубе» таким образом, чтобы стимулировать привлечение их средств для развития газотранспортных мощностей.
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
Таблица 2.1
SWOT-анализ деятельности ОАО « Газпром»
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внутренние слабые стороны |
1.Эффективное
управление (минимизация расходов,
процесс интенсификации |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
2. Большие запасы газа на территории России |
2. Необходимость
инвестировать серьезные |
3. Диверсификация
маршрутов и повышение |
3. Недостаточное
финансирование проектов, направленных
на диверсификацию поставок |
4. Способность
удовлетворять растущий с |
4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа; |
5. Лидирующее
место по темпу роста рыночной
капитализации среди |
5. Стоимость
акций Газпрома все-таки |
6. Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям |
6. Проблема модернизации
действующей системы |
7. Развитие производства
и морской транспортировки |
7. Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ |
8. Соблюдение
всех требований Конвенций |
8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
9. Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность |
9. Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа |
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов |
|
11. суммарная
экономия топливно- |
|
Потенциальные внешние возможности организации |
Потенциальные внешние угрозы |
1. Сохранение
достигнутых позиций на |
1. Проводимая
на государственном уровне |
2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) |
2. Сохранение транзитных рисков |
3. Газовые ресурсы
Центральной Азии дают |
3. Ставка на
закупки среднеазиатского газа
вместо инвестиций в |
4. Признанный лидер рынка |
4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
5. Возможности расширения ассортимента продукции |
5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти |
6. Контроль над
всеми конкурентами внутри |
6. Организация
имеет серьезных конкурентов
в лице стран, обладающих больш |
7. Независимость в выборе поставщика газа |
7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
8. Лидирующее место в сфере распределения газа |
8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
9. Резкий рост
мировой потребности в |
9. Снижение уровня
обеспеченности мировой |
10. Заинтересованность
государства в развитии |
10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами |
11. Отсутствие
политического элемента в |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
12. Вертикально интегрированная компания |
Проанализировав 2 главу, мы видим, что открытое акционерное общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. ОАО «Газпром» имеет достаточно сложную и широкую организационную структуру. Его главный центр располагается по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Наметкина, д.16., тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц. ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.
Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Газпром позиционируется как вертикально интегрированная компания, которая предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.
Основными целями Газпрома:
1. Наращивание объемов добычи газа.
2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям.
3. Диверсификация
маршрутов и укрепление
4. Диверсификация
рынков и продуктов.
Газпром располагает самыми большими
в мире запасами природного газа. Его доля
в мировых доказанных запасах газа составляет
около 17%, в российских – более 60%. Обширная
ресурсная база создает предпосылки для
роста добычи газа компанией в долгосрочной
перспективе.
Также компания является мировым лидером
по добыче газа. В 2010 г. Газпром добыл 556
млрд м3. В 2012 г. уровень добычи, по планам
компании, составит 570 млрд м3 газа. Таким
образом, среднегодовые темпы роста невысоки
– около 0.5%. Тем не менее, Газпром стабильно
наращивает добычу и при росте цен на газ
может ускорить разработку ряда месторождений..
Основными
проблемами, которые препятствуют развитию
Газпрома, являются: Дефицит газа. Пока дефицит
газа у концерна носит гипотетический
характер, который объясняется, прежде
всего, тем, что в данный момент, Газпрому
выгоднее экспортировать газ, а это, при
существующих темпах прироста добычи,
приводит к тому, что монополия просто
ограничивает в поставках основных промышленных
потребителей газа в России.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления ОАО «Газпром»
Варианты повышения
эффективности использования
Любая крупная корпоративная структура постоянно изменяется в соответствии с логикой развития компании. «Газпром» – не исключение. Варианты совершенствования структуры управления:
Данные преобразования
позволят повысить эффективность работы
«Газпрома» как вертикально
Заключение
В результате проведённого исследования по теме
"Принципы и система стратегического
управления " можно сделать ряд выводов:
Основными особенностями стратегического
управления являются: Миссия стратегического
управления. Стратегическое управление
ориентировано на долгосрочную перспективу.
Принципы стратегического управления организацией еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений при принятии стратегических решений в организации. При этом на вооружение должны быть взяты в первую очередь те технологии и методы, которые позволяют сделать процесс принятия стратегических решений более гибким, более полно и адекватно учитывающим те реальные ситуации, в которых приходится функционировать организации.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что на стратегию развития организации оказывают большое внимание как внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой крупной организации как ОАО «Газпром» необходимо комплексно подойти к изменениям на предприятии и его окружающей среды.
Сегодня Газпром - крупнейшая газовая компания в мире, и эффективности ее управления играет большую роль в социально-экономическом развитие России. Поэтому важно вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.
Анализ структуры и деятельности Газпрома показал, что компания обладает большим потенциалом не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности со стороны стран-поставщиков газа (Каспийский регион, Центральная и Средняя Азия и Ближний Восток), а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.
Методы управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Необходимо обратить внимание на тот аспект, что в отчетном году выросли управленческие затраты, в результате чего было предложено сократить их более, чем на 24%, а разницу направить на социальное развитие предприятия, на улучшение благосостояния работников. Таким образом, данное мероприятие будет иметь как экономическую, так и социальную эффективность.
В качестве возможных путей дальнейшего совершенствования системы управления «Газпром» считаем ведение систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегический учёт. –учебное пособие для институтов //Под ред. В. Э. Керимова. -М.: Омега-Л, 2009.- с.301.1
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Н.И. Кабушкин – М.: Остожье, 2009.- с.255.2
3. Казанцев А.И. и др. Основы менеджмента. Практикум. А.И. Казанцев – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.307.3
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия – М.: Остожье, 2009.- с. 201.4
5. Виханский О. С. Стратегическое управление: – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2011.- с.386.5
6. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009.- с.458.6
7. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент :– М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2009.- с.361.7
8. Коротков Э. М. Концепция менеджмента:– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- с.158. 8
19. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения :– М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2009.- с.234.9
10. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент:– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- с.102.10
11. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: – М.: Дело, 2009.- с.236. 11
12. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегий: - Спб.: Питер, 2009.- с.452.12
13. Попов А. И. Стратегический менеджмент:– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- с.305.13
14. Пирожков В.А. Основы менеджмента: -М.: Омега-Л, 2010.-с.308. 14
15. Томпсон А. А. и Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2009.- с.182.15
16. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.325.16
17. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: - М.: ИНФРА-М, 2011.- с. 255.17
18. Хасби Д. Стратегический менеджмент. - М.: Контуры, 2010.- с.255. 18
19. Официальный сайт ОАО «Газпром».Электронный ресурс. Ржежим доступа:- [www.gazprom.ru], свободный, 2012. 19
Информация о работе Принципы и система стратегического управления