Принципы консультирования в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума [1;35].

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.84 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 Для достижения максимальной  эффективности специалист социальной  работы должен хорошо знать  закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической  чертой социальной работы как  профессиональной деятельности. Поэтому  целью данной работы ставится  определить принципы и задачи  консультирования в социальной  работе.

  Общение играет огромную  роль в жизни общества. Без  него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные  контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность  во всех сферах, где необходимы  передача, усвоение информации и  обмен ею. Общение играет важную  роль в овладении человеком  культурными и общечеловеческими  ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой  специфической формы взаимодействия  человека с другими людьми, осуществляется  обоюдный обмен представлениями,  идеями, интересами, настроениями, установками  и т.п. В общении конкретный  индивидуум овладевает "фондом  духовного богатства", созданным  другими людьми, благодаря чему  преодолевается ограниченность  его индивидуального опыта; вместе  с тем через общение он вносит  в этот "фонд" то, что создал  сам. Именно этим определяется  значение общение в жизни индивидуума [1;35].

Специалист социальной работы служит посредником между человеком и государственными учреждениями. Поэтому специалисту социальной работы должен обладать навыками  профессионального, компетентного общения, которое будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем клиента.

 

 

РАЗДЕЛ 1. Принципы консультирования в социальной работе

Социальная работа как  практическая деятельность реализуется  через взаимодействие специалиста социальной работы с индивидом или некой общностью людей. Очевидно, что основные задачи специалиста социальной работы в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи [5;97].

Профессиональная деятельность специалиста социальной работы может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов. Основным способом взаимодействия специалиста социальной работы с клиентом становится консультирование. Для того чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов:

1. Принципы организации  консультирования в социальной  работе:

- анализа подтекста, предполагающего  наличие у специалиста социальной  работы способности и умения  различать в запросе и словах  клиента несколько «слоёв», своеобразное  умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не  перебивая и не напрягая излишними  вопросами человека, понять, в чём  состоит суть его проблемы  или затруднения.

- отказа от конкретных  рекомендаций, направленного на  то, чтобы исключить навязывание  клиенту какого - либо одного способа  поведения и деятельности. специалист социальной работы должен предложить некоторый определённый спектр возможностей.

- системности, позволяющий  специалисту социальной работы при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

- уважения личности клиента,  направленный на пресечение любых попыток специалиста социальной работы «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах [3;69].

2. Принципы осуществления  консультирования в социальной  работе:

- компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у специалиста социальной работы необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы специалиста при этом должны быть подчинены интересам клиента;

- доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике  позволяет создать атмосферу взаимного доверия между специалистом социальной работы и клиентом. В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью;

- конфиденциальности, гарантирующей,  что полученная специалистом социальной работы в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий [2;124].

- результативности, направленной на то, чтобы усилия специалиста социальной работы либо помогли клиенту решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые условия. При этом ведущая роль в оценке результативности работы специалисты принадлежит клиенту.

Таким образом, реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, специалист социальной работы всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении специалиста социальной работы – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача специалиста социальной работы состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Задачи консультирования в социальной работе

Консультирование обязательно  должно включать научение клиента видению своих проблем, психологических комплексов и недостатков. Для этого нужно привнесение в его жизнь новых ценностей, ставящих перед ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения жизни, выявляющих «падшее» состояние клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения и реализовать их на практике. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства, т.е. приближенного равенства поставленному идеалу. Задачи развития – это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Принцип совершенствования в духовной, морально-нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека [2;48].

 Можно выделить несколько  универсальных задач консультирования  в социальной работе:

- способствовать изменению  поведения, чтобы клиент мог  жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность  жизнью, несмотря на некоторые  неизбежные социальные ограничения;

- развивать навыки преодоления  трудностей при столкновении  с новыми жизненными обстоятельствами  и требованиями;

- обеспечить эффективное  принятие жизненно важных решений:  процессе консультирования клиент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время , оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- развивать умение завязывать  и поддерживать межличностные  отношения: общение с людьми  занимает значительную часть  жизни и у многих вызывает  трудности из-за низкого уровня  их самоуважения или недостаточных  социальных навыков; будь то  семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

- облегчить реализацию  и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо  стремиться к максимальной свободе  клиента (учитывая естественные  социальные ограничения), а также  к развитию способности клиента  контролировать свое окружение  и собственные реакции, провоцируемые  окружением [6;89].

Таким образом, в консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что главная задача консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Заключение

Таким образом, реализуя принципы консультирования в практике своей профессиональной деятельности, специалист социальной работы всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении специалиста социальной работы – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача специалиста социальной работы состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что главная задача консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Андреева,  Г. М. Социальная  психология: учеб. пособие / Г. М. Андреева. - М.: «Наука»,  1994. - 215 с.

 2. Атватер, И. Я вас слушаю / И. Атватер. – М., 1988.

3. Колпачников, В. В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование / В. В. Колпачников. – М.,  1998,- 201 с.

4. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М., 2009. – 272 с.

5. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа» / Л. В. Сафонова.- Москва: Академия, 2008.- 223 с.

6. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро.  – М., 2002. – 192 с.

7. Холостова, Е.И. Теория социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. Пособие / Л. Б. Шнейдер – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 352 с.


Информация о работе Принципы консультирования в социальной работе