Принципы менеджмента организации, их содержание и роль в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Соблюдение правильного отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Содержание

Принципы менеджмента организации, их содержание и роль в процессе менеджмента

3
2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние

9

3. Задача

4. Тест

5. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р..doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Принципы менеджмента организации, их содержание и роль в процессе менеджмента

 

    3

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние

 

     9

 

3. Задача

 

4. Тест 

 

5. Список используемой литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы менеджмента организации, их содержание и роль в процессе менеджмента.

Принципы управления организацией определяют требования к  системе, структуре и организации  процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как  основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента  возможно разделить в две группы – общие и частные.

К общим принципам  управления относятся принципы применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности.

Принцип применимости – менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры и системы в целом.

Принцип многофункциональности – менеджмент охватывает различные аспекты деятельности:: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции – внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить на свои миры.

Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в общественный окружающий мир с определёнными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство. Честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т. п. Всё это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие принципы.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принципы сочетания  централизации децентрализации  предполагают необходимость умелого  использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного  отношения между единоначальником и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности, решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально- экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает на только использование  науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации.

План рассматривается  как комплекс экономических и  социальных задач, которые предстоит  решить в будущем.

 Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации  осуществляется на основе обратной связи.

По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта  на управляющее воздействие. По каналам  обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов  современного менеджмента является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

Согласно принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно – правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта  управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы  управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью  управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно  учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

Принципы управления на основе выделения различных школ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко  различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

  • Школа научного управления;
  • Административная школа;
  • Школа психологии и человеческих отношений.

1. Школа научного управления (1885-1920гг.)

Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор. Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

  1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  2. Абсолютное следование разработанным стандартам;
  3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
  4. Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
  5. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

2. Административная школа в управлении (1920 – 1950гг.)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.

Анри Файоль (1841 – 1925гг.) почти всю свою сознательную жизнь  проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.

Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех  управления:

1. Разделение труда  (повышает квалификацию и уровень  выполнения работы).

2. Полномочия и ответственность  (право отдавать команды и нести  ответственность за результаты).

3. Дисциплина (четкое  и ясное взаимопонимание между  рабочими и менеджерами, базирующееся  на уважении к правилам и  договоренностям, существующим в организации; в основном – результат возможностей руководства).

4. Единоначалие (распоряжение  только от одного руководителя  и подчиненность только одному  руководителю).

5. Единство направления  (один руководитель и единый  план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей).

6. Подчиненность личных  интересов общим (интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами компании или организации).

7.Вознаграждение персонала  (оплата должна отражать состояние  организации и стимулировать людей на работу с отдачей).

8. Централизация (уровень централизации  и децентрализации должен зависеть  от ситуации и выбираться таким  образом, чтобы давать лучшие  результаты).

9. Скалярная цепь (четкое построение  цепей следования команд от руководителя к подчиненным).

10. Порядок (все должны знать  своё место в организации).

11. Справедливость (к рабочим следует  подходить справедливо и по-доброму).

12. Стабильность рабочего места  для персонала (кадры должны  находиться в стабильной ситуации).

13. Инициатива (менеджеры должны  поощрять подчиненных выдвигать  идеи).

14. Корпоративный дух (следует  создавать дух единства и совместных  действий, развивать бригадную форму  работы).

 

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние.

Организация как открытая система  зависит от внешнего мира в отношении  поставок ресурсов, энергии, кадров, а  также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

В общем внешнюю среду  организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные  учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней  среды имеют различную силу влияния  на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю  внешнюю среду на среду прямого  и косвенного действия.

К прямым факторам внешней среды относятся те, которые непосредственно влияют на операционную деятельность организации и испытывают на себе ее влияние. Это поставщики, трудовые ресурсы, законодательные органы, органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Потребители. Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

Информация о работе Принципы менеджмента организации, их содержание и роль в процессе менеджмента