Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:43, реферат
Человек, стимулирующих других, всегда находился между двух ограничений: с одной стороны - экономическая целесообразность («пряник»); с другой стороны - эффективность наказания («битье гнутом»). В нынешних условиях эта полоса существенно сузилась. И необходимо быть предельно осторожным, чтобы, как говорится, не перегнуть палку.
С одной стороны, различные виды стимулирования в виде премий, бонусов, надбавок, предоставления оплачиваемого отдыха, организации корпоративных вечеринок, не всегда оправданы, экономически затратны. С другой стороны, реакция на конкретные стимулы наказания не одинакова у различных людей
Принципы стимулирования персонала. Поощрения и наказание
Человек, стимулирующих других, всегда находился между двух ограничений: с одной стороны - экономическая целесообразность («пряник»); с другой стороны - эффективность наказания («битье гнутом»). В нынешних условиях эта полоса существенно сузилась. И необходимо быть предельно осторожным, чтобы, как говорится, не перегнуть палку.
С одной стороны, различные виды стимулирования в виде премий, бонусов, надбавок, предоставления оплачиваемого отдыха, организации корпоративных вечеринок, не всегда оправданы, экономически затратны. С другой стороны, реакция на конкретные стимулы наказания не одинакова у различных людей. Сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не меняют свое поведение.
Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним относятся:
Поощрения
Распространенным является мнение о том, что за одни и те же результаты разные сотрудники должны поощряться одинаково. Современная наука и практика свидетельствует, что это не всегда верно. Конечно, за достигнутые успехи надо хвалить. Вспомним лишь, ставшую крылатой фразу Ф. Герцберга: «Успех без признания ведет к разочарованию». При определении меры поощрения необходимо учитывать характер работника, уровень его зрелости и мотивы, побудившие его совершить поступок.
Психологические исследования установили, что неумеренное поощрение лучших - типично для практики, но оно приводит к завышенной самооценке одних и к заниженной – других, что, в свою очередь, препятствует развитию отношений доброжелательности, доверия и взаимоуважения в трудовом коллективе. Поощрение во всех случаях должно:
1. Объявляться своевременно,
то есть, по возможности сразу
же вслед за положительным
поступком, хорошим
2. Быть максимально
3. Быть публичным. Однако
если кто-то добился
4. Исходить или от коллектива,
или от уважаемого членами
организации авторитетного
В арсенале руководителя должно
быть большое количество различных
видов поощрения. В формулировке
поощрения необходимо отразить сущность
поступка, указать конкретный факт,
за который выносится
Итак, эффективность поощрения
наиболее высока, когда сам работник
ясно осознает, что оно адресовано
именно ему и напрямую связано
с его личными успехами в работе.
Работников, склонных к переоценке
собственных достижений, следует
поощрять очень осторожно, иначе
они могут неадекватно
Есть еще один нюанс, связанный с «перестимулированием» поощрениями. С социально-психологической точки зрения существует феномен ухудшения результатов деятельности при чрезмерном поощрении в виду потери человеком контроля над собой. Ещё в 1940г. Фримен нашел зависимость между уровнем стимуляции и эффективностью деятельности. Так, ухудшение результатов работы вызывается ожиданием высокого вознаграждения и, как следствие, замедлением реакции в задачах, требующих быстроты действий, и неловкостью, когда необходима аккуратность и точность.
Последующие исследования показали, что при легкой задаче сильное поощрение не вредит, но и не приводит к улучшению деятельности. Показатели ухудшаются тогда, когда чрезмерное поощрение происходит до решения трудной задачи (требующей самообладания, рациональности или высокой координации движений).
Наказания
Наказание как вид стимулирования
часто создает иллюзию
Наказание – это применение
каких-либо неприятных или нежелательных
мер в отношении человека в
ответ на невыполнение установленных
требований или нарушение принятых
норм и правила поведения. Наказание
применяется с целью
Основа для применения
наказания – несоблюдение требований,
договоренностей. Однако не при всяком
нарушении дисциплины следует наказывать
подчиненных. Необходимо учитывать
экономические или
Наказание, как правило, следует накладывать на незначительное меньшинство действительно виноватых и при обязательном осуждении их проступков большинством. Наказание – сильнодействующее средство воздействия на нарушителя тогда, когда проступок возмущает не только руководителя, но и других членов коллектива. Если же сотрудники поддерживает нарушителя, то форму наказание следует изменить. В нашей практике бывали случаи, когда тихий саботаж дружного коллектива не давал возможности даже скорректировать бизнес-процесс (повлекший значительные экономические потери), из-за страха быть наказанным.
От наказания также
следует воздержаться, если нарушение
обусловлено несовершенством
Мера наказания всегда
строго индивидуальна, как индивидуальны
и психические особенности
Весомость наказания зависит
от взаимоотношений подчиненного с
руководителем. Даже к мягкому порицанию
авторитетного, уважаемого начальника
относятся болезненно. И наоборот,
заслуженное наказание со стороны
малоавторитетного руководителя воспринимается
как придирчивость и
Диапазон применяемых наказаний должен быть так же, как и поощрений регламентирован и описан в уставах и положении о труде. Неадекватно слабое наказание (как 20 гривен за превышение скорости) обычно не действует. Так же, как и самое строгое (даже под страхом сталинских лагерей колоски с колхозного поля уносили). И в тоже время адекватное наказание, применяемое не для всех («это мой кум – ему можно») и не всегда (неотвратимость ответственности), влечет за собой обесценивание правил.
Постоянное применение одной формы наказания притупляет его силу. Может возникнуть так называемый «эффект затвердевшей мозоли». Учитывая это, иногда лучше вообще отказаться от санкций в тех случаях, когда работник привык к наказаниям и порицаниям, интуитивно их прогнозирует и легко переносит. Не стоит также применять неадекватно сильные меры наказаний, здесь может возникнуть «эффект панического страха», когда не просто боятся совершить ошибку, а бояться делать что-либо вообще.
В качестве заключения, сделаем выводы относительно эффективного применения наказаний.
1. Наказывать целесообразно
не только за результат
2. Разных работников за
одну и ту же ошибку (не регламентированную
и описанную в положении о
труде) следует наказывать по-
3. В отличие от поощрения,
наказание часто объявляется
не сразу после совершения
проступка, а через некоторое
время посредством вызова, провинившегося
на определенный час, с тем,
чтобы дать ему успокоиться
и обдумать свое поведение.
Неизвестность для человека
4. Наказание эффективно
только в случаях, когда
5. При вынесении наказания
необходимо делать конкретные
замечания по конкретному
Условия, при которых правила стимулирования не работают (не соблюдаются):
1. Правила описаны, но не донесены до исполнителя.
2. Правила описаны, донесены, но мера ответственности не определена (т.е. не известны меры вознаграждения и санкции за нарушения).
3. Правила описаны, донесены,
мера ответственности
4. Правила описаны, донесены,
мера ответственности
Общим правилом, регламентирующим
использование руководителем
- поощрение – более весомая мера воздействия, чем наказание;
- регулярное и правильное
применение поощрений
Информация о работе Принципы стимулирования персонала. Поощрения и наказание