Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 02:43, контрольная работа
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Принципы формирования структур организации
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования
структур управления затруднено дальнейшее
совершенствование управления и
повышение эффективности
Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности
управления техническими системами. Комплексный
подход к совершенствованию
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При разработке принципов
и методики проектирование структуры
как застывшего набора органов, соответствующих
каждой специализированной функции
управления. Оно, прежде всего, включает
систему целей и их распределение
между различными звеньями. Сюда относится
состав подразделений, которые находятся
в определённых связях и отношениях
между собой; распределение ответственности.
Важными элементами структуры управления
являются коммуникации, потоки информации
и документооборот в
Такая многосторонность организационного
механизма несовместима с использованием
каких-либо однозначных методов
– либо формальных, либо неформальных.
Поэтому необходимо сочетание научных
методов и принципов
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
a) Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
b) Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
c) Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
d) Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
Исследование влияния внешней среды на проектирования организации
I. Этап — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания)
II. Этап - выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия.
III. Этап - определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь )
IV. Этап - проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.
V. Этап - формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.
До последнего времени
методы построения управления, характеризовались
чрезмерно нормативным
Одним из главных недостатков
применявшихся методик являлась
их функциональная ориентация, строгая
регламентация процессов
Системный подход, придавая
важное значение научно обоснованному
определению функции управления
и нормативов численности как
части общего процесса формирования
организационно-управленческой структуры,
ориентирует исследователей и разработчиков
на более общие принципы проектирования
организаций. Т.е. он предполагает исходное
определение системы целей
Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Эффективность построения организационной
структуры не может быть оценена
каким-либо одним показателем. С
одной стороны, здесь следует
учитывать, насколько структура
обеспечивает достижения организацией
результатов, соответствующих поставленным
перед ней производственно-
Конечным критерием
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям[1]:
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется – органиграммами.
Органиграммама представляет
собой графическую
Специфика проблемы проектирования
организационной структуры
Процесс организационного проектирования
состоит в последовательности приближения
к модели рациональной структуры
управления, в котором методы проектирования
играют вспомогательную роль при
рассмотрении, оценки и принятия к
практической реализации наиболее эффективных
вариантов организационных
Существуют взаимодополняющие методы:
Метод аналогий состоит в
применении организационных форм и
механизмов управления, по отношению
к проектируемой организации. К
методу аналогий относится выработка
типовых структур управления производственно-хозяйственных
организаций и определение
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является
средством повышения общего уровня
организации управления производством.
Типовые организационные
Информация о работе Принципы формирования структур организации