Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 02:27, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение механизма разработки и принятия решений в условиях объективно существующей неопределенности и риска на примере деятельности ОАО «ЖБК-1».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска;
2. Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
3. Проанализировать процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «ЖБК-1»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию принятия решений на предприятии ОАО «ЖБК-1».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
1.1 Технология принятия решений в условиях неопределенности …….5
1.2. Сущность, содержание и виды рисков при реализации решений...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ЖБК-1»
2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»………………………..……………….…21
2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1» ……………………………………………….……..…26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ОАО «ЖБК-1»……………………………………………………………………….…34
3.1 Матрица и граф проблем…………………………………………..…35
3.2 Принятие управленческого решения……………………………..….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..….41
По структурному признаку коммерческие риски делятся на следующие категории:
При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом. .[12, с.125]
Вопросами теории управления риском занимается риск-менеджмент. Риск-менеджмент – специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специалистов, страховые компании, финансовые менеджеры.
Одна из основных сфер риск-менеджмента – страховой рынок, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги, предоставляемые организациям и отдельным гражданам преимущественно страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Схема риск-менеджмента представлена на рис. 1
Рис. 1. Инструментарий снижения влияния риска
Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избеганием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени. Кроме того, в условиях неопределенности и риска менеджеру необходимо использовать специальные приемы и методы разработки и принятия решений.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ЖБК-1»
2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»
1)Полное и сокращенное наименование предприятия:
Открытое акционерное общество «Белгородский завод железобетонных конструкций №1», ОАО «Белгородский завод ЖБК №1»
2)Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие
1993 г. приказ №107 от 26.04- Акционерное общества открытого типа.
1997 г. приказ №389 от 15.08- Открытое Акционерное общество
3)Почтовый и юридический адрес предприятия:
Российская Федерация, 308800, г.Белгород, ул.Коммунальная 5
4)Подчиненность предприятия - вышестоящий орган.
5)Вид деятельности - производство строительных материалов.
6)Организационно-правовая форма предприятия - открытое акционерное общество.
7)Форма собственности – частная.
8)Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий-монополистов: местный – включено.
Стратегия развития заключается в более полном удовлетворении потребностей Белгородской области и других регионов. Существует ряд товаров, импортируемых на Белгородский рынок строительных материалов из-за границы и стран СНГ, но в области существует ресурсно-сырьевая база позволяющая выпускать данные товары внутри области, что снизит их стоимость на 30-40%, повысит конкурентноспособность предприятий их производящих. Предприятие ЖБК-1 имеет возможность пополнить свою номенклатуру изделиями, которые с технической и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Поддержка со стороны органов местной власти обеспечивает постоянное поддержание производственных мощностей предприятия.
Из-за того, что доля продукции ЖБК-1 на данном рынке составляет 40% конкуренция остальных предприятий пока, не представляется сильной.
Каналы сбыта - это лицо, организации или их совокупность берущая на себя ряд функций, риск и ответственность за продвижения товара от производителя к потребителю. Основными каналами распределения являются:
• предприятия розничной торговли;
• оптовые предприятия;
• непосредственно отдел реализации на предприятии. Посредники выполняют ряд важнейших функции:
1.сбор информации, для планирования обмена производства;
2.стимулирование сбыта;
3.установление контактов - налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
4.организация товародвижения - склад - транспортировка. Производиться стимулирования сбыта продукции и на самом предприятии: посредством системы наценок и скидок, в зависимости от объема продажи и условий оплаты; стимулирование работников службы маркетинга и сбыта продукции посредством нормативов оплаты их труда в зависимости от объема продаж.
Система маркетинговых коммуникаций, применяемая ОАО «ЖБК-1», включает в себя следующий набор элементов:
1. реклама;
2. стимулирование сбыта;
3. выставки - ярмарки;
4. паблик рилейшенз.
В своей деятельности ОАО «ЖБК-1» использует как прямую, так и косвенную рекламу. Косвенная заключается в том что на протижении многих лет потребители отдавали предпочтения товару данной фирмы. Прямая реклама, которая способствует быстрой реакции распространяется в прессе (газеты, журналы), специальные буклеты, на телевидении, в наружной рекламе.
В связи с выбранной, стимулированию сбыта будет уделяется большое значение. Деятельность в этой области направлена на то, чтобы: дать необходимую информацию потенциальным потребителям о новом товаре, а также существующим потребителям о конкретных характеристиках предлагаемого товара; выявить на рынке новые возможности использования предлагаемого товара; переманивание клиентов; инициировать реализацию товара за счет повышения степени их узнаваемости в среде покупателей; спользовать различные средства стимулирования объемов и кратности совершения покупок; повышать имидж предприятия.
Стимулирование, направленное на покупателей: разработанная и отлаженная система скидок постоянным клиентам; предоставления товара в кредита; отпуск товара под реализацию (постоянным посредникам); выдача рекламных проспектов покупателям; посещения выставок; демонстрация товара; и т. д.
Паблик рилейшенз - размещается в средствах массовой информации самими журналистами т. е. бесплатная реклама. Основная задача паблик рилейшенз - создание и сохранение имиджа предприятия. Общественное мнение делится на внутренние - сотрудники, внешние - инвесторы, СМИ. Для повышения общественного мнения «ЖБК-1» использует следующие элементы:
1. Благотворительная
2. Помощь администрации в
3. Посещения различных выставок (что повышает репутацию предприятия не только в области, но и по России в целом).
В таблице 3 рассчитаем трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации.
Расчет трехкомпонентного показателя (тыс. руб.)
Таблица 3
№ пп |
Показатель |
начало периода |
конец периода |
отклонение |
1 |
Источники собственных средств (Цс) |
290127 |
441593 |
151466 |
2 |
Внеоборотные активы (F) |
249514 |
318866 |
69352 |
3 |
Наличие собственных оборотных средств (Ес)( 1-2) |
40613 |
122727 |
82114 |
4 |
Долгосрочные пассивы (Кт) |
49411 |
124015 |
74604 |
5 |
Наличие собственных оборотных |
|||
средств и долгосрочных кредитов и займов (3+4) |
90024 |
246742 |
156718 | |
6 |
Краткосрочные кредиты и займы |
1500 |
10679 |
9179 |
7 |
Общая величина основных источников формирования запасов(Кt) (5+6) |
91524 |
257421 |
165897 |
8 |
Общая величина запасов (Z) |
61703 |
89562 |
27859 |
9 |
Излишек или недостаток оборотных средств (±Ес) (3-8) |
-21090 |
33165 |
54255 |
10 |
Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) (5-8) |
28321 |
157180 |
128859 |
11 |
Излишек или недостаток общей величины формирования запасов(±ЕП) (7-8) |
29821 |
167859 |
138038 |
12 |
Трехкомпонентный показатель |
{0;1;1} |
{1;1;1} |
В таблице 4 приведем некоторые данные по характеристике затрат и доходов предприятия за последние два года.
Расходы по обычным видам деятельности (тыс. руб.)
Таблица 4
Статьи затрат |
2002 год. |
2003 год. | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1. Материал. затраты |
158515 |
59 |
102547 |
49 |
2. Затраты на оплату труда |
61794 |
23 |
45010 |
21,6 |
3. Отчисления на соц. страх. |
21494 |
8 |
12690 |
6,1 |
4.Амортизация |
16120 |
6 |
22769 |
11 |
5. Прочие |
10748 |
4 |
25837 |
12,3 |
Себестоимость |
268671 |
100 |
208853 |
100 |
По основным материалам отклонение сложилось за счет разницы в цене материалов и замены некоторых из них.
Показатели прибыльности предприятия.
Таблица 5
Показатели |
2002 |
2003 |
1. Валовая прибыль 2. Чистая прибыль 3. Амортизация 4. «Cash Flow» |
148728 85172 74069 63609 |
68157 10809 11239 68199 |
Анализ прибыльности проводится для оценки способности предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.
Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности