Принятие управленческого решения как организационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - исследование методов принятия управленческих решений и путей их оптимизации.
Задачами курсовой работы являются:
- Изучение понятия и классификации управленческого решения;
- Изучение методов принятия управленческого решения;
- Выявление ошибок при принятии управленческих решений;
- Пути оптимизации управленческих решений.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Принятие управленческого решения как организационный процесс
1.1. Понятие и классификация управленческих решений. Этапы поиска решений (алгоритм)…………………………………………………………………....4
1.2. Формализованные и неформализованные методы принятия решения.......16
1.3. Ошибки при принятии управленческих решений и практические советы руководителю по их устранению................................................................................20
1.4. Пути оптимизации управленческих решений...............................................23
Глава 2. Практическое использование технологии принятия управленческих решений..........................................................................................................................27
Заключение............................................................................................................31
Список литературы...............................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по менеджменту.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тюменский государственный архитектурно - строительный университет

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Принятие управленческого решения как организационный процесс»

 

 

 

 

Выполнила

студентка группы Мк 07-1

Мк 07-19

Серебренникова М.В.

Проверила

Милохова Н.М.

 

Тюмень, 2009. 
Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Принятие управленческого решения как организационный процесс

1.1. Понятие и классификация управленческих решений. Этапы поиска решений (алгоритм)…………………………………………………………………....4

1.2. Формализованные и  неформализованные методы принятия  решения.......16

1.3. Ошибки при принятии  управленческих решений и практические  советы руководителю по их  устранению................................................................................20

1.4. Пути оптимизации управленческих  решений...............................................23

Глава 2. Практическое использование технологии принятия управленческих решений..........................................................................................................................27

Заключение............................................................................................................31

Список литературы...............................................................................................33 
Введение

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Методы принятия управленческих решений - одна из спорных и актуальных тем в теории управления.

Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.

Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения. Происходит это отчасти из-за недостатка публикаций, в комплексе и детально освещающих все этапы и процедуры разработки решений - важнейшего творческого акта процесса управления. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Цель моей работы - исследование методов принятия управленческих решений и путей их оптимизации.

Задачами курсовой работы являются:

-       Изучение понятия и классификации управленческого решения;

-       Изучение методов принятия управленческого решения;

-       Выявление ошибок при принятии управленческих решений;

-       Пути оптимизации управленческих решений.

Раскрытие актуальности проблемы рассмотрим на примере конкретного предприятия - ООО «АКАНТИТ». Предметом работы являются управленческие решения на предприятии, методы их принятия.  
Глава 1. Принятие управленческого решения как организационный процесс

1.1. Понятие и классификация управленческих решений. Этапы поиска решений (алгоритм)

Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.

Анализируя развитие менеджмента, нетрудно заметить, что его теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений.

Мировой и отечественной наукой в XX в. разработана новая область знаний - теория принятия решений. Возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на область экономического управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления (рис.1).

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения.

Рис.1. Место управленческих решений в процессе управления

С позиции данной теории принятие решений - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. В экономической литературе понятие «решение» неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора - это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения ЛПР.

Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как:

    • продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;
    • выбор определенного курса действий из возможных вариантов;
    • выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
    • выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Представляется наиболее удачным, в комплексе учитывающем отдельные аспекты данного феномена, следующее определение:

Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Исходя из приведенного определения можно выделить ряд аспектов решения: организационный, психологический, социальный, информационный, экономический.

Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Важно социальное содержание выбранного способа действий, так как оно отражается на жизни менеджера, всех, кто с ним работает, то есть на интересе организации, коллектива. Не всякое экономически выгодное решение может быть эффективным в социальном плане. Примером тому может служить решение о росте производительности труда, сопряженное с нарушением техники безопасности, ухудшением условий труда работающих. В связи с этим чувство ответственности не должно покидать руководителя при выборе окончательной альтернативы. Просчет функционального исполнителя в аппарате управления (например, экономиста при определении нормы выработки для рабочего) имеет частный характер, ошибка руководителя при принятии решений является своего рода браком и отражается на результатах работы, политике предприятия в целом, а в крайних случаях может привести к банкротству, потере рабочих мест, иметь глубокие социальные последствия. [1]

Существуют ряд обстоятельств, которые снижают эффективность решения. К ним относятся:

    • ориентация только на сиюминутный экономический результат и недооценка возможных последствий;
    • неоправданное разделение субъектов, принимающих и реализующих решения (лучше, когда это делает одно и то же лицо);
    • отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения, порождающее отторжение;
    • неорганизованность, непоследовательность процесса разработки; принятие по одной и той же проблеме нескольких решений, мало связанных друг с другом, не учитывающих имеющийся опыт; медлительность из-за неуверенности в своих силах или излишней самоуверенности;
    • субъективизм разработчиков альтернатив, ориентация их исключительно на личный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-то или чему-то, преследование прежде всего собственной выгоды, стремление к неоправданному риску.

Неудачные, малоэффективные решения могут привести к негативным результатам и поставить под вопрос благополучие и стабильность организации в настоящем и будущем.

Требования к управленческим решениям:

    • простота и логичность;
    • приемлемость для большинства членов организации;
    • экономичность (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
    • своевременность (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации или использовать открывающиеся возможности);
    • ориентированность на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
    • оно должно устранять причины, а не следствия проблемы;
    • правомочность;
    • эффективность;
    • полнота (набор всех необходимых компонентов), краткость (исключение лишних второстепенных деталей, не относящихся к существу дела), четкость (исключает неоднозначность трактовки, неопределенность положения исполнителей, их прав и ответственность);
    • адресность;
    • компромиссность.

Классификация управленческих решений

Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные - обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная ниже.

Рис. 2. Классификация управленческого решения

По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению «снизу». В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое «навязывание» решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

Информация о работе Принятие управленческого решения как организационный процесс