Природа и состав функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

И целью работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента.
Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Управление и менеджмент…………………………………………………….4
2. Система функций менеджмента……………………………………………….6
2.1 Функция планирования……………………………………………………….8
2.2 Функция организации……………………………………………………….10
2.3 Функция мотивации…………………………………………………………11
2.4 Функция контроля…………………………………………………………...13
3. Общие функции менеджмента……………………………………………….16
3.1 Прогнозирование и планирования………………………………………….16
3.2 Формирование целей (целеполагание)……………………………………..19
3.3 Организация и контроль…………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

Любая фирма  имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности  можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),

- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала),

- тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)

- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,

- носитель идеи планирования - высший менеджмент,

- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,

- горизонт планирования - долгосрочное,

- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,

- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром  осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь  финансирования, инвестиций, средних  сроков сбыта, персонала.

Оперативным планированием охватываются отдельные  функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),

- особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),

- проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),

- проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),

- большое число лиц, участвующих в планировании,

- ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),

- проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно  сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие  в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению  этих решений.

Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:

- потребность в продукции предприятия,

- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Все методы прогнозирования можно разделить  на две группы:

- неформализованные (эвристические), - индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки, написание сценариев

- формализованные методы (экстраполяции, моделирование).

Неформализованные (эвристические) методы применяются  в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в  формализованном виде.

Наиболее  широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов.

 

3.2 Формирование целей (целеполагание)

менеджмент планирование прогнозирование  мотивация

Целеполагание — один из важнейших компонентов  управленческой деятельности, а также  общего функционирования организаций. Целеполагание определяется как  формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация  на подцели и их согласование.

Реализация  функции целеполагания начинается с определения наиболее общей  цели организации, выступающей основой  для всей ее деятельности. Для определения  этой наиболее общей цели используются понятия «философия компании», «политика  фирмы» и чаще всего «миссия организации». Миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей  реализации функции целеполагания  — для формулировки основных целей  и задач организации.

Существует  несколько основных способов классификации  целей, различающихся по использующимся в них критериям.

Одним из главных параметров системы целей  организации является их иерархичность. Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных  подразделений. Цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.

Поскольку очень большую роль в этой иерархии играют цели второго уровня, то существует еще одна классификация целей  организации — по признаку их отнесенности к тому или иному основному  структурному подразделению. Это структурное  основание предполагает разделение целей на производственные, финансовые, перспективные, кадровые, инновационные, исследовательские, административные.

Классификация по критерию временной перспективы  предполагает выделение долгосрочных (перспективных), среднесрочных и  краткосрочных целей. Долгосрочные цели имеют, как правило, «временной горизонт», равный пяти годам; среднесрочные  — от 1 до 5 лет; краткосрочные —  до 1 года. Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й  уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).

Цели  подразделяются также на две обобщающие группы — внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются «адаптация к конъюнктуре  рынка», «создание своего потребителя»; вторых максимизация прибыли или  «стабилизация оптимальной внутриорганизационной  среды».

Существует  классификация целей на количественные и качественные. Первые допускают  формулировку в измеримом виде и  предполагают поэтому наличие четких, однозначных критериев их достижимости. Вторые менее строги в плане их задания, но очень часто могут быть более значимыми в плане своего содержания.

Итак, все  рассмотренные классификации демонстрируют  главную особенность организационных  целей — их предельно высокое  разнообразие и разномасштабность. Эта особенность определяет собой  многоплановость содержания, деятельности руководителя, ее сложность, а также  задает систему требований к ней.

 

3.3 Организация и контроль

 

Сущность  функции организации состоит  в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми  элементами управляемой системы.

Организовать  — значит разделить на части и  делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности  и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Сущность функции состоит  в том, что организационная структура  фирмы приспосабливается к задачам  намечаемой деятельности, а также  осуществляется подбор людей для  конкретной работы и делегирование  им полномочий.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать  требования следующих принципов  организации:

- Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

- Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

- Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

- Непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

- Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

- Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

- Безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

- соразмерности ответственности данным полномочиям;

- Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;

- Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;

- Комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Контроль  — это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Существует  три аспекта управленческого  контроля:

- установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

- измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;

- подготовка необходимых корректирующих действий.

Менеджер  должен выбрать одну из трех линий  поведения: ничего не предпринимать, устранить  отклонение или пересмотреть стандарт.

Выделяют  следующие виды контроля:

- Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

- Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

- Заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Технология  контроля осуществляется по следующей  схеме:

- выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

- определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

- установление норм контроля (этические, производственные, правовые);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам  данного теоретического анализа  следуют следующие выводы:

Существуют  следующие основные функции менеджмента, общие для любых организаций: планирование, организация (организовывание), мотивация и контроль, к ним  относят также  подфункцию координации, обеспечивающую согласование и взаимодействие остальных функции.

При выполнении каждой функции решаются определенные задачи. Для функции планирования важным является постановка целей, составление  плана работы. Функция организации  – управление выполнением общегрупповых целей.  Мотивация – знание и учет потребностей работников, своих возможностей. Функция контроля – обнаружение и предупреждение проблем  в доброжелательном ключе.

Исходя  из проведенного анализа следует, что для эффективного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник.- М.: Финансы и статистика,2002.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник.- М.: «Фирма Гардарика», 1996.
  3. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 1999.
  4. Сетков В.И. Основы общего менеджмента (краткий курс). – М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 2004.
  6. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Из-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2006.
  7. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2008.
  8. Карлов Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 2005.
  9. Козлова О.В., Кузнецов И.Н.  Научные основы управления производством. - М.: 2008.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. сл. Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс, 2004.
  11. Мескон М.,  Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. сл. Л.И.Евенко. - М.: Дело, 2003.
  12. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. - М.: Экономика, 2007.
  13. Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –2006.-№4.

Информация о работе Природа и состав функций менеджмента