Причины и сущность конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными личными характеристиками и окружающей средой, в которой они находятся. По мере взаимодействия с другими людьми неминуемо цели, задачи и потребности одних вступают в противоречие с целями, задачами и потребностями других.
Слово «конфликт» - латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным или к деструктивным последствиям.

Содержание

Введение
Природа конфликтов
Сущность конфликта
Субъекты и участники конфликта
Объект конфликта
Классификации конфликтов
Причины конфликтов
Разрешение конфликта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

- Глобальные (мировая цель);

- Региональные (Афганистан);

- Межгосударственные (Армения -- Азербайджан);

- Межнациональные (Осетино - Ингушский, 1991 г.);

- Межклассовые или между  разными слоями общества (Кузбасс:  учителя, шахтеры и чиновничество);

- Межгрупповые (команда Президента  и Верховный Совет в 1993 г.);

- Межпартийные (КПРФ -- ЛДПР);

- Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов  во властные структуры).

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг участников, то конфликты бывают:

- двусторонние;

- трехсторонние;

- многосторонние.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут быть:

- невооруженные (таможенные  войны);

- вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:

- агрессивные;

- компромиссные.

Могут быть конфликты:

- по основным вопросам;

- не по основным вопросам.

Если за основание конфликта  берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

- рациональные;

- эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на:

- позитивные;

- негативные;

- конструктивные;

- деструктивные.

Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов:

- внешний -- конфронтация между субъектами;

- внутренний -- конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

- конфликт выбора -- затруднение выбора одной из двух равных целей;

- конфликт выбора наименьшего  зла -- затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

- групповой -- между группами людей;

- коммуникативный -- результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

- мотивационный -- между потребностями и намерениями;

- открытый -- борьба с целью нанесения ущерба противнику;

- скрытый -- неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

- конфликт потребностей -- разновидность мотивационного, связанного  с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

- конфликт потребности  и социальной нормы -- между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;

- статусный -- конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;

- целевой -- конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.

По степени  вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены следующие типы:

- Внутриличностные;

- Межличностные;

- Между личностью и  группой;

- Межгрупповые;

- Межколлективные;

- Межпартийные;

- Межгосударственные. 

Причины конфликтов

У всех конфликтов есть несколько  причин. Основными причинами конфликта  являются ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации. Очень  важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения  того или иного феномена, легче  предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом Кричевским Р. Л. Весьма условно  он может быть представлен в виде трех основных групп причин:

- во-первых, причин порожденных  трудовым процессом;

- во-вторых, причин, вызываемых  психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений;

- в-третьих, коренящихся  в личном своеобразии членов  коллектива.

Встречаются также причины  конфликта, обусловленные экономическим  состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать. Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. Важная группа причин межличностного конфликта - причины, вызываемые психологическими особенностями  человеческих отношений. Наиболее яркий  пример такого рода особенностей - взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие  к их совместимости или несовместимости. Казалось бы, довольно безобидный фактор «симпатия - антипатия» касается не только двух или несколько большего числа  людей, но может иметь и более  серьезные последствия для всего  коллектива. Ведь нередко разного  рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой  именно этот принцип. В свою очередь  несправедливость в должностных  назначениях, как правило, имеет  следствием обострение межличностных  отношений.

Можно выделить еще несколько  причин конфликта:

а) неблагоприятная психологическая  атмосфера в коллективе (она может  быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими  различиями людей, действиями руководителя и т.д.);

б) плохая психологическая  коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния  друг друга, не считаются с потребностями  каждого).

Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические  характеристики тоже не нейтральны в  этом вопросе. Так, для женщины характерна тенденция к большей частоте  конфликтов, связанных с их личностными  потребностями (зарплата, распределение  отпусков), мужчины больше предрасположены  к конфликтам, связанным непосредственно  с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

 

 

 

 

 Разрешение конфликта

Длительность и интенсивность  конфликта зависит от целей и  установок сторон, ресурсов, средств  и методов ведения борьбы, реакции  на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и  возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих  и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации -- невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта  возможны варианты развития событий:

- очевидный перевес одной  из сторон позволяет ей навязать  более слабому оппоненту свои  условия прекращения конфликта;

- борьба идет до полного  поражения одной из сторон;

- борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка  ресурсов;

- стороны идут на взаимные  уступки в конфликте, исчерпав  ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

- конфликт может быть  остановлен под давлением третьей  силы.

Социальный конфликт будет  продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще  до начала противоборства, а могут  быть выработаны и согласованы в  ходе развития конфликта.

Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется  до полного уничтожения одного или  обоих соперников. Чем жестче очерчен  предмет спора, чем очевиднее  признаки, знаменующие победу и поражение  сторон, тем больше шансов для его  локализации.

Способы завершения конфликта  направлены в основном на изменение  самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем  некоторые из этих способов:

- устранение объекта конфликта;

- замена одного объекта  другим;

- устранение одной стороны  участников конфликта;

- изменение позиции одной  из сторон;

- изменение характеристик  объекта и субъекта конфликта;

- получение новых сведений  об объекте или создание дополнительных  условий;

- недопущение непосредственного  или опосредованного взаимодействия  участников;

- приход участников конфликта  к единому решению или обращение  к арбитражу при условии подчинения  любому его решению.

Здесь необходимо ввести еще  два понятия: цена конфликта и  цена выхода из конфликта. Цена конфликта  для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин:

- из затрат энергии,  времени и сил на конфликтную  деятельность;

- из ущерба, наносимого  недружелюбными действиями другой  стороны;

- из потери, связанной  с ухудшением общей ситуации.

Не строгость интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с  другой интуитивно оцениваемой величиной -- ценой выхода из конфликта.

Цена выхода из конфликта -- это разность между утратами, с которыми сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот выход.

Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения  конфликта очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты отчетливо зримы  и поэтому оцениваются высоко. Вот почему неудивительно, что гораздо чаще встречается иной вариант: утраты представляются больше приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта. Если цена конфликта меньше, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл.

Таким образом, сравнение  цены конфликта и цены выхода из него позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая дальнейшее возрастание его  цены, или же прекратить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона  пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.

Потенциальные причины конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это  ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

При эффективном вмешательстве  конфликт может иметь положительные  последствия.

Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое  поведение, как будто нет необходимости  раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью  навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени  другой точке зрения, является эффективной  мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют  разнообразие мнений и данных, характеризуется  открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для  того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Дмитриев А.В., Кудрявцев  В.Н. Введение в общую теорию  конфликтов. - М. 2000

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: 1997

Сайты

1. www.follow.ru

2. www.psyfactor.ru

 


Информация о работе Причины и сущность конфликтов