Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:47, курсовая работа
Женщина активно включается в общественное производство и труд в эпоху капитализма. Массовое применение женского труда - явление, свойственное капиталистической формации, эпохе машинного производства, поскольку именно с изобретением машин создалась возможность его широкого использования. Широкое вовлечение женщин в общественное производство произошло в 20 веке, в начале 20 века удельный вес женщин, занятых в производстве, составлял 20% самодеятельного населения, в середине 60-х гг. он достиг во многих странах 30-35%. Однако в последнее время, с изменением общественных и производственных отношений, в этой области наметился ряд проблем. Численность безработных женщин возрастает.
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Занятость населения
1.1. Понятие занятости, её виды и структура…………………………….5-9
1.2. Государственная поддержка женского предпринимательства…….10-15
Глава 2. Проблемы занятости женщин в современной России
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………16-21
2.2. Социальная адаптация безработных женщин и проблема занятости на российском рынке труда …………..…………………………………….21-26
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России………………………………………………………………………27-32
Глава 3 Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда………………………………………………..33-40
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости
Заключение ……………………………………………………………….41-42
Список использованной литературы…………………………………43-44
Приложение ……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Занятость населения
1.1. Понятие занятости, её виды и структура…………………………….5-9
1.2. Государственная поддержка женского предпринимательства…….10-15
Глава 2. Проблемы занятости женщин в современной России
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики………………………………………………………
2.2. Социальная адаптация безработных женщин и проблема занятости на российском рынке труда …………..…………………………………….21-26
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России………………………………………………………………
Глава 3 Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда………………………………………………..33-40
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости
Заключение ……………………………………………………………….41-42
Список использованной литературы…………………………………43-44
Приложение ……………………………………………………………….45-46
Женщина активно включается в общественное производство и труд в эпоху капитализма. Массовое применение женского труда - явление, свойственное капиталистической формации, эпохе машинного производства, поскольку именно с изобретением машин создалась возможность его широкого использования. Широкое вовлечение женщин в общественное производство произошло в 20 веке, в начале 20 века удельный вес женщин, занятых в производстве, составлял 20% самодеятельного населения, в середине 60-х гг. он достиг во многих странах 30-35%. Однако в последнее время, с изменением общественных и производственных отношений, в этой области наметился ряд проблем. Численность безработных женщин возрастает.
Женщины, оказавшись в среде безработных, гораздо острее переносят утрату своего социального статуса, что становится одной из причин развития девиантного поведения и социально-психологической патологии: рост алкоголизма, наркомании, проституции и различных видов противоправного поведения.
Перспектива увольнения и реальная потеря работы негативно сказываются на положении женщин в семье, демографической ситуации и воспитании детей. Это наносит существенный ущерб генофонду общества, ставит под сомнение будущее нации. Сохранение полноценного социального статуса женщин в названных условиях предполагает разрешение комплекса сложных научных и практических задач. Одна из них заключается в создании социального механизма повышения адаптивности женщин в условиях безработицы.
На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях. Всё это обуславливает актуальность научной разработки проблематики занятости женщин в целом.
Целью написания работы является выявление проблем занятости женщин на рынке труда и разработка рекомендации по улучшению положения женщин на рынке труда .
Объект исследования- рынок труда
Предмет исследования- занятость женщин на рынке труда
Задачами исследования являются :
1) определение занятость, её виды и структура;
2) исследование государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации;
3) анализ дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;
4) исследование социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;
5) определение проблем занятости женщин в современной России;
6) определение и анализ актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;
7) путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда.
1.1 Понятие занятости, её виды и структура
Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. [1, ст. 14]
Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:
- граждане, работающие по найму;
- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
- занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу. [10, ст. 5]
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость» не следует смешивать с понятием так называемой «поголовной занятости», при которой все трудоспособные обязательно трудятся. Ведь такое состояние экономики практически недостижимо. Поэтому даже если часть трудоспособного населения не занята, но в то же время есть соответствующее количество свободных рабочих мест, то такое положение можно охарактеризовать как полную занятость. Другими словами, полная занятость – это такой уровень занятости, когда число вакантных мест равно количеству ищущих работу (т.е. спрос на рабочую силу равен предложению рабочей силы, даже если определенная часть населения находится без работы). [6, ст. 47]
Необходимо различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.
Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.
Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально – квалификационному уровню.
В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.
Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:
- по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
- по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;
- по сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;
- по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);
- по уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;
- по профессионально–
- половозрастному составу;
- видам собственности и формам организации труда. [1, ст. 89]
Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.
Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся неотработанностью институциональных механизмов.
В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:
1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:
|
|
|
х100% |
НУЗ, как правило, составляет 94–96%.
2. Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:
|
|
|
1.2 Государственная поддержка женского предпринимательства
Государственная поддержка женского предпринимательства в нашем государстве осуществляется в соответствии с Федеральными программами государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [3, ст. 3]
Рассмотрим приоритетные направления поддержки женского предпринимательства, закреплённые в Федеральных программах, принятых за последнее десятилетие.
Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 – 1999 гг. утверждена Постановлением Правительства от 3 июля 1998 г. № 697.
В программе определены неблагоприятные тенденции развития женского предпринимательства в Российской Федерации. К ним можно отнести следующее:
а) уход ряда предпринимателей в «теневые» секторы экономики;
б) снижение численности постоянно занятых на предприятиях, возглавляемых женщинами – предпринимателями и снижение их общей численности;
в) сохранение административных барьеров при регистрации и функционировании женщин – предпринимателей;
г) недостаток бюджетных средств на поддержку женского предпринимательства. [7, с. 1]
В сложившихся на момент утверждения Программы условиях система государственной поддержки женского предпринимательства призвана обеспечивать:
- создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки женского предпринимательства;
- адресную поддержку женского предпринимательства на основе сотрудничества государственных органов на федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей. [14, с. 13]
К 2000 г. достигнутый уровень развития женского предпринимательства, впрочем, как и предпринимательства вообще, был недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счёт частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Всё это вызвало необходимость принятия очередной краткосрочной программы поддержки малого предпринимательства, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121.
Основные мероприятия Программы были направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого, в том числе женского предпринимательства, таких, как:
- несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого, в том числе женского предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства. [11, ст. 8]
На реализацию приоритетных направлений Программы в 2001 г. из государственного бюджета было выделено 90 000,0 тыс. руб.
Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2002-2003 гг. была направлена на преодоление рецессии, вызванной финансовым кризисом 1998 г., в результате которой порядка 30 % женщин – предпринимателей были вынуждены прекратить предпринимательскую деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда. Таким образом, несмотря на некоторую стабилизацию экономики в 2002-2003 гг. темпы развития женского предпринимательства были незначительны, в результате чего Программа предлагала следующие мероприятия поддержки женщин - предпринимателей:
а) инвестирование в быстроокупаемые коммерческие проекты, предлагаемые женщинами – предпринимателями, на конкурсной основе, порядка 200 млрд. руб.;
б) предоставление кредитов женщинам – предпринимателям по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов;
в) использование части займа Международного банка реконструкции и развития на поддержку малого и женского предпринимательства в Российской Федерации.
Профицит федерального бюджета и наметившийся экономический рост создали благоприятные условия для развития женского предпринимательства в следующем краткосрочном периоде, который приходился на 2004-2005 гг. Некоторое торможение темпов экономического роста в 2004 г. не оказало значительного влияния на развитие женского предпринимательства, и к 2005 гг. доля женщин – предпринимателей в общей массе предпринимателей достигла 20 %.
Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2004 – 2005 гг. предполагала реализацию следующих мероприятий:
а) использование части средств, получаемых в погашение задолженности развивающихся стран, на финансирование государственной поддержки малого и женского предпринимательства;
б) привлечение иностранных кредитов для финансирования проектов и модернизации производств в сфере малого и женского предпринимательства;
в) создание ежегодного резерва в размере не менее 40 % средств бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на развитие малого и женского предпринимательства;
г) резервирование для субъектов малого и женского предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. [16, с. 43]
На 2006 - 2007 гг. для поддержки малого и женского предпринимательства были намечены следующие мероприятия:
а) упрощение порядка регистрации малых предприятий и предпринимателей, в том числе женщин – предпринимателей;
б) анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере женского предпринимательства, а также анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные и контрольные функции;
в) обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставления субъектам женского предпринимательства полной информации об изданных нормативных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. [16, с. 44]
Финансирование рассмотренных выше государственных Программ поддержки малого предпринимательства производилось из трёх источников: федерального бюджета, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Распределение ассигнований между перечисленными источниками представлено на рисунке.
Рисунок – Источники финансирования государственных Программ поддержки малого предпринимательства
На 2007 г. из средств федерального бюджета запланировано финансирование следующих мероприятий, направленных на поддержку и развитие женского предпринимательства:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов женского предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов женского предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов женского предпринимательства;
г) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию женского предпринимательства.
Средства, запланированные на реализацию перечисленных мероприятий, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий. [8, ст. 13]
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики
Гендерная дискриминации на рынке труда
Помимо проблем, связанных с гендерной сегрегацией, на положение женщин на рынке труда оказывает влияние и дискриминация со стороны работодателя. Дискриминация - это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку, и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация) [13, ст. 51].
Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.
1)Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.
2)Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.
3)Дискриминация при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.
4)Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности.
5)Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образование обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на "дотрудовой" характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда.
Многочисленные исследования оценок гендерной дискриминации и со стороны работников, и со стороны работодателей показывают, что наиболее актуальным видом дискриминации на российском рынке труда является дискриминация при найме и увольнении.
Так, по данным РМЭЗ в 2010 году большинство и женщин, и мужчин разделяли позицию, что мужчины имеют лучшие шансы при трудоустройстве
Рисунок. Имеют ли мужчины и женщины равные возможности в трудоустройстве на хорошую, высоко оплачиваемую работу (РМЭЗ, 2010год), %
Исследование, проведенное в 2010 году показало, что значительная часть объявлений о вакансиях гендерно не нейтральны. Причем это относилось к профессиям, в которых не требуются профессиональные навыки, связанные с биологическими различиями качества рабочей силы мужчин и женщин. За четыре года доля таких объявлений о вакансиях выросла от 30% до 40%, несмотря на то, что в российском трудовом законодательстве существует запрет на дискриминацию при найме по гендерному признаку. Распределение гендерных предпочтений по профессиональным группам показывает, что у работодателей существуют устойчивые стереотипы о профессиональной предпочтительности мужчин и женщин .
Таким образом, на рынке труда в основном реализуется не прямая, а скрытая дискриминация, которая проявляется в политике найма и продвижения, и отражает гендерные предпочтения работодателей по отношению к определенным рабочим местам и видам деятельности. Такая скрытая дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.
Говоря о дискриминации на рынке труда, можно выделить два типа стереотипов, которые поддерживают гендерное неравенство: стереотипы положения и стереотипы поведения.
Стереотипы положения - это стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей степени надо ожидать сверхтрудовых усилий, ориентаций на карьерный рост и т.д. Такое поведение работодателя, несомненно, является дискриминационным.
Стереотип поведения - это, напротив, стереотип работников. Так как женщины знают, что к ним относятся как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами, у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, которые требуют меньших трудовых усилий.
Так по данным РМЭЗ более половины женщин считает, что у них мало качеств, которые ценятся в современной экономической ситуации
Распределение ответов мужчин и женщин на вопрос: "Мне кажется, что у меня мало таких качество, которые ценятся в сегодняшней экономической ситуации" в 2006-2011 г, (РМЭЗ), %
Что касается мужчин, то их оценки были более оптимистичными. В среднем по сравнению с женщинами мужчин, считавших, что у них недостаточно ценных качеств, было на 10% меньше. Обратная тенденция наблюдается тогда, когда речь идет об оценке достаточности качеств. Здесь мужчин, наоборот, на 10% больше. В среднем за эти годы около 43% мужчин думали, что у них много качеств, которые ценились на тот момент на рынке труда (ответы "скорее это не про меня" или "это точно не про меня"). В 2009 год кризиса доля мужчин, отметивших эти варианты ответов, снижалась до 39,7%.
Таким образом, на рынке труда действуют одновременно и дискриминация и механизм самоотбора женщин, которые не позволяют им занимать положение одинаковое с мужчинами.
Широкое участие женщин в трудовой деятельности не привело к устранению различий между мужчинами и женщинами в сфере занятости. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в среднем меньшую заработную плату. Таким образом, для устранения экономических основ гендерного неравенства недостаточно обеспечить одинаковое участие мужчин и женщин в трудовой деятельности. Для этого необходимо изменить структуру спроса на рынке труда, практику найма и продвижения персонала, повысить значимость и престижность занимаемых женщинами должностей.
Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет на 2011год в таблице №1 показано, что по данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю сентября 2011г., в общей численности безработных 2551 тыс. человек, или 55,3% составляли мужчины и 2064 тыс.человек, или 44,7% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1695 тыс.человек, или 36,7%.
Среднее время поиска работы, мужчины и женщины (по данным ОНПЗ Госкомстата России), месяцев
Более низкий уровень выхода из состояния безработицы для женщин связан с худшими возможностями при трудоустройстве, меньшей конкурентоспособностью на рынке труда, что является отражением, в том числе, дискриминационной практики российских работодателей. В тоже время больший период поиска отражает и более пассивное поведение женщин, их меньшую активность в поиске работы, наличие у них меньших стимулов для трудоустройства.
Учитывая, что долгосрочная безработица приводит к большим потерям в человеческом капитале, создает относительно большие издержки для домохозяйств, можно сделать вывод, что хотя безработица по масштабам в равной степени затрагивает мужчин и женщин, последствия оказываются для них различными. Женская безработица, в силу своей долгосрочности, является одним из механизмов выталкивания женщин с рынка труда. Безработные женщины оказываются проблемной группой, так как потеря работы для них связана с меньшей вероятностью выйти из состояния безработицы по сравнению с мужчинами. Средняя продолжительность поиска работы безработными в сентябре 2011г. составила у женщин 8,0 месяца, у мужчин - 7,9 месяца.
2.2. Социальная адаптация безработных женщин и проблема занятости на российском рынке труда
Уровень общей безработицы среди женщин в среднем несколько ниже, чем у мужчин, тем не менее, сокращаются возможности для трудоустройства женщин, длительная безработица все больше приобретает женские черты, а в младших возрастных группах уровень безработицы среди женщин намного превосходит ее уровень среди мужчин.
Индикаторами этого процесса стали следующие тенденции:
- уменьшение численности экономически активного населения происходит, прежде всего, за счет вытеснения из его состава женщин;
- сокращение занятости женщин происходило на протяжении всего десятилетия и значительно большими темпами, чем занятость мужчин;
- после временной стабилизации стала падать доля женщин, занятых в новых, быстроразвивающихся и высокооплачиваемых секторах экономики, таких, как финансово-кредитная сфера, пищевая промышленность и т.п.;
- увеличивается концентрация женской рабочей силы в низкооплачиваемых сферах таких как легкая промышленность, образование и здравоохранение, которые в большей степени затронули проблемы задержек заработной платы;
- углубляется профессиональная сегрегация женщин на средних и низовых должностных позициях;
- меняется психология работодателей: все чаще руководители предприятий отдают предпочтение при найме на работу мужчинам (даже в позднесоветский период подобное признание было редкостью)
В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью. В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть вынужденную сверхзанятость женщин, характерную для советского периода. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также подспудную цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны.
В Российской Федерации — более 78 млн женщин, что составляет 53% населения. В экономике занято около 31 млн женщин, или 47% общей численности занятых. Численность женщин трудоспособного возраста (16-54 года) относительно стабильна — около 40 млн человек. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет — 86% численности женщин этого возраста.
Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами. Среди занятых с высшим образованием женщины составляют 52,3%, со средним специальным — 7,5%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 14%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет 20%.
Среди всех женщин, работающих по найму, 46% — рабочие и 54% — служащие, в т.ч. 27%- руководители. С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. Следует отметить, что темпы снижения численности зарегистрированных безработных женщин, проживающих в городе, составили 19%, на селе — 18%. Наиболее высока доля безработных женщин села, в общей численности безработных, проживающих в сельской местности, отмечается в ряде республик Российской Федерации (Бурятия — 78%, Татарстан, Адыгея — 76%, Башкортостан — 74%, Карачаево-Черкессия — 70%, Калмыкия — 67%, Тыва — 65%), а также в ряде краев и областей (Липецкая область -74%, Ставропольский, Алтайский края — 73%, Приморский край, Новосибирская, Омская области — 71% , Кемеровская область — 70%), т.е. в основном в тех регионах, где и раньше существовали проблемы занятости женщин.
В связи с этим для безработных женщин сельской местности особенно остро стоят вопросы обеспечения их материальной поддержкой в период поиска работы.
Отмечаются существенные различия в составе безработных женщин, проживающих в городской и сельской местности, по уровню образования. В сельской местности среди официально зарегистрированных безработных значительно выше доля лиц, имеющих среднее общее образование и не имеющих полного среднего образования. Эти показатели составляют соответственно 38,0% и 21,2% при 32,2% и 9,6% по городской местности. В то же время среди безработных женщин в сельской местности значительно ниже доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, чем среди горожанок. Среди безработных женщин из числа городских жительниц профессиональное высшее образование имеют 13,2%, среднее профессиональное 28,9%, в то время как среди женщин, проживающих в сельской местности, только соответственно 4,1% и 21,6% .
Безработные женщины, проживающие в сельской местности, имеют молодую возрастную структуру. Доля женщин в возрасте 16- 29 лет составляет здесь 36,0%, тогда как в городской местности — 33,1%. Среди рассматриваемой категории сельских безработных и ниже доля женщин предпенсионного возраста, составляющая 4,3%, против 5,8% — в городской местности. В то же время среди безработных женщин, проживающих в сельской местности, несколько ниже доля лиц в возрасте 30-53 года — 59,7% при 61,1% по городской местности.
Отличительной чертой женской безработицы на селе является ее более длительный период. Решение проблем занятости женщин осложняется ростом предложения рабочей силы из числа женщин предпенсионного пятилетия, которым сложнее адаптироваться на рынке труда. Кроме того, экономический рост пока не затрагивает отрасли с преимущественной занятостью женщин. Продолжается вытеснение женщин из таких традиционных сфер их занятости, как торгово-посредническая, финансовая, банковская в связи с притоком в эти организации мужчин.
Трудоустройство женщин сдерживается сезонным характером предлагаемых вакансий и их недостаточным количеством; ограниченным количеством вакансий, требующих высококвалифицированных специалистов, в том числе таких, как учителя, врачи, главные бухгалтеры, ветеринары, зоотехники; несвоевременной выплатой зарплаты на многих из предлагаемых вакансий; отдаленностью места проживания от предлагаемых мест работы; отсутствием во многих сельских населенных пунктах детских дошкольных учреждений, что не позволяет трудоустроиться женщинам, имеющим малолетних детей.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабо защищенные категории женщин — имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.
Большие трудности создает скрытая безработица, несвоевременная выплата зарплаты и пособий.
В этих условиях практически все территории Российской Федерации разработали программы занятости населения своих регионов, в которых предусматривается проведение мероприятий по преодолению негативных последствий женской безработицы.
Улучшению адаптации женщин к рыночным условиям способствует проведение центрами занятости “круглых столов”, конференций, информационных и информационно-консультативных встреч, во время которых осуществляется диагностика склонностей и способностей к предпринимательской деятельности, консультирование по вопросам разработки и оформления бизнес-планов, экспертиза реальных возможностей претендентов для открытия собственного дела; семинары, готовятся материалы в раздел "Деловая женщина" областных и районных газет.
Мероприятия, реализуемые государственной службой занятости по содействию женской занятости, включают профилактику безработицы и материальную поддержку безработных женщин.
Профилактика безработицы включает следующие направления работы:
-корректировка профессионально-
-структуры подготавливаемых в профессиональных учебных заведениях специалистов в соответствии с потребностями рынка;
-развитие системы трудовой реабилитации женщин после выхода их из отпуска по уходу за малолетними детьми;
-профессиональное обучение по направлению служб занятости.
Одним из наиболее эффективных путей развития женской занятости является содействие развитию женской инициативы и ориентация женщин на самозанятость. При этом основными видами самозанятости остаются торгово-закупочная деятельность, швейно-вязальное производство, народные промыслы, бытовые услуги.
Материальная поддержка безработных женщин осуществляется в виде выплат пособий по безработице, оказания материальной помощи.
В соответствии с законодательством о занятости населения членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, органами службы занятости оказывается материальная помощь.
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России
В постсоветских условиях многие женщины испытывают трудности интеграции в новую экономическую систему. Малое предпринимательство могло бы стать способом социальной адаптации для многих из них.
Между тем, сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМС, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24%, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27% начали дело «с нуля».
Во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. По уровню гендерного развития Россия занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице».
Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах - 45 процентов. Между тем, в Европе женщина-бизнесмен - традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 2006 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин.
Исследователи отмечают, что женщины вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины.
Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Женское предпринимательство осваивает такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм.
Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом.
Женское предпринимательство страдает от тех же проблем, что и малый бизнес России в целом. Вместе с тем, у женского предпринимательства есть и специфические проблемы:
• низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;
• неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.
Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства.
Во многих регионах России для решения проблем женского предпринимательства создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи, бизнес-инкубаторы.
Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.
Женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в ХХ веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.
Наиболее динамично процесс становления женского предпринимательства идет в США - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в частности, психолог Хорнер) «картина внутренних барьеров» - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин.
Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полоролевых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.
Проблема женского предпринимательства в мире достаточно интенсивно изучается, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах экономического процветания. В США создана Секция женского малого бизнеса Конгресса США, с помощью которого Конгрессом был принят Акт о женском бизнесе (1988 г.). В итоговом докладе Департамента новых возможностей, подготовленном европейскими исследователями для Комиссии Европейского Сообщества, в центре внимания находятся 4 темы:
1) состояние женского предпринимательства в странах ЕС;
2) методологические подходы, основные черты и типологии женского предпринимательства;
3) помощь предпринимательницам и ее место в общей системе поддержки новых предприятий;
4) предпринимательство и проблемы равных возможностей для мужского и женского бизнеса.
Российские регионы не располагают официальной статистикой распространенности женского предпринимательства, поэтому в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10% до 40%. Но существует общая тенденция устойчивого роста числа предприятий, возглавляемых предпринимательницами, особенно в малом бизнесе, во всех регионах России. В целом, в последнее десятилетие наблюдается постепенный переход российских женщин от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. Согласно данным, полученным О. К. Самарцевой и Ю. В. Татарниковой, около 40% женщин, возглавляющих в данное время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных предприятиях.
Анализ российских исследований женского предпринимательства за последние пять лет (Т. Г. Малютина, С. Ю. Барсукова, А. Е. Чирикова и др.) показывает, что существуют группы проблем, которые будут оставаться существенными для женского предпринимательства в ближайшие годы: это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах; плохая интеграция предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности; проблема профессиональной компетентности предпринимательниц, особенности политического сознания и политического поведения предпринимательниц; несовершенство инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.
Вывод: Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда .
Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. Так, среди обращающихся в службу занятости населения Московской области доля женщин достигает 55%, из них почти 70% - в возрасте до 40 лет.
Ситуация усугубляется тем, что традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и их социальная уязвимость. В частности, на высших руководящих должностях женщин - менее 6%, а их заработная плата, как правило, на 10-30% ниже, чем у мужчин. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран.
Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, - причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, соглашаются выполнять любую работу, нередко ниже своих возможностей. В силу психологических особенностей чаще всего они воспринимают такой поворот событий как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях.
Государство и социум могут и должны защитить женщин от явной и скрытой дискриминации. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин. Это продиктовано сложностью и многогранностью накопившихся проблем, невозможностью их решения традиционными методами.
Распространение информационно-
Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются новые идеи и технологии.
Утрата прежних связей между системой образования и производством резко обострила и без того трудную профессионализацию населения, т.е. выбор и построение профессиональной карьеры каждым индивидом. В таких условиях службе занятости нельзя ограничиваться частными изменениями в работе с женщинами. Необходима новая гендерная идеология, а главное - соответствующие методы ее реализации.
Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.
Получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», или «обучения на протяжении всей жизни», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого «зигзага» в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.
Формирование профессиональной карьеры - важнейший элемент активной политики занятости. Это целенаправленное избирательное регулирование государством (прежде всего органами службы занятости) поведения населения на рынке труда. Современное понимание карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера - это прежде всего достижение более высокого социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса.
Применительно к женской рабочей силе целесообразно постепенно переходить к новой стратегии - целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей.
Современные технологии, используемые при формировании профессиональной карьеры женщин, позволяют воспринимать человека не как "звено технологической цепочки", а как творческую и самодостаточную индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, самопроектировать профессиональный рост и реализовывать жизненные планы.
Разнонаправленность, рассогласованность социальных программ, недостаточная финансовая поддержка национальных и федеральных проектов по повышению социального статуса женщин снижают социальную роль женщин, чем определяется актуальность исследования женских стратегий преодоления трудностей в профессиональной и приватной сферах. Посредством анализа этих практик можно прогнозировать перспективы развития гендерной системы и гендерных идентичностей.
1. Успешная профессиональная карьера в трансформирующемся российском обществе создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и социального положения индивидов. В новых политических, экономических, социальных, культурных условиях на профессиональную карьеру больше влияют индивидуальные качества, чем объективные условия.
2. При изучении влияния гендера на формирование профессиональной карьеры женщин продуктивно использование структуралистско-
3. Гендер-фактор проявляется в наличии институциональных и социокультурных барьеров для профессиональной карьеры женщин, в более низкой общественной оценке женского труда в целом, в сравнении с мужчинами, в гендерной асимметрии на рынке труда и профессиональной сегрегации по полу: мужчины преимущественно реализуют себя в высокостатусных отраслях (финансы, кредит, строительство, органы управления), женщины заняты в наименее доходных сферах (образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, неформальный сектор)). Существуют и собственно женские проблемы (семейные обязанности, гендерные особенности первичной социализации, неумение и нежелание выделяться в коллективе и доказывать свой профессионализм, боязнь риска, меньшие по сравнению с мужчинами стремление к власти и амбициозность).
4. Влияние гендера на профессиональную карьеру женщин имеет неравномерный характер: более выражено воздействие гендера на карьеру у женщин старших возрастов безотносительно к национальности; в карьерном поведении у кавказских женщин обнаруживается ориентированность в большей степени на семейно-брачные ценности, чем на карьеру; для успешных в карьере женщин значимость гендерного фактора минимальна.
5. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность – результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.
6. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге – изменения гендерной системы российского общества.
7. Женщины-предприниматели – наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам – коллегам, родственникам, гувернерам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.
В условиях повышения требований к качеству подготовки к труду важно формировать у женщин понимание роли профессионального образования как надежного и наиболее эффективного средства, увеличивающего их конкурентоспособность, уверенность и стабильность, облегчающего положение на рынке труда и карьерный рост.
Однако отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки гендерные особенности женщин практически не учитываются. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения вообще не прививают навыков, помогающих выстраивать карьеру, а тем более женщинам.
Между тем формирование индивидуальной профессиональной карьеры женщин с учетом гендерного фактора требует специальных знаний. Государство (в лице органов служб занятости) должно решать эту проблему комплексно, обеспечивая социальную защищенность женщин на рынке труда, стимулируя и поддерживая их усилия, направленные на всемерное использование личностных возможностей.
Для реализации этих принципов Департамент ФГСЗН по Московской области осуществил региональный пилотный проект «Подготовка к созданию центра «Профессиональная карьера женщин» в рамках российско-канадского проекта «Женщины и реформа рынка труда в России».
Участие канадских экспертов способствовало внедрению в практику нетрадиционного для России направления - индивидуальных программ профессиональной карьеры, рассчитанных на женщин. Их цель - помощь в удовлетворении потребности в обучении, изменение прежних стереотипов в оценке женского труда и женской профессиональной карьеры, значительное расширение возможности выбора. Центр профессиональной карьеры женщин позволит реализовать новую гендерную стратегию и предоставить женщинам необходимые условия для самореализации. По своему характеру это инновационное, многофункциональное учреждение социального и психолого-педагогического назначения. Наличие таких подразделений, как службы маркетинга, предпринимательства, новых инновационных, коммуникационных и интерактивных технологий, позволит оптимально сочетать интересы государства, общества и личности, а структура центра, направления его работы и состав персонала будут выстроены с учетом конкретных экономических условий и социокультурных особенностей любого региона.
Центр призван стать государственным социальным институтом по проектированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин, научить их ориентироваться в мире профессий, выбирать специальность и вид деятельности исходя из возможностей будущего трудоустройства, повышать квалификацию и профессиональное мастерство в рамках непрерывного образования.
Технология индивидуальной профессиональной карьеры - многогранная, интегрированная система, в которой все так называемые карьерообразующие компоненты должны быть органично взаимосвязаны, дополнять и обогащать, а не противоречить друг другу.
Схематично данная технология может быть представлена в трех аспектах:
- научном: рассмотрение доктрины, концепции, целей, задач, принципов, содержания, методов и средств построения карьеры;
- процессуально-описательном: составление алгоритма и определение технологии построения карьеры;
- процессуально-действенном: реализация технологий с учетом личностных особенностей обучаемых женщин, применение прогрессивных подходов в процессе обучения и социально-профессиональной адаптации.
Проведение опытно-экспериментальных работ, планируемых центром, позволит проверить теоретическую и практическую ценность предложенных стратегий, разработать региональные программы развития аналогичных центров на ближайшую перспективу в ряде городов Московской области
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости
Правительству Российской Федерации еще многое сделать, чтобы обеспечить в полной мере выполнение требований основных международных документов в сфере улучшения положения женщин. Еще далеко до решения проблем, связанных с обеспечением равных прав на рынке труда, действующее законодательство не отвечает требованиям времени и не обеспечивает женщинам должных гарантий занятости, имеется нарушение законодательства при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных и воспитывающих малолетних детей, сохраняется высокий процент женщин среди официально зарегистрированных безработных и различия в уровне оплаты труда женщин и мужчин. Сокращается доля женщин, занятых в быстроразвивающихся и высооплачиваемых секторах экономики, возросла концентрация женской рабочей силы в низкооплачиваемых сферах.
Фактором, существенно сдерживающим реализацию программ по улучшению положения женщины, является крайне ограниченное их финансирование.
1)Государство должно заинтересовать работодателя в приеме на работу женщин, субсидированием, льготными кредитами, снижением налогового бремени.
2)Правительству стоит в кратчайшие сроки утвердить положения о государственной инспекции надзора и контроля; положения о статусе государственного инспектора по охране труда, положения о порядке сертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условий труда, определить источники финансирования работ в этой области, разработать экономический механизм воздействия на предприятия, имеющих недостатки в профилактике и обеспечении безопасных условий труда. Инвестиции предприятий, направленные на улучшение условий труда, должны рассматриваться как средства на развитие предприятия и не должны облагаться налогом на прибыль.
3)Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социально-экономической политики компенсируя бы утраченную прибыль из фонда Единого социального налога.
Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме дня для женщин. Для начала такой график работы мог бы существовать в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому.
4)Выделение дополнительных средств службам занятости, ведущим активную работу по занятости женщин.
5)При государственном финансирование службы занятости создание Агентств по временному трудоустройству беременных женщин, для работы по специальности или обеспечении более легким трудом, до наступления отпуска по беременности и родам. По истечению отпуска по беременности и родам, трудоустраивать женщину или оформлять отпуск по уходу за ребенком, с сохранением трудового стажа.
6)Вызывает сомнение включение в Трудовой Кодекс дополнительного перечня основания увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, одиноким матерям, воспитывающим ребенка до 14 лет(ребенка-инвалида до 18 дет) ст.261. Предлагаю вернуть статью 170 КзоТ исключающий такой дополнительный перечень, кроме ликвидации предприятия и помимо того гарантирующею трудоустройство женщинам.
7)В Трудовой Кодекс ввести статью рекомендующею предприятиям, использующим труд женщин, ввести обязательную штатную единицу психолога, так как женщины более эмоциональны, и при увольнении женщин, имеющих малолетних детей, давать заключение психолога.
8)Сомнение вызывает правомерность включения в Трудовой кодекс статьи 261 положения, в соответствии с которым в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины, работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора, но только до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам. Мое предложение, чтобы срочный трудовой договор продлевался не до возникновения у беременной работницы права на отпуск по беременности и родам, а до истечения срока этого отпуска. Материальных затрат работодателя такое изменение не повлечет, поскольку выплата пособия по беременности и родам в рассматриваемом случае будет производиться за счет средств Фонда социального страхования.
Таким образом, положение женского труда в Российской Федерации в настоящий момент находиться не на должном уровне, далеко не на уровне стандартов предложенных в Евросоюзе, даже те нормативно-правовые акты, которые уже приняты в РФ не исполняются. В связи с этим, предлагаемые мной меры по улучшению положения женщин-тружениц, признаны поднять уровень защищенность женского труда во всех производственных сферах.
В ходе исследовательской работы было проанализировано положение женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики. Рассмотрены наиболее общие и характерные для этого явления особенности. Выделив эти особенности, в результате исследовании были сделаны следующие выводы:
В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимы:
- разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;
- разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;
- создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;
- создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.
Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-предпринимателей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности .
Устранение дискриминации женщин в сфере занятости невозможно без государственного вмешательства, которое в данном случае не только устанавливает справедливость, но и повышает экономическую эффективность.
Разработка государственных мероприятий, направленных на улучшение положения женщин на рынке труда, должна быть основана на максимально полной оценке существующей ситуации в области женской занятости и безработицы. С этой целью создан ряд статистических показателей, характеризующих положение женщин на рынке труда. Расчет последних данных для России говорит о настоятельной необходимости применения государством мероприятий, направленных на устранение дискриминации женщин на рынке труда, в частности о необходимости разработки и внедрения антидискриминационного законодательства и особых институтов, контролирующих его соблюдение, а также так называемых программ позитивных действий.
Но положение женского труда в Российской Федерации в настоящий момент находиться не на должном уровне, далеко не на уровне стандартов предложенных в Евросоюзе, даже те нормативно-правовые акты, которые уже приняты в РФ не исполняются. В связи с этим, предлагаемые мной меры по улучшению положения женщин-тружениц, признаны поднять уровень защищенность женского труда во всех производственных сферах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова Б.И. Женщины и занятость. // Соц. иссл. – 2009.№11.
2. А.В. Дорин «Экономическая социология: учебное пособие.», Мн,: ИП «Экоперспектива», 2009;
3. Б.М. Генкин «Экономика и социология труда», М: НОРМА, 2010;
4. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд – 2011 №1
5. Н.М. Воловская «Экономика и социология труда», М.-Н.: ИНФРА-М, 2009;
6. А. Чепуренко, Т. Обыденнова. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Журнал «Вопросы экономики» № 4/ апрель 2010, М.: «Издательство журнала «Вопросы экономики» стр.110;
7. Б.Г. Тукумцев. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Журнал «СОЦИС» № 7/2009, М: «Наука» стр.41;
8. И.О. Тюрина. Гендерные аспекты занятости и управления // Журнал «СОЦИС» № 11/2008, М.: «Наука» стр.135;
9. Т.И. Заславская, М.А. Шабанрва. Не правовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Журнал «СОЦИС» № 6/2010, М: «Наука» стр.3;
10. Абульханова – Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. // Психол. Журнал. -2010. Т12.№4;
11. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин. // Соц. иссл. –2011.№3;
12. Большой толковый социологический словарь. Т 2. (П. – Я), - М., - 2008;
13. Боровик В.С, Ермакова Е.Е. Занятость населения. Уч. Пособие.- Р. – на – Д: ФЕНИКС, 2009г.
14. Голенко Е.Н, Ковалёв В.И. справочник практикующего юриста по социальному обеспечению. – М.: Юриспруденция, 2010;
15. Доэл М, Шардлоу С. Практика социальной работы. – М., - 2009г.;
16. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным соц. – полит. вопросам. / Под ред. Силласте Г.Г.- М.,2010г.
Приложение :
Таблица №1
Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет на 2011год
в процентах
| Уровень занятости | Удельный вес женщин | ||||
всего | мужчины | женщины | город | село | ||
2010г. | ||||||
Январь | 60,8 | 65,8 | 56,4 | 62,5 | 55,9 | 49,3 |
Февраль | 61,1 | 66,1 | 56,6 | 62,8 | 56,2 | 49,2 |
Март | 61,2 | 66,4 | 56,7 | 63,3 | 55,3 | 49,2 |
Апрель | 61,8 | 67,0 | 57,2 | 63,1 | 58,2 | 49,1 |
Май | 63,1 | 68,4 | 58,4 | 64,5 | 59,1 | 49,1 |
Июнь | 63,7 | 69,2 | 58,9 | 65,1 | 59,8 | 49,1 |
Июль | 63,6 | 68,8 | 59,1 | 65,3 | 58,8 | 49,3 |
Август | 63,9 | 69,1 | 59,4 | 65,3 | 60,1 | 49,3 |
Сентябрь | 63,8 | 69,4 | 58,9 | 65,2 | 59,8 | 49,0 |
Октябрь | 63,3 | 68,8 | 58,4 | 64,7 | 59,1 | 49,0 |
Ноябрь | 63,1 | 68,6 | 58,1 | 64,6 | 58,6 | 48,9 |
Декабрь | 62,5 | 67,8 | 57,8 | 64,4 | 57,1 | 49,1 |
2011г. | ||||||
Январь | 62,3 | 67,5 | 57,8 | 63,8 | 58,2 | 49,2 |
Февраль | 62,7 | 68,1 | 58,0 | 64,3 | 58,4 | 49,1 |
Март | 62,8 | 68,0 | 58,2 | 64,1 | 59,0 | 49,2 |
Апрель | 62,9 | 68,1 | 58,3 | 64,5 | 58,3 | 49,2 |
Май | 64,0 | 69,6 | 59,1 | 65,3 | 60,5 | 49,0 |
Июнь | 64,4 | 69,9 | 59,6 | 65,5 | 61,3 | 49,1 |
Июль | 64,6 | 69,9 | 59,9 | 65,8 | 61,3 | 49,2 |
Август | 65,0 | 70,4 | 60,1 | 66,6 | 60,2 | 49,1 |
Сентябрь | 64,9 | 70,1 | 60,4 | 66,1 | 61,5 | 49,4 |
2
Информация о работе Проблема занятости женщин на рынке труда