Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:57, реферат
Предметом работы является общие проблемы экономического развития, а объектом – ресурсы и экономический выбор.
Цель реферата – исследовать проблему экономического развития.
Задачи работы – рассмотреть проблему экономического развития с разных сторон, а именно рассмотрев ресурсы и их роль в экономике, а также изучив проблемы экономического выбора, привести примеры, предложить пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Ресурсы и их роль в экономике 5
Ресурсы и их классификация 5
Ограниченность ресурсов 7
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость
ресурсов 10
Глава 2. Экономический выбор 13
2.1. Выбор цели: что, как, для кого 13
2.2. Выбор ресурсов и рациональное ведение хозяйства 16
2.3. Альтернативные издержки 18
2.4. Кривая производственных возможностей 22
Заключение 24
Список литературы 25
Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства.
Взаимозаменяемость ресурсов — возможность альтернативного использования разных ресурсов: а) для сохранения или достижения заданного уровня производства, б) для достижения оптимума. Именно этим обусловлена проблема выбора: там, где нет заменяемости, нет и выбора, и тогда фундаментальное понятие оптимальности теряет смысл.
Вопрос о взаимозаменяемости ресурсов детально разработан в теории производственных функций. Возможности замещения характеризуют производственную функцию с точки зрения различных комбинаций затрат, порождающих одинаковые уровни выпуска продукта. Допустим, производство определенного количества зерна требует 10 рабочих и 2 т удобрений, а при внесении в почву только тонны удобрений потребуется уже 12 рабочих, чтобы получить тот же урожай: здесь тонна удобрений (один ресурс) заменяется трудом двух рабочих (другой ресурс). При этом учитывается следующее:
а) чем дефицитнее ресурс, тем выше относительная стоимость его замены (грубо говоря, тем большим количеством другого ресурса придется пожертвовать ради сохранения того же производственного результата); при взаимной замене двух ресурсов определяется коэффициент заменяемости, измеряемый углом наклона кривой равного продукта (изокванты);
Изокванта, кривая замещения — в теории производственных функций геометрическое место точек в пространстве факторов, в которых различные сочетания факторов производства (ресурсов) дают одно и то же количество выпускаемой продукции. То же: кривая безразличия производства, кривая равного продукта.
Основные свойства изокванта:
а) они никогда не пересекаются друг с другом;
б) большему выпуску продукции соответствует более удаленная от начала координат изокванта;
в) если все виды ресурсов абсолютно необходимы для производства, то изокванта не имеют общих точек с осями координат;
г) поскольку при увеличении затрат одного ресурса объем производства можно сохранить на том же уровне при меньшей затрате другого ресурса, изокванта имеют отрицательный наклон.
б) в динамических моделях возможности взаимной замены факторов, как правило, возрастают во времени.
Различают взаимозаменяемость технологическую и экономическую. Не всякие ресурсы (продукты), взаимозаменяемые технически, позволяют производить замену с точки зрения экономической. Выделяют три типа технологического замещения: один ресурс — разные способы использования, разные ресурсы — одно целевое назначение, разное во времени использование ресурсов.
Взаимодополняемость ресурсов— характеристика ресурсов, которые используются обязательно в комплекте, в определенной (фиксированной) пропорции. В этом случае эффективность их использования определяется “узким местом”, то есть количеством того ресурса, которое обеспечивает лишь наименьший объем производства (например, если детали, из которых собираются готовые изделия, — взаимодополняемые, общий выпуск ограничивается той из них, которая поступила в наименьшем количестве).
В теории производственных функций взаимодополняемые ресурсы характеризуются нулевым коэффициентом эластичности замещения (т. е. возможность замены ресурсов отсутствует). Изокванты производственных функций (ПФ) с взаимодополняемостью ресурсов представляют собой лучи, исходящие из точек наиболее рационального сочетания этих ресурсов и параллельные осям координат.
Эластичность замещения ресурсов в теории производственных функций — величина, количественно характеризующая скорость изменения предельной нормы замещения при движении вдоль изокванты, т. е. при фиксированном объеме выпуска. Она показывает, на сколько процентов должно измениться отношение между анализируемыми факторами производства (напр., между затратами труда L и объемами использованных основных фондов K), чтобы при этом предельная норма замещения изменилась на 1 %.
Глава 2. Экономический выбор
2.1. Выбор цели: что, как, для кого
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары, то есть кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены ;
3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор - какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.
Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.
Денежные затраты и альтернативная стоимость - это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.
Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.
Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.
Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.
Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.
Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости - как часть нормативной.
Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.
2.2. Выбор ресурсов и рациональное ведение хозяйства
Как научная дисциплина, экономика – это наука, занимающаяся исследованием поведения экономических субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, которые могут быть по-разному применены в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Существенным элементом этого определения является то, что средства, находящиеся враспоряжении как отдельного экономического субъекта, так и всего общества в целом, ограничены.
Ограниченность отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к изучению экономики, и, следовательно, к поиску ответа на вопросы «что, как, сколько и для кого» производить, чтобы достичь максимальной экономической эффективности.
Другим элементом определения выступает то, что ограниченные ресурсы могут быть применены по-разному. Если бы при производстве благ всегда существовал только один метод и если бы применялись одни и те же средства, тогда проблема выбора не существовала бы. В действительности всегда в распоряжении находятся много различных методов. Один и тот же продукт может быть произведен при помощи разных инструментов, при использовании разного сырья, материалов и т.п. Поэтому мы говорим об альтернативном использовании материальных и финансовых средств. Часть средств может направляться на реализацию одних целей, а оставшаяся часть на реализацию других. Невозможно одни и те же средства одновременно использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект, располагающий определенными средствами стремится распределить их так, чтобы получить максимальные экономические эффекты и тем самым как можно лучше реализовать свои цели. Распределение средств между различными конкурирующими целями называется в экономике размещением ресурсов.
Для домашнего (семейного) хозяйства целью является максимизация полезности покупаемых благ, т.е. максимизация проистекающего от этого удовольствия. Для предприятия целью выступает максимизация прибыли от ведения хозяйственной деятельности.
Следовательно, можно сказать, что экономика ставит перед собой цель создания теории рационального размещения ограниченных средств, имеющих альтернативное применение. Полная рациональность возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных. Это значит, что от применения данного объема средств достигаются максимальные эффекты или же, что определенные эффекты могут быть достигнуты посредством использования меньшего объема средств.
Теория рационального использования ограниченных средств может быть представлена посредством вербального описания или формализованным способом при помощи математических уравнений, функций, схем и т.д. Последний способ предполагает построение определенных моделей.
Моделью называется теоретическое обобщение определенного фрагмента хозяйственной деятельности, которое упрощенно отражает происходящие в нем экономические процессы. Искусство обобщения, в любой науке, основано на способности выбирать соответствующие упрощающие ограничения (предпосылки, условия). Действительность всегда конкретна, богата своими особенностями, подвержена влиянию многочисленных факторов. Отражение в одной модели всех особенностей, взаимозависимостей было бы невозможным и даже бессмысленным, подобно построению географической карты в масштабе 1:1. От чего-то надо абстрагироваться, не принимать во внимание, т.е. допускать оговорку «при прочих равных условиях». Это означает, что с точки зрения цели исследования одни особенности и взаимосвязи существенны, а другие – нет, т.е. не принимаются во внимание, предполагаются неизменными. Допущение такой оговорки делается для того, чтобы исследовать определенные явления в чистом виде, избавленном от влияния различных несущественных факторов.
Для анализа поведения экономических субъектов, их реакции на определенные явления, их выбора и решений используются различные экономические модели исследования. Одни модели используются в микроэкономике, другие в макроэкономике.
Микроэкономика занимается исследованием рационального поведения индивидуальных субъектов рыночной экономики, т.е. потребителей и производителей, а также анализом рынков отдельных продуктов.
Макроэкономика исследует не поведение отдельных субъектов, а взаимозависимости на уровне всего народного хозяйства между крупными агрегатами, такими как: национальный доход, торговый баланс, государственный бюджет, совокупные спрос, инвестиции, сбережения и т.д.