Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:09, курсовая работа
Краткое описание
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 2 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ……………5 1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения…………………………..5 1.2 Роль социальной работы в защите населения…………………………………..9 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ……………..…14 2.1 Социальное страхование населения…………………………………………...14 2.2 Пенсионное обеспечение…………………………………………………….…19 2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения…………….……..23 2.4 Социальной защиты семей с детьми……………………………….….………26 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ………….…………...31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...43
Все это требует принятия неотложных
мер по укреплению развития социального
института – семьи.
Одной из важных сфер и одним
из главных объектов социальной работы
является семья.
Опыт последних лет показывает,
что с принятием Указа Президента Российской
Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных
направлениях государственной семейной
политики» проблемы семьи стали решаться
более активно, помощь и поддержка семьи
реализуется в значительно большем объеме,
чем прежде [10].
К настоящему времени сложились
и действуют следующие основные формы
государственной помощи семьям, имеющих
детей:
1. денежные выплаты семье на
детей в связи с их рождением, содержанием,
воспитанием (пенсии, пособия);
2. трудовые, налоговые, жилищные,
медицинские, кредитные и льготы родителям
и детям;
3. социальное обслуживание
семьи (оказание социальных услуг и консультативной
помощи) и т.д.
Современное обеспечение жизнедеятельности
свыше 40 млн. семей и 38 млн. детей нуждаются
в эффективной реализации государственной
семейной политики и одного из ее основных
направлений – системы социального обслуживания
семьи и детей, создании его правовой и
материальной основы.
Социальное обслуживание семьи
и детей в настоящее время – это социальная
помощь и поддержка членов семьи, попавших
в трудную жизненную ситуацию, оказание
им комплекса социальных услуг и осуществление
их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального
обслуживания семьи и детей – обеспечение
реализации социальных прав и гарантий
семьи, решение возникающих проблем посредством
предоставления социально-правовых, социально-медицинских,
социально-бытовых, социально-педагогических
услуг и консультаций.
В настоящее время в Российской
Федерации сложилось и действует несколько
моделей социального обслуживания семьи
и детей. Используя критерий государственной
поддержки и финансирования, их можно
классифицировать следующим образом:
1. государственные социальные
службы;
2. смешанные службы;
3. коммерческие службы, работающие
самостоятельно или при благотворительных
фондах, религиозных и общественных организациях.
Вопросы поддержки материнства,
отцовства и детства, укрепления семьи
в качестве одного из направлений решения
демографической проблемы обозначены
Президентом Российской Федерации в Послании
Федеральному Собранию 2006 г. Предложенная
программа содержит целый комплекс мер,
направленных на государственную поддержку
семей с детьми. С января 2007 г. вступили
в действие нормативные правовые акты,
предусматривающие значительное увеличение
пособия по уходу за ребенком, стоимости
родовых сертификатов, компенсацию затрат
на дошкольное воспитание.
Основными участниками правоотношений
в связи с материнством и детством, возникающих
по поводу предоставления пенсионного
обеспечения, обеспечения пособиями и
компенсациями, предоставления социальных
услуг являются:
1. несовершеннолетние лица,
лица-иждивенцы, потерявшие кормильца;
2. дети-инвалиды;
3. родители несовершеннолетних;
4. беременные женщины;
5. лица, осуществляющие уход
за ребенком до достижения им возраста
трех лет, и др.
Такие разные субъекты не могут
обладать единой, возникающей в одно время
правоспособностью.
С целью обеспечения приоритетности
устройства в семью детей, оставшихся
без попечения родителей, установлено
единовременное пособие при передаче
ребенка на воспитание в семью, определен
на федеральном уровне минимальный норматив
на содержание детей в семьях опекунов
(попечителей), приемных родителей, а также
на оплату труда приемных родителей. В
качестве дополнительной меры государственной
поддержки семей, имеющих детей, введено
предоставление базового материнского
(семейного) капитала.
Действующая система государственных
пособий в связи с материнством и детством
в совокупности с другими мерами социальной
поддержки формирует систему социальной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, обеспечивает материальную
поддержку семьи в связи с рождением и
воспитанием детей, что крайне актуально
в условиях наблюдающегося в России демографического
кризиса, низкого уровня жизни населения,
прежде всего семей с детьми. Обеспечение
граждан пособиями на детей справедливо
расценивается как одна из мер семейной
и демографической политики, создающая
наряду с другими мерами условия для повышения
рождаемости, поддержки семьи и воспитания
детей.
Законодательство о пособиях
практически полностью обновилось, правовое
регулирование осуществляется на основании
федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации. Автором проанализированы
нормативные правовые акты, регулирующие
выплату пособий в связи с материнством
и детством, и отмечены специфические
признаки данных пособий:
1. пособия представляют собой
денежные выплаты гражданам в установленных
законом случаях и размерах;
2. пособия, как правило, являются
помощью, временно заменяющей оплату по
труду либо служащей дополнением к основным
источникам средств к существованию в
связи с обстоятельствами, поименованными
в законе;
3. пособия выплачиваются из
нескольких источников;
4. пособия различных видов существенно
отличаются друг от друга по целевому
назначению, основаниям предоставления,
способам определения размера, периодичностью
выплаты;
5. пособия либо исчисляются
на основе индивидуального заработка,
либо устанавливаются в твердом размере.
Проект закона РФ устанавливает
систему мер социальной поддержки семей,
имеющих детей:
- пособие по беременности и
родам;
- единовременное пособие женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при
рождении ребенка;
- единовременное пособие при
передаче ребенка на воспитание в семью;
- ежемесячное пособие по уходу
за ребенком лицам, подлежащим обязательному
социальному страхованию;
- ежемесячное пособие по уходу
за ребенком лицам, не подлежащим обязательному
социальному страхованию;
- родовой сертификат;
- материнский (семейный) капитал.
Размер материнского капитала в 2010 году
для тех, кто им еще не воспользовался,
составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
Для владелиц сертификата, которые уже
распорядились частью средств, размер
оставшейся части суммы будет увеличен
с учетом темпов роста инфляции.
В связи с отменой единого социального
налога (ЕСН) в 2010 году увеличится предельный
размер пособий по беременности и родам
и по уходу за ребенком. Ранее размер пособий
по беременности и родам устанавливался
федеральным законом о бюджете Фонда социального
страхования РФ на очередной финансовый
год. Теперь максимальный размер пособия
отменяется, и будет зависеть от предельной
величины базы, на которую начисляются
страховые взносы, т.е. ограничиваются
страховой суммой. В 2010 году эта база составит
415 000 рублей за календарный год.
Ежемесячные пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет выплачивается
работающим гражданам (матери, отцу, другим
родственникам, опекунам, фактически осуществляющим
уход за ребенком и находящимся в отпуске
по уходу за ребенком) в размере 40% среднего
заработка по месту работы за последние
10 календарных месяцев до наступления
отпуска по уходу за ребенком (средний
заработок рассчитывается только за месяцы
работы у последнего работодателя, который
назначает данное пособие).
Одинокой матери положены все
единовременные пособия, назначаемые
матерям в связи с рождением ребенка. При
этом необходимо иметь в виду, что существуют:
1. федеральные пособия, которые
выплачиваются всем матерям на
территории РФ без исключения
(с учетом районного коэффициента,
в районах и местностях, где
такие коэффициенты установлены);
2. пособия, выплачиваемые
за счет средств бюджета субъекта
РФ. В каждом субъекте РФ действуют
свои дополнительные выплаты
одиноким матерям.
Размеры пособий с 1 января 2010
года без учета районного коэффициента
составят:
- единовременное пособие женщинам,
вставшим на учет в медицинских организациях
в ранние сроки беременности – 412,08 рублей
(в 2009 г. – 374,62 руб.);
- единовременное пособие при
рождении ребенка – 10988,85 рублей (в 2009 г.
– 9989,86 руб.);
- минимальные размеры ежемесячного
пособия по уходу за ребенком гражданам,
подлежащим обязательному страхованию,
за первым ребенком – 2060,41 (в 2009 году –
1873,1 руб.), за вторым и последующими детьми
– 4120,82 руб. (в 2009 г. – 3746,2 руб.).
Единовременное пособие при
рождении ребенка в Приморском крае увеличилось
в 2010 году по сравнению с 2009 г. до 11987,83 рублей,
единовременное пособие женщинам, вставшим
на учет в медучреждениях в ранние сроки
беременности, подросло до 449, 54 рублей.
Минимальный размер ежемесячного пособия
по уходу за первым ребенком до 1,5 лет достиг
суммы в 2 247,72 рублей, минимальный размер
ежемесячного пособия по уходу за вторым
ребенком до 1,5 лет составил 4495,44 рублей,
максимальный – 8990,88 рублей.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
В России до настоящего времени
не произошло формирования достаточно
четких подходов к реформированию сложившейся
системы социальной защиты, для которой
характерны чрезвычайно высокая патерналистская
роль государства и крайне слабо обозначенные
общественные институты. В течение последних
лет социальная защита населения России
ориентировалась на адресное оперативное
решение самых острых, кризисных, жизненных
проблем отдельных категорий граждан
на заявительной основе. На определенном
этапе этот путь был наиболее реальным
для практического решения задач в этой
сфере и представлялся удачным. Однако
время показало, что такой подход не дает
долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен
на профилактику повторений кризисных
ситуаций, на перспективную социальную
защиту каждого конкретного человека
и населения в целом.
Происходящие в стране реформы,
нацеленные на упорядочение всех сфер
жизни, требуют изменений в социальной
сфере, в том числе создания высокоэффективной,
ориентированной на ожидания общества
системы многопрофильной целевой социальной
защиты населения, которая должна обеспечивать
комплексное разностороннее содействие
человеку в решении различных, вызывающих
необходимость социальной защиты, проблем
на протяжении всей его жизни - начиная
с периода вынашивания матерью ребенка
и завершая достойным погребением человека.
В этой связи социальную защиту следует
рассматривать как защиту от социальных
рисков потери или ограничения экономической
самостоятельности и социального благополучия
человека.
Выделим следующие основные
направления социальной защиты и подходы
к их реформированию:
I. Социальная защита детей,
детства и отрочества должна
быть ориентирована на создание
условий жизни и развития детей,
позволяющих всем детям, независимо
от того в какой семье они
родились и живут, иметь наилучшие
возможности для сохранения их
здоровья, материального благополучия,
свободного доступного образования,
дошкольного и школьного воспитания,
гармоничного духовно-нравственного
развития, реализации своих способностей.
Особое внимание необходимо
уделять детям-сиротам, а также детям,
из неблагополучных семей. Надо научиться
заботится об этих детях так, чтобы они
не чувствовали себя лишними, отчужденными
от общества, а государство не представлялось
бы им чем-то абстрактным, бесполезным,
а то и враждебным.
Также целесообразным представляется
создание Федерального попечительского
совета детей-сирот. Необходимо принять
все меры по охране и защите детей, находящихся
в особо сложных условиях, в том числе
оставшихся без надзора, беспризорных,
подвергшихся экономической и сексуальной
эксплуатации, страдающих социально-обусловленными
заболеваниями, включая синдром приобретенного
иммунодефицита, детей из числа беженцев,
а также находящихся в тюремном заключении.
Однако проблемы детей, находящихся
в особо сложных условиях, не исчерпывают
многочисленных забот государства обо
всех российских детях. Сложное положение
женщин в быту и на производстве, разрушенность
семейных связей поколений привели к практически
бесконтрольному и никем не направляемому
развитию детей, в том числе со стороны
матерей, отцов, бабушек, дедушек, других
старших членов семьи. Практически прекратила
играть сколько-нибудь значимую роль в
этих процессах школа. Надо изменить сложившееся
положение. С этой целью следует провести
экспертизу (ведомственную и независимую)
существующих разно уровневых нормативно-правовых
и программных документов, касающихся
проблем детей, выявить состояние исполнения
и необходимость корректировки этих документов
[18, с. 161].
Необходимо упорядочить процесс
коммерциализации услуг, предназначенных
детям, в сферах образования, охраны здоровья,
детского творчества, физкультуры и спорта
и определить учреждения, где это уместно.
В отстаивании прав ребенка
на охрану здоровья, образования, имущественные
интересы крайне слабо обозначены роль
и место прокурорского надзора, судебных
и правоохранительных органов, а также
разнообразных структур, подведомственных
Министерству труда и социального развития
России, Минобразования и Минздраву России,
иным федеральным и региональным органам
власти. Следует устранить правовые и
организационные пробелы в решении проблем
детей. Будущее России в наших детях. Это
должно быть целью всех усилий, направленных
на социальную защиту детей, детства и
отрочества.
Социальная защита детей, детства
и отрочества должна эффективно оберегать
детей всех возрастных групп, а также периодов
развития, от социальных рисков:
1. обуславливающих:
- мертворождение и патологические
роды;
- врожденные и родовые дефекты,
травмы и заболевания;
- голодание и нерациональное
для детей питание;
- безнадзорность и бродяжничество,
экономическую и сексуальную эксплуатацию;