Проблемы корпоративного управления в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап экономического развития Казахстана характеризуется признанием его мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В Республике сформирована новая институциональная среда, где определяющую роль играет частная собственность. Она существует в различных видах и формах - от индивидуальной до крупной корпоративной в виде акционерных компаний со сложной организационной структурой, различным составом участников.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы КУ.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Т.Ф. Кайгородцева

 

Проблемы корпоративного управления в Казахстане

 

Современный этап экономического развития Казахстана характеризуется признанием его мировым сообществом страной с рыночной экономикой. В Республике сформирована новая институциональная среда, где определяющую роль играет частная собственность. Она существует в различных видах и формах -     от индивидуальной до крупной корпоративной в виде акционерных компаний со сложной организационной структурой, различным составом участников.

Актуальной проблемой корпоративного бизнеса Казахстана является повышение качества корпоративного управления (КУ). Для этого крайне важно найти эффективные решения вопросов, связанных с защитой прав собственников, соблюдением баланса интересов отдельных компаний и корпоративной структуры в целом.

Развитие современного КУ в странах с транзитной экономикой, в т.ч. Казахстане, зависит от полноты и комплексности решения следующих проблем:

-  утверждение в Казахстане корпоративных принципов управления;

-  совершенствование структуры управления компанией, в соответствии с принципами КУ и уровнем развития ее бизнеса;

-   совершенствование управления собственностью, как важнейшего элемента КУ;

-  расширение и управление информационной прозрачностью компании, как важнейшего звена в развитии КУ;

-  развитие фондового рынка, как необходимого звена в совершенствовании КУ и контроля и важнейшего индикатора уровня развития КУ в стране;

-  совершенствование управления взаимодействием участников корпоративного бизнеса на принципах КУ. Урегулирование корпоративных конфликтов.

Утверждение корпоративных принципов управления - основополагающий этап в развитии, как КУ, так и корпоративного бизнеса в Казахстане.

Первым шагом к этому должно стать осознание собственниками и менеджментом корпораций объективной необходимости четко следовать принципам КУ определенными теорией и практикой корпоративного развития, осознавать экономическое содержание корпоративности в рыночных отношениях.

Главными характеристиками современной рыночной экономики в развитых странах мира являются многообразие форм собственности, объединяемое понятием «институционализм», и обусловленные этими формами типы хозяйствования. Однако определяющее значение в этих странах приобрела корпоративная форма собственности  и основанный    на этой форме корпоративный тип хозяйствования.              

В современном мире деятельность корпораций рассматривается как характеристика уровня социально-экономического развития страны, степени ее участия в мировом хозяйстве. При этом главное заключается не в самом термине «корпорация», а в содержании принципов деятельности и функций, стоящих за этим термином и выполняемых предприятиями.

Объединение лиц в организационные группы для совместной деятельности предполагает, во-первых, участие как физических, так и юридических лиц, например, при создании акционерной компании; во-вторых, выработку необходимых правил для ведения такой деятельности, без которых управление становится неэффективным. Соблюдение этих принципов становится одним из ключевых вопросов для эффективного функционирования корпораций.

Крупные корпоративные структуры бизнеса превращаются в мощные отраслевые и межотраслевые структуры управления экономикой страны. Фактически они призваны формировать структуры отраслевого и межотраслевого управления в республике, т.е. мезоэкономику. Актуальность развития КУ определяется усложняющимися взаимоотношениями между собственниками предприятия и менеджерами, образующими ядро КУ. Если на начальной стадии рыночных реформ в Казахстане они чаще совмещались в одном лице, то теперь владельцы акций (собственники) все чаще вынуждены нанимать в качестве управляющих профессиональных менеджеров. Кроме того, усложняются взаимоотношения разных групп акционеров внутри корпораций: мелких и крупных, контролирующих и блокирующих и т.п. Весь этот клубок взаимоотношений и должен регулироваться принципами КУ.

Формирующаяся в Казахстане система КУ характеризуется некоторыми особенностями:

•           перманентный процесс перераспределения собственности в корпорациях;

•          специфические мотивации многих инсайдеров (менеджеров и крупных акционеров), связанные с контролем финансовых потоков и «выводом» активов корпорации;

•           концентрация акций (контрольного пакета) в руках директорского корпуса или генерального директора;

•          слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного управления и контроля), и т.д.

Существенным недостатком системы управления корпорациями является отсутствие в ней равноправного представительства заинтересованных лиц. Нет четко установленной и выверенной системы разделения властных полномочий, прав, ответственности и функций между различными уровнями управляющей системы, а также между участниками процесса принятия решений. Такое положение является одной из угроз экономической безопасности корпорации [1].

Высокая степень централизации управления корпорациями ведет к низкому уровню экономической самостоятельности подразделений корпорации. Для такой системы управления характерно жесткое субординированное подчинение нижних звеньев руководства высшим управляющим и косвенно директорскому корпусу и лично генеральному директору, при котором они нередко не несут соответствующей ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

КУ - это слишком сложный процесс, чтобы надеяться, что один человек сможет одинаково успешно исполнять все управленческие роли (функции), каждая из которых требует особого стиля. Роли, которые приходится играть участникам процесса корпоративного управления, находятся в конфликте. Поэтому один человек никогда не сможет выполнять их все одновременно. Весь этот клубок взаимоотношений и должен регулироваться принципами КУ.

КУ в Казахстане уязвимо с точки зрения, прозрачности структуры собственности, что проявляется в недостаточной прозрачности собственнических и контролирующих структур. Непрозрачность структуры собственности компаний не позволяет акционерам и потенциальным инвесторам иметь правильное представление о механизме осуществления контроля. Это повышает для них риски от возможного участия в проектах казахстанских компаний.

Упрочению принципов КУ в Казахстане препятствуют слабость, неэффективность, коррупция органов государственной и судебной власти, исполнительных органов. Реформирование в этой сфере имеет, пожалуй, приоритетное значение для утверждения корпоративных принципов надлежащего КУ в стране. Этому также должно способствовать приведение финансовой и другой отчетности в соответствие с международными стандартами.

На постсоветском пространстве, в т.ч. в РК, многие корпорации фактически принадлежат не акционерам, а группам частных лиц, контролирующим компании на основе сочетания законных и незаконных методов. Часто реальных владельцев вообще трудно или даже невозможно обнаружить, поскольку отсутствуют какие-либо реестры собственников. При этом акционеры, входящие в контролирующую группу выступают по единому сценарию, разработанному реальными владельцами.

В этом случае иски к реальным владельцам при нанесении ущерба рядовым «аутсайдером» невозможны, т.к. владельцы скрыты за многими структурами [2].

Характерной особенностью многих корпораций стран с транзитной экономикой является отождествление управляющего и контролирующего акционера. Причина в том, что, боясь утратить контроль над своими капиталами, а также контроль над финансовыми потоками, некоторые собственники не желают рисковать делегировать даже оперативное управление корпорацией [3].

Поэтому вполне объясним тот факт, что на множестве казахстанских корпораций генеральный директор сохраняет многие рычаги неконтролируемого влияния, а система управления носит авторитарный характер. В результате, теряется целостность корпорации как взаимосвязанной совокупности человеческих ресурсов, средств и предметов труда. Все это в конечном итоге снижает конкурентоспособность и рыночную стоимость корпорации.

Само понятие «КУ» имеет смысл лишь в том случае, если имеет место отделение собственности от управления и отделение финансов, во всяком случае, определенных источников финансов, от управления в корпорации. Именно разделение функций собственника и управляющего определяет сущность современной корпорации и обуславливает необходимость внедрения системы КУ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в Казахстане сформировалась своеобразная модель КУ, так называемая моделью КУ переходного периода. Одним из главных недостатков этой модели является то, что управленческое ядро представляет собой своего рода внутреннее открытое акционерное общество, подменяющее все формальные механизмы корпоративного управления. Интересы тех, кто не попал в управленческое ядро, при этом никак не защищены. В этих условиях неизбежно идет непрерывная борьба за перехват предпринимательской функции, что, в свою очередь, не позволяет эффективно управлять компанией даже высокопрофессиональному менеджменту и создавать устойчивые конкурентные преимущества.

В настоящее время деятельность казахстанских корпораций регламентируется множеством нормативных актов, таких как Гражданский Кодекс, Трудовой Кодекс, Законы «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», документов, касающихся статистики, учета и т.д. В каждом из этих документов допускается возможность выбора тех или иных управленческих или организационных решений, что создает возможность для недобросовестных предпринимателей захватить слабое предприятие через процедуру банкротства, обман партнеров, нарушение прав работников и акционеров.

Невозможно решить системные проблемы корпораций путем внесения изменений в каждый из актов по отдельности. Следовательно, необходимы подготовка и принятие закона о корпорации, определяющего основные принципы и нормы ее деятельности, как целостного социально-экономического предпринимательского субъекта экономики.

 

Вводы

 

Современный этап развития бизнеса в Казахстане должен проходить под лозунгом корпоративного строительства и полномасштабного освоения принципов корпоративного управления на всех уровнях управления. Для реализации этой концепции необходимо:

1. Переходить от модели КУ  переходного периода к современной  модели основанной на международных  принципах ее построения. Данная модель КУ предполагает наличие эффективного рынка ценных бумаг и таких важных и дисциплинирующих менеджмент индикаторов как рыночная стоимость компании и рынок КУ и контроля.

2.     Подготовить и принять закон «О Корпорации», определяющий в комплексе основные принципы и нормы ее деятельности как целостного социально-экономического предпринимательского субъекта экономики.

Реализация указанных мероприятий необходима для исключения возможностей недружественных захватов предприятий, основанных на разночтениях в законодательстве, через процедуру банкротства, обман партнеров, нарушение прав работников и акционеров, то есть рейдерства, а также более четкого закрепления прав и обязанностей всех заинтересованных лиц КУ и корпоративного бизнеса в целом.

 

 

Список литературы

 

  1. Косолапов Г.В. Экономическая безопасность и управление стоимостью бизнеса // Саясат,- 2007.- №1.-с.26.
  2. Родыгин А., Сидоров Ж. Российская экономика: сто лет одиночества? // Вопросы экономики.- 2000.- №5 - с.45-61.
  3. http:/ www.vestona.ru/str-sys.htm.

4. Муханбетова А.Д.:   Корпоративное управление в Казахстанских компаниях с государственным участием   - 2010 г.   

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы корпоративного управления в Казахстане