Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:51, статья
Для анализа мотивационной сферы работников промышленных компаний нами были проведены исследования на семи машиностроительных предприятиях Курганской области. В качестве респондентов выступили рабочие основного производства предприятий. Целью исследования являлось изучение влияния различных факторов трудового процесса на удовлетворенность трудом. Основанием для такого исследования явился тот факт, что субъективное восприятие мотивации и удовлетворенности различаются как две стороны одного объективного процесса работы, что может быть выражено следующим образом: мотивация - работа - удовлетворенность.
Статья
Проблемы мотивации труда работников промышленных компаний
В условиях быстро
меняющейся внешней среды для
создания конкурентных преимуществ
руководству промышленных компаний
необходимо использовать новые подходы
к управлению трудовыми ресурсами,
основанные на действенной системе
мотивации. Эта проблема приобретает
чрезвычайную актуальность и в связи
с возрастающим сегодня дефицитом
квалифицированных кадров на производстве.
Привлечение, а главное, удержание
в компании работников с высокими
профессиональными и
Для анализа мотивационной сферы работников промышленных компаний нами были проведены исследования на семи машиностроительных предприятиях Курганской области. В качестве респондентов выступили рабочие основного производства предприятий. Целью исследования являлось изучение влияния различных факторов трудового процесса на удовлетворенность трудом. Основанием для такого исследования явился тот факт, что субъективное восприятие мотивации и удовлетворенности различаются как две стороны одного объективного процесса работы, что может быть выражено следующим образом: мотивация - работа - удовлетворенность. Если мотивация - это объяснение и обоснование трудового акта, то удовлетворенность - это отношение признания и согласия, это форма интеграции человека с трудовым процессом. Поэтому и процедура исследования включала анкетный опрос работников предприятий (всего было опрошено около 400 человек), в ходе которого они оценивали факторы трудовой среды с двух точек зрения:
- насколько каждый фактор значим для них в работе;
- в какой степени
удовлетворены или не
Для исследования были сформулированы и отобраны следующие факторы:
1) оплата труда: основная зарплата, дополнительные выплаты;
2) характеристики трудового процесса: сложность, напряженность, монотонность и др.;
3) условия труда: расположение, оснащение и состояние рабочего места;
4) организационные
условия: распределение,
5) социально-психологические
факторы: взаимоотношения с
6) возможности самореализации
в труде: содержательность
7) условия роста:
возможности для повышения
8) возможности участия в управлении: участие в принятии решений, участие в управлении производством;
9) социальный пакет: оплата проезда, обучения, доплата на питание и др.;
10) общее удовлетворение:
общая степень
Количественная оценка задавалась по следующей шкале: 1 - 2 - 3 - 4, что означало при оценке значимости факторов соответственно: "совсем не важно" - "не важно" - "в средней степени важно" - "очень важно"; при оценке состояния данных условий эти баллы означали соответственно: "очень плохо" - "плохо" - "в средней степени хорошо" - "очень хорошо". Оценка удовлетворенности трудом производится по двум основным направлениям: 1) анализ оценок основных факторов рабочей среды и факторов мотивации; 2) анализ удовлетворения различными сторонами работы как результат взаимодействия факторов мотивации и условий их реализации.
По результатам опроса работников выявились наиболее значимые факторы трудовой среды (факторы расположены по мере уменьшения значимости): 1) оплата труда; 2) условия профессионального роста; 3) социальные льготы; 4) уровень напряженности труда; 5) взаимоотношения в коллективе; 6) уровень организации труда; 7) условия труда; 8) возможности самореализации в труде; 9) возможности участия в управлении.
На наш взгляд,
эти факторы и будут являться
факторами рабочей мотивации, с
которыми каждый участник трудового
процесса связывает определенные ожидания.
Взаимодействие факторов мотивации
труда с соответствующими факторами
их реализации рождает состояние
удовлетворенности или
Оценка общего удовлетворения работой выводилась на основании ответов респондентов об оценке рабочими своей работы в целом. В данном случае наблюдается средняя оценка, однако, сопоставляя ее с выраженностью конкретного мотива, картина меняется. Так, непосредственная удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе вполне значительная, но если сопоставить данный мотив по общей удовлетворенности, то соответствующее усредненное по группам состояние выразится в напряжении. Здесь отражается тот факт, что социально-психологическое удовлетворение на фоне недостаточного удовлетворения мотивов, которые являются ведущими для работника (например, материальные стимулы), не будет переживаться им как значимое.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
а) для исследуемого
контингента выявился достаточно типичный
профиль трудовой мотивации, в которой
основное значение придается материальным
стимулам, условиям и средствам трудового
процесса. Недостаточно значимыми оказались
факторы самореализации в труде
и возможности участия в
б) уровень удовлетворенности тем или иным фактором есть результат реализации значимых мотивов труда в процессе взаимодействия их с условиями, которые обеспечивает организация;
в) не соответствующие
в течение длительного времени
ожиданиям работника факторы
рабочего процесса могут привести к
состоянию неудовлетворенной
На этапе перехода к рынку возрастает значимость факторов трудовой среды как важнейших потребностей человека. Необеспеченность "гуманизацией" техники и труда приводит к обеднению мотивации труда, снижению квалификационного уровня работников, росту апатии и безразличия к результатам труда, отражающим действие "защитных" механизмов человека при неблагоприятных или ухудшающихся условиях труда. Факторы трудового процесса, выступая мотивом, побуждающим трудиться определенным образом, могут быть одновременно фактором и следствием данной производительности и эффективности труда.
Проведенное исследование
позволило выявить и
- на современном оборудовании;
- в условиях более совершенной организации труда;
- в более благоприятных условиях труда.
Полученные ответы респондентов выявили, что руководство предприятий все чаще пренебрегает внутренней мотивацией сотрудников, делая ставку на использование традиционных инструментов скорее принуждения, чем побуждения к труду, на широкое применение различного рода санкций. Заработная плата становится все больше инструментом власти, поскольку не связывается с выполнением конкретной задачи, а ее размер определяется во многом не результатами конкретного труда работника, а положением предприятия на рынке сбыта. Порядок выплаты премий также часто не имеет твердых оснований, а является произвольно устанавливаемым и служит средством укрепления статуса линейных руководителей. Ужесточение требований к работнику со стороны руководства, угроза увольнения или уменьшения материального вознаграждения все чаще используются менеджерами в качестве внешнего стимулирующего механизма воздействия на сотрудников с целью реализации поставленных задач. Недостаточно используются такие мотивы, как значимость работы и профессии, профессиональный и квалификационный рост, одобрение и поощрение за успехи. Достаточно актуальной является и проблема информированности персонала. Менеджмент компаний все чаще придерживается закрытой информационной политики: не дается информация ни о стратегических планах, ни о текущей деятельности предприятия. Оправдывается это обычно необходимостью сохранения коммерческой тайны. Вполне очевидно, что неинформированный работник не может полностью включиться в дела своей организации, в результате чего оказывается неиспользованным потенциал социальной активности сотрудника. Это относится и к мотивам, связанным с возможностью участвовать в управлении компанией. Уровень идентификации работников с предприятием невысок, отношения строятся на основе хозяйственного принуждения, социальных привычек и экономической расчетливости. К процедуре участия в принятии решений персонал в большинстве случаев не допускается, что способствует все большему отчуждению от предприятия. Работники уверены, что руководство не нуждается в их доверии, понимании и поддержке, что исключает возможность диалога с топ-менеджерами и собственниками компании. Работа перестает входить в число терминальных ценностей, индикаторами которых является преобладание установок работников на содержательные стороны деятельности (интересная работа, общественная полезность), доминирующим становится инструментальный тип отношений к труду. Инструментальность в отношении к труду отражает вспомогательную роль труда по отношению к ценностям заработка и потребительским благам. Выполняемая работа рассматривается в данном случае только как средство удовлетворения потребностей, находящихся за пределами сферы труда. Индикаторами инструментальности в отношении к труду как ценности является преобладание установок работников на высокий заработок по отношению к содержанию труда. Внутренние мотивы деятельности постепенно вытесняются внешним стимулирующим воздействием, что вызывает эффект снижения уровня мотивации к труду из-за навязывания поставленных извне целей и задач.
Таким образом, представленные результаты исследования позволяют не только выявить тенденцию изменения структуры мотивации, но и разработать практические рекомендации по решению выявленных проблем и сформировать эффективную систему мотивации труда персонала.
Е.В.Кучина
http://hr-portal.ru/article/
Аннотация
Актуальность темы исследования. Мотивация как сложное, многоаспектное явление - необходимый элемент системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Проблемы мотивации работников всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными. Актуальность проблем мотивации очевидна, т.к. на сегодняшний день возрастает дефицит квалифицированных кадров на производстве. Привлечение, а главное, удержание в компании работников с высокими профессиональными и квалификационными характеристиками.
Вид данного исследования- научным, поскольку данная статья направлена на развитие и совершенствование мотиваций труда работников в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Данное исследование предполагает использование нескольких факторов с целью выявления достоинств и недостатков, а также возможных решений возникающих проблем.
Объект исследования- машиностроительные предприятия Курганской области
Предмет исследования – факторы рабочей мотивации
Цель исследования- изучение влияния различных факторов трудового процесса на удовлетворенность трудом.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить понятия мотивации
и стимулирования персонала
- выделить основные стратегии и методы мотивации персонала;
- проанализировать основные факторы мотивации труда персонала;
- выделить основные
пути совершенствования
Программа.
1) сбор информации и выявление проблем, связанных с управлением персонала
2) определение конкретного
объекта и предмета
3) постановка целей и
задач исследования и
4) накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных гипотез
5) анализ имеющейся информации
и определение причин
6) выявление влияющих
на проблему управления
7) выявление следствий
из сформулированных
8) сбор факторов, фактов и данных, необходимых для точности рабочих гипотез
9) определение условий, путей и методов наилучшего управления персоналом
10) формулирование гипотез
11) анализ и обобщение результатов
Использованные методы. Процесс данного исследования включал анкетный опрос работников предприятий.
Полученные научные результаты. Результаты исследования позволяют не только выявить тенденцию изменения структуры мотивации, но и разработать практические рекомендации по решению выявленных проблем и сформировать эффективную систему мотивации труда персонала
Научная новизна и практическая ценность.
заключается в том, что проблема мотивации и стимулирования персонала до сегодняшнего дня остается слабо разработанной, не смотря на наличие большого количества теорий и концепций. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций и методического инструментария по улучшению системы мотивации.
Рекомендации автора исследования. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Традиционно считается, что раз работник получает оплату за свой труд, значит, он должен быть доволен. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить. Значит, стимулы у него есть.
Рекомендуется Поощрять работников участвовать вместе с руководителями в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников. Всеми силами реализовывать принцип, по которому каждый работник должен явным образом получать свою долю от увеличения производительности труда организации в целом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения
Информация о работе Проблемы мотивации труда работников промышленных компаний