Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 10:29, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что грамотно разработанные и проанализированные стратегии являются инструментом для понимания позиции фирмы на рынке и влияния на него.
Введение 3
Глава 1
1.1 Стратегическая концепция развития компании 6
1.2 Цели компании 7
Глава 2
2.1 Особенности процесса разработки корпоративной стратегии 14
2.2 Формулирование стратегии 20
2.3 Виды стратегий 23
Заключение 27
Приложения 29
Используемая литература 33
Проблема
связана не с тем, что корпоративные
стратегии неэффективно реализуются;
ее причины обнаруживаются в реальной
жизни корпораций. Центр не может
выполнять операции, иметь доходы
или покупателей, которые не зависят
от производственных компаний, находящихся
под их руководством. Практически
все корпорации, состоящие из ряда
фирм, организованы таким образом, что
производственные компании представляют
собой автономные экономические
единицы, которые могли бы эффективно
развиваться, если бы центр прекратил
свое существование. Центр является
лишь посредником между фирмами,
производящими материальные ценности,
и финансовыми структурами, предоставляющими
денежные средства.
Разрушение стоимости происходит,
когда центр допускает ошибки, например,
связанные с неправильными приобретениями,
назначением некомпетентных генеральных
директоров, навязыванием неподходящих
средств контроля. Однако наиболее распространенной
причиной разрушения центром стоимости
является не всегда заметное, но негативное
влияние, которое он оказывает на производственные
компании, т. к. его существование позволяет
руководителям фирм не нести ответственности
в полной мере, поэтому они ведут себя
как менеджеры, а не как собственники,
как бюрократы, а не как предприниматели.
2.2 Формулирование стратегии.
После проведения стратегического анализа и подготовки информации для разработки стратегии компания сталкивается со второй фундаментальной задачей стратегического управления — формулированием стратегии.
Основные этапы разработки стратегического плана представлены на рис. 8.
На нем показана связь со стратегическим анализом и механизмом реализации стратегии (механизм управления развитием). Этапы разработки стратегического плана определяются в соответствии с его форматом. В качестве формата стратегического плана можно выбрать следующий:
В качестве приложения к стратегическому плану могут быть использованы результаты стратегического анализа, но это не является обязательным.
Итак,
следующим после
Многие организации воспринимают миссию достаточно формально, как некий атрибут, который просто должен быть, потому что он есть у всех. Другие компании, наоборот, считают, что им нужно несколько лет, чтобы найти самый лучший вариант их миссии. Лучше, конечно, не кидаться ни в ту ни в другую крайность, а сделать полный вариант стратегического плана со всеми его основными элементами. Да, пусть миссия пока будет несовершенна, но это не так страшно. Как говорится, практика все исправит и отшлифует.
Двигаться дальше по схеме разработки стратегического плана (рис. 8) можно только после того, как будет сформулирована миссия. Когда в одной компании проводилась стратегическая сессия, генеральный директор сказал, что, пока с миссией не определимся, дальше двигаться не имеет смысла. Разрабатывая стратегический план, организация должна как минимум дважды пройтись по всей цепочке от миссии до стратегических задач. В этом вопросе следует проявить терпение: сразу разработать целостный стратегический план еще никому не удавалось.
Руководители компаний должны понимать важность четкого формулирования миссии, которая:
a) клиентов,
b) поставщиков,
c) инвесторов,
d) партнеров,
e) рынка труда.
Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это:
Миссия компании, к формулированию которой предъявляются определенные требования, должна:
Кроме того, миссия должна быть разъяснена каждому сотруднику организации. При формулировании миссии, если это удобнее и понятнее, можно разработать несколько вариантов для потребителей, акционеров и сотрудников компании. Некоторые специалисты, однако, считают, что такое раздвоение (или даже растроение) допускать нельзя: миссия впервую очередь должна быть обращена во внешнюю среду компании, а наличие нескольких вариантов говорит о формальном отношении. Автор не настаивает на каком-то одном варианте. Главное, чтобы миссия выполняла свою функцию, а в каком виде она будет существовать — это уже вопрос второй. Помимо формулирования очень важным вопросом является внедрение миссии в компании. Нужно добиться того, чтобы миссия стала не просто лозунгом или обязательным атрибутом, а действительно играла основополагающую роль в стратегическом управлении компанией. Достичь этого на практике часто бывает сложно.
Компании используют различные подходы, чтобы, так сказать, «вживить» миссию, иногда достаточно прямолинейные. В одной компании директор ввел процедуру регулярной аттестации своих сотрудников. При этом одним из экзаменационных вопросов было знание миссии. В компании был свой отдел транспорта (около 15 машин). Экзамены принимались даже у шоферов, которые были этим очень недовольны и говорили, что их заставляют заниматься ерундой и учить всякие непонятные лозунги. За незнание миссии сотрудников компании могли лишить премии.
2.3 Виды стратегий
Если
у компании только одно направление
деятельности, то, по сути, корпоративная
и продуктовая стратегия —
это одно и то же. Но, как правило,
в рамках одной организации реализуется
несколько направлений
Пример корпоративной стратегии для торговой компании, занимающейся электротехническим оборудованием, приведен на рис. 17.
Продуктовая
стратегия определяет векторы развития
в рамках каждого из направлений
деятельности. Для формирования продуктовой
стратегии можно
Этот рынок, с одной стороны, был достаточно перспективным, но, с другой — очень сложным, так как требовал реорганизации производства для выпуска продукции столь высокого качества. Кроме того, необходимо было не просто выпускать товар, но и сделать из него известный бренд.
Следует еще раз напомнить, что при разработке стратегического плана очень важна методическая поддержка, особенно если компания выполняет эту работу впервые. Иначе могут быть сделаны методические ошибки, которые приведут к серьезной потере времени.
В
одной компании занимались разработкой
стратегии и слишком мало времени
уделяли методическим вопросам, решив,
что это ненужная трата времени.
Сотрудникам компании, которых привлекали
для разработки стратегии, очень
быстро объяснили, что нужно делать,
раздали анкеты и стали ждать
результатов. Задачу четко не сформулировали,
установочный семинар по стратегическому
управлению не провели (как обычно в
таких случаях). Поэтому, когда анкеты
были обработаны, некоторые ответы
оказались весьма курьезными. В одной
анкете, например, в разделе «Продуктовая
стратегия» был озвучен просто «крик
души». Там очень подробно было расписано,
где можно закупать колбасу и
другие продукты питания. Дело в том,
что совсем недавно руководство
этой компании, увлекшись таким интересным
делом, как сокращение затрат, отдало
«под нож» и столовую. Поэтому для
сотрудников компании вопрос питания
стал насущной проблемой, и, увидев в анкете
название «Продуктовая стратегия», люди
и написали о наболевшем. Правда, потом
выяснилось, что при анализе затрат подразделений
на столовую случайно отнесли слишком
много накладных расходов, поэтому она
и получилась убыточной. Но решение менять
не стали, поэтому компания осталась без
стратегически важного объекта. Как потом
оказалось, для персонала этой организации
столовая служила местом не только питания,
но и встреч и обсуждения сотрудниками
разных подразделений смежных проблем.
Заключение
При
определении стратегии фирмы
необходимо учитывать огромное число
факторов: цели, состояние рынка, положение
на нем фирмы, стратегии конкурентов,
потенциал организации, тенденции
развития технологии, особенности продукции
(услуг), конкурентные преимущества, стадии
жизненного цикла продукта, издержки
и др. Учесть все факторы невозможно,
поэтому подходы при
Информация о работе Проблемы разработки и реализации корпоративных стратегий