Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;
- анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;
- исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО «Брестгазоаппарат».
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1. Производство фирмы в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигопольного поведения 11
1.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага 11
1.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага 16
1.2.3. Олигополия в теории игр 19
2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»
НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ 22
2.1. Характеристика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как олигополиста 22
2.2. Конкурентный анализ и конкурентная позиция
СП ОАО «Брестгазоаппарат» 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1. Производство фирмы в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигопольного поведения 11
1.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага 11
1.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага 16
1.2.3. Олигополия в теории игр 19
2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»
НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ 22
2.1. Характеристика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как олигополиста 22
2.2. Конкурентный анализ и конкурентная позиция
СП ОАО «Брестгазоаппарат» 29
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.
Рассматривая взаимодействия олигополистов, А. Курно показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:
- для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;
- цена равновесия зависит от числа продавцов.
Монопольная цена возникает при единственном продавце. С увеличением количества продавцов цена равновесия падает, приближаясь к предельным издержкам. Таким образом, модель А. Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается по мере роста числа продавцов.
Модель Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание. Практически одновременно появились работы с критикой неоклассической рыночной концепции — Эд. Чемберлин «Монополистическая конкуренция» и Дж. Робинсон «Несовершенная конкуренция».
В отличие от Маршалла
и Чемберлин, и Робинсон в своих
теоретических разработках
Проблемы несовершенной
Следующим шагом в разработке теории
олигополистического
Положительные и отрицательные последствия олигополии исследовались и другими экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.
Предметом исследования являются условия функционирования олигополии, а объектом исследования является одно из крупнейших предприятий-олигополистов СП ОАО «Брестгазоаппарат».
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;
- анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;
- исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО «Брестгазоаппарат».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Производство фирмы в условиях олигополии
Видом рыночной структуры, занимающим промежуточное место между идеальными моделями монополии и совершенной конкуренции, является олигополия.
Олигополия — это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка, т. е. некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.
Допущения, на которых базируется вычленение олигополии как особой структуры рынка, немногочисленны и более реалистичны, чем в моделях совершенной конкуренции и монополии:
1.В условиях олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В случае однородности продукции речь идет о классической или однородной олигополии, а во втором — о неоднородной или дифференцированной олигополии.
2.Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество покупателей. Это значит, что последние на олигополистическом рынке являются ценополучателями. Поведение же продавцов характеризуется возможностью влиять на рыночные цены.
3.Возможности входа на рынок варьируются в широких пределах: от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до совершенно свободного (как в моделях совершенной конкуренции). Возможность регулировать вход, а также необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.
Итак, при олигополии большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Таким образом, в качестве характерных черт олигополии следует отметить:
1. Немногочисленность
фирм в отрасли, господство
которых основывается на
Если HHI < 1000, то рынок характеризуется как неконцентрированный. В данном случае правительством допускается дальнейшее слияние фирм.
Если 1000 < HHI < 1800, то рынок оценивается как умеренно концентрированный, при ННI 1400 он оценивается как «угрожающе немногочисленный».
Если ННI > 1800, то рынок оценивается
высококонцентрированным или «
Кроме данной классификации существует и такая, которая предложена У. Шепардом. В зависимости от совокупной рыночной доли четырех ведущих фирм-продавцов олигополистические рынки рассматриваются как плотная, или компактная, олигополия и неплотная, или просторная, олигополия.
В первом случае, четыре ведущих фирмы отрасли занимают 60 % рынка и более, а потому сговор олигополистов вполне осуществим. Данная рыночная структура, наряду с чистой монополией, является, по мнению У. Шепарда, неэффективной конкуренцией. При неполной олигополии четыре ведущих предприятия отрасли занимают до 40 % рынка, сговор в этом случае практически невозможен, а сама рыночная структура, как и монополистическая и совершенная конкуренция, является эффективной.
2. Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьеры связаны, в частности, с эффектом масштаба, выступающим важнейшей причиной широкого распространения и длительного сохранения монополистических структур. Кроме того, монополистическая концентрация может порождаться патентной монополией, монополией контроля за редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т. д.
3. Третьей характерной чертой
олигополии является всеобщая
взаимосвязь. Так малое
Итак, олигополия — ситуация, когда в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:
- не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции;
- пытаться предвидеть поведение других производителей;
- вступать в сговор с другими производителями.
Условием образования и развития олигополии является концентрация рынков. Рассмотрим ее причины (достаточно подробно они раскрыты в ранее названной работе.).
Экономия на масштабах. Считается, что фирма имеет экономию на масштабах, если ее долгосрочные средние затраты уменьшаются, в то время как выпуск продукции увеличивается. Крайним проявлением экономии на масштабах является возникновение естественной монополии, где экономия на масштабах настолько сильна, что уровень минимальных затрат позволяет лишь одной фирме заполнить рынок своей продукцией. В менее критических случаях минимально эффективный масштаб настолько велик, что только несколько фирм могут эффективно сосуществовать на рынке.
Входные барьеры. Барьеры к вступлению на рынок. Препятствие к проникновению на рынок новых фирм одна из причин отраслевой конкуренции. Входные барьеры можно определить как любую помеху для новой фирмы на равных конкурировать с уже существующими компаниями. На рынке, где нет ни существенной экономии, ни высоких входных барьеров, рост будет происходить в основном за счет вступления на рынок новых фирм. Это в конечном счете приведет к снижению конкуренции. При наличии входных барьеров лидирующие фирмы могут просто увеличивать свои доли рынка по мере роста отрасли. Иногда входные барьеры создаются искусственно. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновение в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли.
Безвозвратные издержки и конкурентность рынка. Безвозвратные издержки — еще один элемент, который может играть заметную роль при определении рыночной структуры. Проникновение на новые рынки требует существенных безвозвратных издержек. Новая фирма может быть вынуждена купить специальное оборудование, имеющее низкую перепродажную стоимость, разместить предприятие на самом выгодном месте или затратить огромные деньги на рекламу, чтобы внедрить новую марку в сознание потребителей. Безвозвратные издержки могут выступать барьером к вступлению на рынок.
Источником концентрации может
выступать и слияние
Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила — это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. Сговор — это явное или молчаливое согласие между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Информация о работе Производство современных субъектов хозяйствования в условиях олигополии