Происхождение и содержание термина «менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода [5, c.114].
Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

0174 мен.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

 Типология потребителей - классификация потребителей по выбранным параметрам с целью описания групп потребителей, предъявляющих различные требования к свойствам товаров и объединяемых сходными социально-экономическими условиями и мотивацией поведения. В качестве основных признаков классификации выступает уровень и состав денежных доходов, половозрастной состав, семейное положение, социальное положение и др.

Выделяются внешние и внутренние потребители.

Внутренние потребители - это те люди, которые находятся внутри организации. т.е. персонал.  В данном случае товаром или услугой могут выступать не  только продукция компании, но и опыт, знания и т.д.

Внешние потребители - это те, кто покупает и пользуется товаром. При этом отношения к компании не имеет.

 Определяют пять типов  потребителей:

1. Индивидуальные – это потребители, приобретающие товары только для своих личных нужд. Например, одинокие люди или живущие самостоятельно граждане. Предметами индивидуального пользования является одежда, обувь, личные вещи (за исключением покупок в подарок). В первую очередь данных потребителей интересуют потребительские качества товара: полезность, цена, внешний вид, упаковка, сервис, гарантии. Однако на данный момент рынок индивидуальных потребителей в России относительно узок.

2. Семьи или домохозяйства – это группа покупателей продуктов питания и непродовольственных товаров, за исключением личных вещей. Решения принимаются совместно супругами, либо главой семьи.

3. Посредники – это тип потребителей, приобретающих товар для последующей перепродажи. Посредников не интересуют потребительские качества товара, их заботят меновые характеристики – цена, предъявляемый спрос, рентабельность, быстрота обращения, срок хранения и т. п. Посредники – это более профессиональные покупатели в отличие от семей и индивидуальных потребителей. Предъявляемый ими спрос может быть как достаточно широким, так и достаточно узким.

4. Снабженцы или представители  фирм, т. е. покупатели товаров промышленного назначения. Они покупают товар для дальнейшего его использования в производстве, поэтому учитывается все: цена, количество, быстрота поставок, размер транспортных издержек, полнота ассортимента, репутация фирмы на рынке, уровень сервиса и многое другое.

5. Чиновники или государственные  рабочие. Особенность заключается в том, что при приобретении того или иного товара чиновник распоряжается не своими деньгами, а казенными, и, следовательно, эта процедура бюрократизирована и формализована. Важными критериями при выборе поставщика или производителя является надежность, лояльность, честность, личные связи и т. п.

Международный рынок выделяет и такой тип потребителей, как иностранные юридические и физические лица.

Существует и традиционная классификация потребителей по следующим критериям.

1. Пол: существуют товары  с четкой половой принадлежностью  – бюстгальтеры, платья, электробритвы, курительные трубки, пена для бритья и т. д. Бывают мужские и женские модели: сигареты, дезодоранты, брюки, рубашки и т. п.

2. Возраст.

3. Доход.

4. Образование.

5. Социально-профессиональный  критерий.

6. Быстрота реакции на  новую информацию или появление нового товара на рынке.

Принято делить потребителей на следующие группы:

  • «новаторы» – потребители, рискнувшие попробовать новинку;
  • «адепты» – последователи, делающие товар модным и известным;
  • «прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара;
  • «скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
  • «консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным»;

7. Тип личности: выделяются  четыре основных психологических  типа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Практическое применение данной классификации в маркетинге достаточно затруднительно, так как сложно с помощью 10 – 12 вопросов теста определить тип личности.

8. Стилю жизни: анализ ценностей, отношений, ритма жизни, поведения личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Чем отличаются основные типы  организационных структур

 

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

Рассмотрим  пять технологий координации работы  по Г.Минцбергу:

–  обоюдное согласование;

–  контроль напрямую;

–  определение стандартов рабочих процессов;

–  определение стандартов выпуска;

–  определение стандартов знаний и навыков 

Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками. 

Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач  и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека. 

Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам: 

–  определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда; 

–  определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы; 

–  определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы; 

Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций. 

Основные принципы группирования: 

–  функциональные (функции, знания);

–  рыночные (клиент, регион, продукт).

Типы организационных структур управления предприятием 

На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.

Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу (рис.1.). 

 

Рис.1.  Линейная организационная структура управления

 

Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы основывается на основе общих видов деятельности. 

В зависимости от задач организации эти виды деятельности могут быть разными.

Ниже представлена функциональная схема организационной структуры предприятия (рис. 2).

Рис.2.  Функциональная организационная структура управления

 

         Линейно-функциональная структура в значительной степени позволяет устранить недостатки как функционального, так и линейного типов управления. При данной структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное управленческое решение или производственное (рис. 3).

Рис.3.  Линейно-функциональная структура

            Дивизиональная  структура управления подразумевает собой то, что критерием группирования  должностей в дивизионы (отделы) выступают виды выпускаемой предприятием продукции, группы потребителей или регионы (рис. 4).

Рис. 4.   Дивизиональная  структура управления

 

Матричная структура предполагает одновременное группирование на одном уровне управления по нескольким критериям. На схеме ниже представлен матричный тип (рис.  5).

 

Рис. 5. Матричная структура управления

 

Комбинированная  структура  – группирование по различным критериям (рис. 6).

 

Рис. 6.  Комбинированная  структура  управления

 

Организационная структура есть выражение формы кооперации и разделения труда в сфере управления. Она оказывает прямое воздействие на функционирование предприятия. При более совершенном типе управления - эффективнее воздействие на объект управления и, соответственно, выше результат работы предприятия.

Организационные структуры частично средних, малых и сверхмалых предприятий, как правило,  имеют следующие характеристики: 

– низкое разделение труда, что зачастую является причиной перегруженности работников из-за совмещения большого количества служебных обязанностей;  

– непосредственное участие руководителя в производстве;  

– практически отсутствует деление на отделы; 

– имеют место прямые короткие информационные каналы между работниками; 

– между работниками преобладают неформальные отношения; 

– работа координируется непосредственно работниками путем прямых согласований;  

– все вышеперечисленные характеристики предполагают высокую организационную гибкость на изменение спроса, а так же другие изменения. 

Главное правило при создании структуры управления: создавать как можно меньше уровней управления и кратчайшую цепь команд.

Зафиксированные взаимосвязи являются результатом процесса принятия решения, который подразумевает следующее:

1. Общая задача (работа) отдела подразделяется на последовательные более мелкие работы, на выполнении которых специализируются работники отдела.

2. Отдельные виды работ заново  комбинируются и группируются  для рационализации создания  групп; в этом заключается суть  разделения на отделы.

3. Должен быть определен соответствующий  размер группы, отчитывающейся перед  одним начальником; речь идет  о проблеме контроля.

4. Полномочия распределяются между  работами или группами работ. В этом заключен смысл поручения  полномочий.

Результатом разрешения этих четырех проблем и является структура организации, которая может варьироваться в зависимости от решения каждой подпроблемы. Организация, в которой имеются неточно установленные описания работ, разнородные отделы, обширные области контроля и децентрализованные полномочия, значительно отличается от организации, в которой присутствуют точно определенные работы, однородные отделы, суженные области контроля и централизованные полномочия.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Малин А.С.,Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для ВУЗов. - М.: ГУ ВШЕ, 2010.
  2. Акофф Р.С., Эмери Ф.И. О целеустремленных системах. - Москва: Сов. Радио, 2009.- 271 с.
  3. А.М.Смолкин «Менеджмент: основы организации.» Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2012.
  4. Егоров Ю.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: ЗелО, 2008
  5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.. Исследование  систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
  6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКА, 2008
  7. Беллман Р. Динамическое программирование и современная теория управления. М.: Наука, 2012.
  8. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  9. Дудорин В.И. Моделирование в задачах управления производством. М.: Статика, 2011.
  10. Менеджмент. Итоговая аттестация / Под ред. Э. М. Короткова, С. Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  11. Панкин А. И. Основы практического менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Информация о работе Происхождение и содержание термина «менеджмент»