Профессиональная этика способствует
формированию у сотрудника правоохранительных
органов этических знаний, моральных потребностей,
идейно-нравственных убеждений, моральных
качеств и чувств, устойчивых и привычных
норм поведения, соответствующих нравственному
идеалу.
Это сложный психолого-педагогический
процесс перевода объективных требований
профессиональной морали в личные убеждения
сотрудника и на этой основе развития
у него способности к саморегуляции поступков,
а также регуляции общественного поведения.
Движущей силой этого процесса выступает
целенаправленное преодоление несоответствия
между достигнутым и необходимым уровнями
профессиональной нравственной культуры.
Стержнем в формировании нравственных
установок у сотрудников правоохранительных
структур является интериоризация — перевод
моральных требований общества, нравственных
принципов во внутренние установки, личные
убеждения каждого человека, которые,
став таковыми, служат верным компасом
в его повседневной жизни.
Профессиональная этика способствует
нравственному воспитанию в органах внутренних
дел. Это, прежде всего, это целенаправленная
работа начальников, кадровых и воспитательных
аппаратов, общественных институтов по
формированию у сотрудников высоких гражданских,
морально-психологических и профессиональных
качеств, мобилизации их на успешное выполнение
служебных задач, укрепление законности
и дисциплинированности.
Однако, эффективность формирования
этического мировоззрения и ценностных
установок сотрудников правоохранительных
органов, как известно, не только от отношения
человека к ней, но и от его отношения к
самому себе, к своему труду.
Поэтому, проводя любое воспитательное
(идейно-воспитательное) мероприятие,
направленное на формирование привычки
соблюдать нормы закона и нормы морали,
необходимо думать и о том, как заставить
сотрудника милиции работать над собой.
Воспитательная деятельность должна стимулировать
и направлять работу по самовоспитанию.
Правильно продуманная и четко организованная,
она в совокупности с самовоспитанием
способна обеспечить высокий уровень
профессиональной нравственной культуры
сотрудника органов внутренних дел.
Морально-психологическая подготовка
направлена на формирование и поддержание
требуемого морально-психологического
состояния сотрудников и обеспечение
оптимального проявления профессиональных
качеств при выполнении ими функциональных
обязанностей. Она требует:
- проведения регулярного
анализа морально-психологического
климата в коллективах и своевременного
разрешения возникающих конфликтов
(конфликтных ситуаций);
- воздействия на различные
категории личного состава и
отдельных сотрудников для оказания
психолого-педагогической помощи
в решении острых проблем в
быту и на службе;
- нейтрализации негативных
индивидуально-личностных состояний
и профилактики профессионально-нравственной
деформации, снятия психологических
и физических нагрузок, стрессовых
состояний и реабилитации сотрудников;
- изучения причин нарушения
прав и законных интересов
личного состава, случаев травматизма,
гибели, суицида и организации
профилактических мероприятий по
их предупреждению;
- противодействия расколам
служебных коллективов по различным
признакам, повышения уровня готовности
сотрудников к действиям в
экстремальных ситуациях и боевой
обстановке.
Острота проблемы морально-психологической
и профессиональной готовности сотрудника
к эффективным действиям в экстремальных
условиях неоднократно подтверждалась
во время специальных (и боевых) действий
ОВД в условиях межнациональных конфликтов,
и прежде всего в Чечне и на соседних с
ней территориях.
В отличие от работы в обычной,
повседневной обстановке, при выполнении
задач в экстремальных ситуациях необходимо
учитывать, что сотрудники действуют в
крайне сложных, внезапно меняющихся условиях,
нередко опасных для жизни, требующих
смелости, выдержки, самоотверженности,
полного самообладания и контроля над
собой и другими.
Профессиональная этика способствует
морально-психологической подготовке
сотрудников органов внутренних дел. Она
заключается в целенаправленном формировании
моральной и психологической готовности
к действиям в экстремальных условиях,
способности действовать профессионально,
достойно переносить самые суровые испытания
в ситуации подлинной опасности для жизни,
сохранять способность адекватного мышления
и логических рассуждений, хладнокровие
и ответственность, несмотря на множество
отрицательно влияющих факторов, мобилизовать
волю на решение поставленных задач.
В свою очередь основными задачами
формирования профессиональной нравственной
культуры личности являются:
- формирование у сотрудников
устойчивых нравственных качеств
и потребностей;
- высокая культура общения
и поведения, чуткое и внимательное
обращение с гражданами;
- профилактика грубости,
черствости и бездушия;
- умение творчески применять
нравственно-эстетические принципы
и нормы в конкретных ситуациях;
- использование творческого
богатства, содержащегося в произведениях
искусства, для повышения культурного
уровня личности;
- организация содержательного
культурного досуга сотрудников
и членов их семей.
Важно помнить, что строгое
и неуклонное соблюдение норм и правил
поведения, закрепленных в Кодексе чести
рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, является основным критерием
нравственно воспитанной личности сотрудника.
Заключение
Механизм морального влияния
тоньше и действеннее правового регулирования.
Нравственные требования обращены к совести
человека, связаны с саморегуляцией поступков,
осознанием своего долга, чувства справедливости.
Они ориентированы на сознательное и добровольное
следование моральным принципам и нормам.
Следует подчеркнуть достаточную гибкость
наших законов, как правило, позволяющих
их исполнителю выбрать из набора альтернатив
наиболее целесообразное, справедливое
решение. В осуществлении этого выбора
определяющую роль, как раз, и играют нормы
морали, нравственное сознание.
Нравственное сознание имеет
в центре стержневой нравственный принцип,
который вместе с другими элементами характеризует
исходную моральную позицию личности.
Таким стержневым принципом нравственного
сознания сотрудников правоохранительных
органов является принцип законности,
следование которому не только служебная
обязанность, но и моральный долг.
Сотруднику правоохранительных
органов следует постоянно воспитывать
в себе умение нравственного мышления,
нравственного анализа ситуации, для того,
чтобы в каждом конкретном случае определить
соответствие своих действий нравственной
допустимости. Нравственная воспитанность
сотрудника должна быть его профессиональным
качеством, позволяющим ему осуществлять
свою деятельность таким образом, чтобы
в ней профессиональный интерес не утратил
нравственные ориентиры.
Список использованной
литературы
Власенков В.В. Этика сотрудников
правоохранительных органов. Учебник.
— М.: Щит-М, 2008.
Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная
этика: учебное пособие. — М.: Спарк, 2007.
Опалева А.В., Дубова Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. — М., 2005.
Профессиональная этика сотрудников
правоохранительных органов. Учебное
пособие / Под ред. Г.В. Дубова. — М., 2007.
Щеглов А.В. Профессиональная
этика сотрудников органов внутренних
дел: Учебно-методические материалы. —
М., 2006.