Профессиональные ограничения менеджера - недостаток творческого подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Сегодня ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Содержание

Введение 3
Профессиональные ограничения менеджера - недостаток творческого подхода 4
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по книге.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

Тема: Профессиональные ограничения менеджера -  недостаток творческого подхода

 

Оглавление

Введение 3

Профессиональные  ограничения менеджера -  недостаток творческого подхода 4

Заключение 13

Список  литературы 14

 

 

 

 

Введение

Сегодня ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность  в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому  можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Работа менеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобы организация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, как деятельность, направленная на получение результата, является критерием оценки менеджера, главным  измерителем его профессионализма и должна быть стержнем, вокруг которого выстраивается обучение.

Прочитав и проанализировав  книгу М. Вудкока и Д. Фрэнсиса «Раскрепощенный менеджер» [2] я поняла, что среди одиннадцати профессиональных ограничений менеджера фактор «недостаток творческого подхода» является весьма актуальным и интересным, особенно в ситуации снятия подобного ограничения.

Следовательно, в своей  работе, мы более подробно остановимся  на тех идеях, методах, приемах, которые  позволят исключить ситуацию недостатка творческого подхода в профессиональной деятельности современного менеджера.

 

Профессиональные ограничения  менеджера -  недостаток творческого  подхода

Недостаток творческих способностей может серьезно подорвать эффективность  менеджера. Некоторые из них думают, что им лично как раз не хватает  таких способностей, и что вообще это качество довольно редко встречается  в людях. Такой взгляд на творческие способности сам по себе является нетворческим. Творческий подход проявляется  людьми во всех сферах жизни.

В данном случае, можно привести тысячи примеров, как в разной - большей или меньшей - степени люди проявляют творческий подход. Тем не менее, многие позволяют своим новаторским способностям вянуть, не осознавая свой творческий потенциал.

Итак, рассмотрим барьеры  для творческого подхода к  работе менеджера. Как только вы осознаете, что обладаете куда большими возможностями, чем те, которыми вы пользуетесь, следующим важным шагом в вашем личном развитии должно быть выявление и устранение препятствий, ограничивающих ваши природные способности.

Можно выделить семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет ваши творческие способности или способности ваших друзей.

1. Человеческая лень. Безусловно, творчество требует времени и усилий. Преждевременное ослабление усилий не позволяет устранить препятствия, мешающие творческим достижениям. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаться лени, можно испытать и освоить различные ступени творчества.

2. Устоявшиеся привычки. Отметим, что у всех людей вырабатываются стереотипы в работе, манерах и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимо изучить устоявшиеся привычки, и здесь может быть очень полезным средством вопрос «Почему?», проанализируйте процесс мышления, который раньше казался вам вполне логичным, и вы сможете решить, остаются ли они такими же эффективными ныне.

3. Излишняя напряженность. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувствами неуверенности и смущения. Ведь, почти по определению, перед началом не известен конец, и нехватка такой уверенности вызывает излишнюю напряженность. Ее испытывают и физически, и эмоционально, ведя себя так, как будто защищают себя от реальной угрозы. Жесткие реакции, ощущение внешнего давления и стресса - все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им вещей, и в результате их силы и энергия используются не полностью. Оба эти фактора затрудняют творческие усилия.

4. Ослабленная целеустремленность. Отметим, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть как внутри самого человека, так и под влиянием внешних причин. Например, последние войны вызвали к жизни фантастические достижения в таких различных областях, как нейрохирургия, шпионаж, фотография и журналистика. Чтобы быть творческим, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему.

5. Недостаточные возможности. Некоторые из наиболее важных открытий в мировой истории не были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за таких препятствий, как болезни, заключение в тюрьму или даже временная потеря репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко, встречаются возможности для нововведений. Для других привычные формы творчества требуют внешних ресурсов и помощи. И если последних не хватает, для них оказывается практически невозможным сбор необходимых данных или организация экспериментов. Здесь необходима уверенность в себе, которая является важной частью творчества, поскольку умелое распоряжение силами, ресурсами, организация поддержки играют существенную роль в творческом процессе.

6. Излишняя серьезность. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предположений. Подобная восприимчивость к необычному несовместима с излишней серьезностью и постоянной заботой о том, чтобы быть рациональным. Нехватка игровой установки в вашем подходе одновременно затрудняет общение с окружающими. Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих.

7. Плохая методология. Как правило, ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эффективного метода решения проблем. Хотя, по определению, творческая работа требует новаторского мышления и ее можно структурировать, увеличив тем самым вероятность успеха. Творческий процесс, подобно другим аспектам управленческой работы, можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

Таким образом, оценивая свои препятствия, стоит отметить, что каждому человеку в творческой работе мешает что-то свое, поэтому полезно постараться установить и с определенной глубиной исследовать свои препятствия. Также полезно обсудить их с кем-нибудь, кто хорошо вас знает. Возможно, ваши препятствие не удастся; полностью устранить, но можно научиться сокращать их негативное воздействие. Стремясь добиться выдающихся результатов, руководителю недостаточно самому быть творческим, необходимо поощрять творчество в других.

Техника творческого решения  проблем требует наличия особых навыков. И хотя это вовсе не процесс  пунктуального следования предписаниям, ключевые шаги в управлении творчеством  поддаются установлению. Обучаясь следовать  этим правилам, необходимо в то же время  подготовиться к тому, чтобы при  необходимости отбросить их. Итак, в творческом решении проблем  можно выделить пять явственных стадий.

Стадия первая: изучение проблемы. Отметим, чтобы создать основу для поиска решения проблемы, необходимо ее глубоко изучить. Существует тенденция давать ответ еще до того, как вопрос полностью уяснен, c чем преподаватели пытаются бороться, призывая студентов: «Прочтите вопрос!» Они правы, выделяя необходимость тщательно настроиться на задачу, прежде чем приступаешь к ее решению. Это нужно делать всякий раз, когда вы встречаетесь с новым испытанием ваших сил. Требуется не только иметь перед собой цель, необходимо уяснить задачу также с интеллектуальной и эмоциональной точек зрения.

Стадия два: выработка  идей.  Все виды творческой работы требуют выработки идей. Идея - это  прыжок в неизвестность, и, почти  по определению, невозможно точно предсказать, когда она возникнет. Вырабатывая  восприимчивость к новым идеям, нужно иметь определенные знания о себе. Те, кто когда-либо управлял творческими натурами, знают, что  их привычки иногда становятся странными  и чудными. Один ученый, только что  начавший свою работу в большом учреждении заявил, что наиболее яркие идеи приходят ему тогда, когда его  собака сидит рядом. Его начальник, директор исследовательского проекта, нуждался в творчески мыслящих людях, но в учреждение запрещено было приводить  собак. В конце концов было найдено  творческое решение. Этот ученый стал работать в часы, когда рабочий  день других заканчивался и на его  собаку некому было обращать внимание.

Есть разные методы выработки идей, мы же считаем наиболее полезным мозговой штурм. Этот термин известен многим руководителям, но не все знакомы с ним на практике. Он основан на том принципе, что идеи лучше всего вырабатываются и высказываются, если их оценка откладывается «на потом».

Это отличает мозговой штурм от обычной  практики немедленной реакции на предложения. Есть несколько простых  правил, содействующих повышению  эффективности этого метода. Если вы хотите добиться результата, строго придерживайтесь процедуры мозгового  штурма. Вкратце эта процедура  состоит из следующего:

  • выбирайте краткое изложение проблемы;
  • краткое изложение проблемы записывается, лучше на пустом бланке (или на доске, на экране);
  • определяется время, когда будет прекращена дальнейшая работа;
  • во время мозгового штурма любые идеи, какими бы странными и вроде бы неподходящими они не казались, записываются, но не оцениваются;
  • после окончания работы все идеи приводятся в логический порядок и каждая обсуждается.

Мозговой штурм позволяет быстро вырабатывать идеи, а присущая этому  методу свобода дает возможность  оценивать фантастические и необычные  идеи.

Стадия три: отсев применимых идей

Как только у вас появился запас  идей, необходимо провести их жесткий  отсев. Некоторые из них могут  оказаться неэффективными, непрактичными, затратными, бессмысленными или аморальными. Однако разумно не позволять себе отбрасывать предложения до того, как будут оценены их достоинства. Существует искушение отделить «зерна от плевел» в процессе жесткого и  быстрого поиска решений, но так можно  отбросить тонкие идеи, имеющие смысл. Более плодотворен порядок, при  котором ожидают даже больше, чем  это кажется необходимым: не появятся ли какие-либо новые связи с высказанной  идеей. Старайтесь отказываться от той  или иной идеи на основе логики, а не эмоций. Если причина отказа от идеи заключается в недостатке ресурсов, подвергните сомнению предложения, лежащие в основе решения. Каждою идеи необходимо проанализировать. Всегда существует риск неудачи или частичного успеха, но обычно их можно систематически оценивать. Вашей целью является выбор подхода, имеющего наивысшие шансы на успех и осуществимого на практике. Если уж идея выбрана, разумно следуйте ей храбро и настойчиво.

Стадия четыре: планирование нововведений. Идея - это эмбрион поступков, и, чтобы осуществиться, она должна быть применена на практике. Подобные новаторские действия необходимо планировать, а плохое планирование соответственно снижает их эффективность. Если из-за отсутствия прецедента, который мог бы направить наши действия, качество планирования низко, не удается использовать даже хорошие идеи. Осуществляя новаторскую работу, люди в полном смысле слова теряются. Им необходимо периодически устанавливать и анализировать цели и размышлять над происходящим. Это предъявляет особые требования к руководителю, отвечающему за процесс планирования. Прежде чем проект продвинется к завершению, наверняка всплывет масса мелких проблем, каждая из которых требует своего решения. Однако, если руководитель будет слишком заботиться о каждой частности, будет потерян общий взгляд на весь процесс. Роль человека, осуществляющего координацию и планирование, близка к роли дирижера в оркестре, поскольку его первейшей работой является обеспечение гармонии между отдельными частями системы и людьми в их работе на общие цели.

Для того чтобы процесс планирования протекал успешно, необходима ясная, прямая связь между участниками работы. Каждому необходимо составить представление  о своей роли в общей системе  и понять отношение своей работы к работе коллег. Конечно, личная инициатива, важна, но ее необходима координировать в рамках общей работы.

Стадия пять: обратная связь и анализ. Процесс внесения новаций не всегда можно осуществлять точно и аккуратно. Постоянно возникают новые факторы, и любая новая информация может на него повлиять. По этой причине требуется метод регулярного анализа достигнутых успехов и изменения целей и планов.

Очевидно, что вряд ли что может помешать творчеству сильнее, чем неэффективная организация личного труда и отсутствие порядка в приоритетах. Поскольку по своей природе творчество означает рост неопределенности, очень важно найти возможности для проведения анализа и установления обратной связи. Это позволит сократить риск расплескивания сил на не соответствующую цели или беспорядочную деятельность. Поддержание методического подхода, установление обратной связи в вопросах выполнения задачи и продвижения к цели, анализ порядка работы и уточнения планов и целей - это важная часть того, за что отвечает руководитель и способность к чему подвергается серьезной проверке, когда требуется новаторство.

Те люди, которые считают, что  творчество требует от них подняться  над своими ограничениями и на более высоком уровне эффективности, имеют тенденцию излишне напрягаться  в своих усилиях, стараясь дать максимум того, чем они располагают. Вместо этого они добиваются противоположного результата, так как творческие способности  уменьшаются из-за напряженности  и подрываются навязываемой себе концентрацией.

Некоторые из наиболее ярких озарений, связанных с природой творчества, получены в результате недавних прорывов в области тренировочного процесса в спортивном мире. В. Т. Гэлвей описал две стороны человеческой личности. Одна, называемая «первое я», постоянно  выносит суждения, комментирует, критикует  и целиком занята тем, как бы добиться результата и успеха.

Другая сторона личности, «второе  я», имеет развитую интуицию и находится  в куда большей гармонии с жизненными ситуациями. Как только человек начинает играть в теннис (или заниматься любым другим видом порта), голос «первого я» начинает комментировать успехи и становится помехой природным способностям «второго я». Так, преобладание одной стороны человеческой личности может воспрепятствовать достижениям, вполне возможным.

Эта плодотворная идея может быть легко применена к творческим начинаниям. Человек может подойти  к проблеме с предвзятыми ожиданиями, не получить полного представления  о задаче или меняющихся факторах и в спешке начать ее решение. Работая  над заданием, он может почувствовать  себя без сил из-за постоянных сомнений, критицизма и излишней напряженности. Неудивительно, что подлинная изобретательность, эта тонкая человеческая способность, не выдерживает в такой враждебной среде.

Информация о работе Профессиональные ограничения менеджера - недостаток творческого подхода