Профориентация и адаптация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:22, доклад

Краткое описание

Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАДАНИЕ 1. Доклад. Профориентация и адаптация.docx

— 21.88 Кб (Скачать файл)

Профориентация и адаптация.

 

Профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. 

Профессиональная ориентация включает в себя:  
1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;  
2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;  
3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;  
4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку. 

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.

К методам профессиональной ориентации относятся:

- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы - краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы и т.п.

- методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации и т.д.

- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, праздники труда, и т.п.

- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий, использование различных схем альтернативного выбора.

Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение - система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Учеба становится базой, предпосылкой для будущей профессиональной деятельности. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор. Поэтому необходимо изучить вплотную проблему оптимизации профориентационной деятельности в учебных заведениях.

 

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором  личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется в его поведении, в показателях трудовой деятельности:

  • эффективности труда (его количестве и качестве);
  • усвоении социальной информации и ее практической реализации;
  • росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной);
  • удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).

Трудовая адаптация может быть первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной - при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

Общественно-организационная адаптация - означает освоение новыми членами трудового коллектива организационной структуры организации, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

Культурно-бытовая адаптация - это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения.

2. Стадия приспособления - на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д.

 

Таким образом к окончанию средних общеобразовательных учреждений в сознании человека должен быть выстроен план его будущего, что не всегда бывает. На определение профессии часто влияет круг общения человека: родители, друзья, работающие знакомые, что, в последствии, формирует ложное представление его будущего. Со стороны родителей необходимо не зацикливаться на подборе профессии своему ребенку, как за частую это происходит, а реальным взглядом посмотреть на окружающий мир, провести анализ востребованности на рынке труда и просто сделать предложение, а уже окончательный выбор оставить за ребенком, и поддержать его. Человек должен заниматься тем, что ему по душе, тогда от этого будет толк, а направлять его по своим тропам вопреки его желанию и умению не приведет к хорошему результату.

По поводу адаптации можно сказать только то, что сама адаптация непосредственно зависит от личности. Человек ко всему привыкает и справляется с любыми трудностями. Если удовлетворяются идеи и цели человека в данной организации, то адаптация на рабочем месте пройдет легко и непринуждённо, соответственно если цели работника не достигнуты он не задержится.

 

 


Информация о работе Профориентация и адаптация