Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:27, контрольная работа
Тема данной курсовой работы «Процесс исследования систем управления». Всякое исследование представляет собой процесс, который отражает объективные этапы выполнения работы. Процесс исследования систем управления можно представить в виде 14 этапов. Содержание данных 14 этапов будет раскрыто в основной части данной работы.
Введение.
Система управления, как объект исследования.
Виды систем управления.
Организация-система
Организация-бюрократическая система
Организация-социальная технология
Анализ систем управления.
Процесс исследования системы управления.
Планирование исследования систем управления.
Этапы исследования.
Заключение.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Тема данной курсовой работы «Процесс исследования систем управления». Всякое исследование представляет собой процесс, который отражает объективные этапы выполнения работы. Процесс исследования систем управления можно представить в виде 14 этапов. Содержание данных 14 этапов будет раскрыто в основной части данной работы.
В условиях динамичности современного производства и общества в России управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Но для чего же необходимо исследование систем управления? В настоящее время необходимость проведения исследования систем управления признается всеми. Исследование, изучение системы управления организацией выполняет три основные задачи:
1) направляет внимание
руководителя на актуальные
2) углубляет понимание
руководителем регулируемых
3) позволяет руководителю
действовать более рационально,
Чтобы исследование помогло руководителю решить перечисленные задачи, оно должно быть организовано, т.е. выполняемые действия должны быть упорядочены.
Для этого необходимо освоить основные понятия, которые применяются при изучении систем управления. Знакомство с ними поможет руководителю сориентироваться в результатах исследования, квалифицированно и грамотно сформулировать цель исследования. Я постараюсь раскрыть наиболее часто встречаемые термины и объяснить их суть в разрезе той темы, которую я выбрал. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. В общем, процесс исследования систем управления очень важно знать менеджерам всех уровней, именно правильное, последовательное выполнение этапов позволит наиболее эффективно провести исследование, а затем и на основе полученных данных вывести правильное управленческое решение, в конечном итоге обеспечив развитие предприятию.
Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например).
Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. Например, производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему? Прежде всего, потому, что любой объект мы Рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем самым пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысл, рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.
Во-первых, надо определиться, что же такое система. Существуют два определения этого понятия. Они взаимодополняют друг друга и хотя и могут использоваться по отдельности. Оба этих определения значимы для исследования систем управления предприятиями.
Первое: система - это взаимосвязанная совокупность элементов. Такое представление широко распространено, но оно пригодно лишь для тех специалистов, которые сами не создают системы, а участвуют в качестве исполнителей, действуют в кем-то созданных системах и организациях.
Руководитель создает,
а исследователь формирует
В отечественной литературе такое представление системы идет от А.И. Берга и Ю.И. Черняка. Это очень значимое для руководителя представление. Оно в явном виде выделяет конструктора системы, коим и является руководитель. Это представление ясно фиксирует, что правила, отношения и связи между элементами системы устанавливает руководитель в сфере своей компетенции.
Система - это способ видения мира, пространства деятельности. Следовательно, она может быть организована в различных конфигурациях. Это зависит от знаний и умений того, кто ее формирует, от его мировоззренческой позиции, от способности различать процессы, объекты, явления в различных ситуациях. На производстве системы формируют руководители. Под элементом системы понимают такие ее минимальные составляющие, совокупность которых складывается прямо или опосредованно в систему. Элемент системы - это предел деления.
Есть еще представление системы. В настоящее время можно выделить, по крайней мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.
Каждое из указанных представлений системы отражает определенную группу ее характеристик.
Микроскопическое
Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
Макроскопическое
Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.
И, наконец, процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.
Существуют несколько видов систем управления. Это непосредственно влияет на процесс исследования систем управления. Исследование систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой-либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления.
Как следует из названия данного раздела, необходимо соотнести системы управления с подходами к их исследованию. Здесь уместно вспомнить, что искусственные классификации разрабатываются для конкретных применений. Соответственно классификация систем управления относится к искусственным классификациям.
Рассмотрим три вида систем управления организациями, соответствующих трем подходам к сущности управления: организация как бюрократическая система, организация как система и организация как социальная технология.
1.1.1. Организация-система.
Различают два вида систем: закрытые и открытые. Закрытые системы относительно независимы от окружения и имеют жесткие границы действий. Открытые системы более взаимосвязаны с внешней средой. Они энергично обмениваются с ней информацией, энергией, материалами. Открытые системы ориентированы на приспособление, адаптацию к условиям внешней среды. Активное взаимодействие позволяет им выживать и развиваться. Менеджмент как стиль управления формирует и имеет дело с открытыми системами.
Система управления такого вида рассматривается как подсистема фирмы, компонентами которой являются прежде всего группы взаимодействующих людей, руководителей среднего и нижнего звена, т.е. менеджмент фирмы, а также оборудование, документация и другие компоненты.
При исследовании под компонентами системы понимают входы, процессы или операции, выходы системы, а также персонал, финансы, технические средства, документы. Основные функции системы управления состоят в восприятии проблем организации (входов), а также выполнении действий (операций, процессов), результатом которых являются решения (выходы). При этом система управления представляется как набор, множество операций. Операция - это последовательность действий по обработке входов системы. На основе такого представления системы управления можно классифицировать по их рабочим характеристикам с точностью, достаточной для уверенности в правильности выбора лучшей из ряда вариантов.
Принято, что решения,
принимаемые в системе
1.1.2. Организация – бюрократическая система
При исследовании бюрократических систем управления изучают цели и задачи подразделений, четкость их разделения и степень выполнения. Если подразделение достигает целей, выполняет задачи, то считается, что руководитель работает успешно. Он поощряется, например окладом или переводом на вышестоящую должность.
Оформлена немецким социологом Максом Вебером (1864-1920гг.) в начале XX века. Термин "бюрократическая организация" происходит от слов <бюро (письменный стол с полками, ящиками и крышкой)> + <власть> = <господство (приоритет) столоначальника, канцелярии>.
Особенности рациональной бюрократии:
1) четкое разделение
труда, способствующее
2) иерархичность уровней
управления, где каждый нижестоящий
уровень контролируется вышесто
3) наличие системы
формальных правил и
4) найм на работу
в строгом соответствии с
Ограничения бюрократической
организации обусловлены
Бюрократическая организация
состоит из подразделений. В каждое
подразделение назначается
Властные полномочия осуществляются с помощью иерархической структуры командования и подчинения. Функция выработки решений ограничивается определением полномочий и ответственности руководителей. Например, указываются полномочия в финансовых средствах, в том числе величина и характер расходов, которые имеет право утверждать руководитель.
1.1.3. Организация – социальная технология.
Социальная технология -это способ освоения социального пространства и поддержания в нем социального равновесия. Особенно развилось такое направление в рассмотрении организаций в последнее время. Известны различные способы освоения социального пространства: традиция; интуиция; организованная социализация, например семья, образование, деятельность. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, целевых установок, образцов поведения, которые соответствуют культуре общества. Освоение этих норм и знаний позволяет человеку действовать в качестве активного субъекта общественных отношений. Для взрослого человека основной способ социализации - это социализация через деятельность, труд.
Актуальность такого подхода к менеджменту вызвана особенностями сложившейся глобальной цивилизационной ситуации. Можно выделить следующие ее особенности. К середине XX века энергетические, вещественные технологии, прикладные знания поддержания равновесия жизнедеятельности общества стали обновляться по несколько раз в пределах одного поколения. В силу этого снизилась их роль как средства социализации, как способов социального наследования поведения и управления развитием социального пространства. В этой связи в 60-80-е годы Запад переживал информационную, управленческую и концептуальную революции. На этом новом базисе теперь происходят коренные изменения в бизнесе, науке, образовании, социальной организации общества, а также рост экономики и конкурентоспособности наций.