Процесс принятия и виды управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:00, реферат

Краткое описание

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Комплексные проблемы следует формализовать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Вложенные файлы: 1 файл

Процесс принятия и виды управленческих решений.docx

— 23.00 Кб (Скачать файл)

Процесс принятия и виды управленческих решений.

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным. 
Комплексные проблемы следует формализовать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей. Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. 

Для повышения качества управленческих решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации  по следующим признакам: 
• стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг,  
НИОКР, ОТПП и др.);  
• подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т. д.);  
• сфера действия (технические, экономические и другие решения);  
• цель (коммерческие и некоммерческие решения);  
• ранг управления (верхний, средний, низший);  
• масштабность (комплексные и частные решения);  
• субъектность (коллективные и личные решения);  
• продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

• объекты воздействия (внешние  и внутренние);  
• методы формализации (текстовые, графические, математические);  
• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба)

• сложность (в том числе стандартные  и нестандартные);  
• способ передачи (вербальные, письменные, электронные). 

 
               Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом.  
В стратегическом менеджменте при разработке стратегий принимаются рациональные решения, основанные на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации; на применении научных подходов при анализе, прогнозировании и экономическом обосновании стратегических решений.

 

Классификация и виды управленческих решений.

Признак классификации

Виды управленческих решений

По содержанию

Социальные, экономические, технические

По длительности действия

Стратегические, тактические, оперативные

По виду лица, принимающегорешение

Индивидуальные, коллегиальные, колективные

По степени уникальности

Рутинные, уникальные, периодические

По степени определенности информации

Определенность, неопределенность, стохастическая определенность

По степени проявления творчества

Запрограммированные, незапрограммированные

По степени сложности

Простые, сложные

По степени охвата объекта  управления

Общие, частные, локальные

По функциональной направлености

Прогнозирующие, планирующие, организационные,активищирующие, координирующие, контролирующие, информирующие

По причинам

Ситуационные, по предложению, по описанию, программные, инициатиыные, сезонные

По повторяемости

Одинаковые, однотипные, разнотипные, иновационные (нет альтернатив)

По характеру разработки и реализации

Уравновешенные, инертные, импульсивные, рискованные, осторожные

По методам переработки  информации

Алгометрические, эвристические

По числу критериев

Однокритериальные, многокритериальные

По направлению воздействия

Внутренние, внешние

По глубине воздействия

Одноуровневые, многоуровневые

По использованным ресурсам

С ограничениями, без ограничений

По способу фиксации

Письменные, устные, виртуальные

По масштабу

Для 1 человека, подразделения, компании, отрасли, страны


ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Принятие  решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный  процесс, состоящий из ряда этапов и  стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением  действий, решающих эту проблему.

1) Первая  стадия - признание необходимости  решения. Эта стадия включает  в себя следующие этапы:

  1. признание проблемы;
  2. интерпритация и формулирование проблемы;
  3. определение критериев успешного решения проблемы;

1. Признание  проблемы характеризуется тем,  что каждое новое решение в  управлении возникает на основе  ранее сделанного решения, действия  по которому либо завершились,  либо отклонились от первоначально  выбранного варианта, либо вошли  в противоречия с изменениями,  происшедшеми во внешней среде. 

Проблема  – это противоречие, требующее  разрешения.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

2. Интерпретация  и формулирование проблемы. На  этом этапе происходит интерпретация проблемы — это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий — проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.

Рутинные  или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис — к неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут требоваться решения разного типа: для структурированных — программированные решения, для неструктурированных — непрограммированные.

Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит?

3. Определение  критериев успешного решения.  Этот помогает избежать многих  ошибок, проявляющихся позже.

По мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и  критерий «мы хотим». Первый тип  критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться  какая-либо альтернатива.

В случае критерия «мы хотим» рассматриваются  те цели, которые желательны, но по отношению к которым необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера думать о том, каким будет лучшее решение.

2) Вторая  стадия – выработка решения.  Эта стадия включает в себя  следующие этапы:

  1. разработка альтернатив;
  2. оценка альтернатив;
  3. выбор альтернативы;

1. Разработка  альтернатив. Многие из альтернативных  решений легко обнаружить. Они  обычно известны из предыдущего  опыта, стандартны и легко вписываются  в критериальные границы лучшего решения.

2.Оценка  предполагает определение отрицательных  и положительных сторон рассматриваемых  альтернатив и и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители

3.Выбор  альтернативы является своего  рода вершиной в процессе принятия  решения. Хороший анализ альтернатив  позволяет резко сузить рамки  выбора. При выборе альтернативы  могут использоваться три подхода:  учет прошлого опыта; проведение  эксперимента; исследование и анализ.

Завершающая стадия – это выполнение решения. Она состоит из следующих этапов:

  1. организации выполнения решения;
  2. анализа и контроля выполнения решения;
  3. обратная связь и корректировка;

Наиболее  распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор  в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.

Выполнение  решения – это устранение проблемы, его породившей, по отношению к  которой было принято решение.

1. Организация  выполнения решения предусматривает  координацию усилий многих людей.  Менеджер должен стремиться избегать  потенциальных конфликтов, делать  людей заинтересованными и мотивированными  на реализацию решения, таким  образом расставить людей, чтобы  максимально использовать их  способности.

Для этого  необходимо:

    1. составить план мероприятий, превращающих решение в реальность;
    2. распределить права и ответственность среди участников. Важно помнить следующее правило: «Ничего не происходит, если нет ответственного за действие»;
    3. построить коммуникационную сеть для обмена информацией;
    4. отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.

2. Также  менеджер должен проявить беспокойство  о конфликте интересов и принятии  данного решения его исполнителями.  Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении.

Следующий этап – это встраивание в решение  механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой  такого механизма должна стать система  обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда  проблемы в выполнении решений могут  быть предотвращены до того, как  они проявятся.

3. Полученная  в ходе отслеживания информация  необходима для проведения корректировки  действий. Отслеживание и обратная  связь занимают в работе менеджера  много времени. При этом информация  из первоисточника всегда лучше,  чем подготовленный кем-то отчет  или данные из «вторых» рук.  В первом случае замечается  больше нюансов, делается более  правильная оценка и достигается  более верное восприятие потенциальных  проблем и их решений. Также  это позволяет показать подчиненным  интерес менеджера к выполняемому  решению.

Таким образом, принятие решения было рассмотрено  как рациональный процесс, то есть как  серия стадий и этапов, через которые  должен пройти менеджер от начала до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей  проблемы” (3, с. 394-400)

Таким образом, процесс принятия управленческого  решения представляет собой определение  целей и программы действий в  каждый данный момент управления. Он является важной фазой в цикле управления. По качеству и эффективности принимаемых, и что очень важно, реализуемых  решений можно судить о качестве и эффективности управленческого  труда.


Информация о работе Процесс принятия и виды управленческих решений