Процесс развития стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Московской области.docx

— 21.43 Кб (Скачать файл)

                               Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования  Московской области

Колледж «Угреша» 

                                                                    РЕФЕРАТ 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«Стратегический менеджмент» 

НА  ТЕМУ: «Процесс развития стратегического  менеджмента» 
 
 

                                                                                                                     
 
 
                                                                                                                       
 
 
                                                                                                               
Выполнила: 
                                                                                          Студентка группы 96      
                                                                                                    Астахова Н.Р.
 
 
 
 

 
 
 
 
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки  и практики управления, возникшей  в ответ на возрастание динамизма  внешней среды бизнеса. Теория стратегического  планирования и управления была развита  американскими исследователями  бизнеса и консультационными  фирмами, далее этот аппарат вошел  в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней  средой. «Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулupyem главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» [Кунц].

«Стратегическое управление —  это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рас- сматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».

Стратегия должна стать “нитью времени”, связывающей  прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию». В  самом общем виде стратегия может  быть определена как эффективная  деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую  концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия, на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В хозяйственной  практике России механизм стратегического  менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные  и международные аналитики считают, что российский рынок вступил  в ту стадию, когда отсутствие разработанной  стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. Какова же роль стратегического  менеджмента для предприятия  в условиях рыночной экономики?

В командной  экономике при разработке своих  планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, которые  автоматически закладывались в  основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных  путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней  среды. Такая задача остается и в  переходной экономике, но в условиях рынка это только часть плановой работы.

Теперь предприятие  должно само определять и прогнозировать  параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное — свои долгосрочные  цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу  после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли; или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому как: руководители новых компаний, так и директора многих бывших  государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического менеджмента.

Необходимость становления системы стратегического  менеджмента в отечественной  практике обусловливается также  происходящими интеграционными процессами. В российском бизнесе возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово-промышленных групп (ФПГ), коммерческие компании почти одновременно с созданием основного бизнеса начали организовывать финансово- коммерческие группы. Коммерческие фирмы наряду с группами, за многими из которых стоят коммерческие банки, стали приобретать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, инвестиционных конкурсах, активно проводя скупку акций привлекательных предприятий. Названия таких фирм и групп у всех на слуху, это «ЛогоВаз», промышленные группы банков «Менатеп», «Российский кредит» и т. д. Видимо, центральная задача теперь будет состоять в том, чтобы от нынешнего состояния интеграции перейти к устойчивому и эффективному развитию интеграционных процессов, что невозможно без решения проблем стратегического менеджмента.

Следующей важной предпосылкой развития стратегического  менеджмента является процесс  глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм — Mars, Siemens, Sony, Procter & GатЫе, L'Оrеa(и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными метода- ми, т. е. разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде.

Таким образом, у директоров бывших государственных  предприятий и руководителей  новых компаний растет понимание  важности формирования долговременных целей и планирования развития в  долгосрочной перспективе. Дело осложняется  тем, что многие российские предприятия  оказались в своего рода информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой — отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и известно о них пока сравнительно мало, так как на практике они не стали общепринятыми методами плановой работы. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.

1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Особенностью  бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в  этом случае рассматривается как  закрытая система.

2. Долгосрочное планирование. В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями работы компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.

Эти факторы  создали условия для развития долгосрочного планирования.

Основу метода составляют прогнозы работы фирмы на несколько лет вперед. При этом долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в  прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, создающих препятствие росту  фирмы.

Этот подход, более известный у нас как  метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской  экономикой.

3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов по мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами. Для преодоления наметившихся недостатков стала развиваться концепция стратегического планирования. В ее основе лежит анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

В отличие от стратегического планирования стратегический менеджмент является действенно ориентированной  системой, которая включает в рассмотрение процесса реализации стратегии, а также  оценку и контроль.

Стратегическое  управление означает, что процесс  управления должен быть упреждающим, а  не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.

В настоящее  время выделяются два направления  развития стратегического менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии  и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления  – управление стратегическими возможностями  организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно  разработано.

Второе направление  развития стратегического управления называют «стратегическим управлением  в реальном масштабе времени» и связывают  с решением неожиданно возникающих  стратегических задач. Оно развивается  в тех отраслях, где изменения  во внешнем окружении настолько  непредсказуемы, что требуют немедленной  адекватной реакции и организации  просто не остается времени на пересмотр  своей стратегии. Организация вынуждена  одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта  система стратегического управления находится в стадии становления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
Выводы:  
 
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

    Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

Информация о работе Процесс развития стратегического менеджмента