Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:36, контрольная работа
Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного?
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.
Согласно А.И. Китову, «деятельность руководителя не может оцениваться только по каким-то ее собственным параметрам. Подлинным критерием ее оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителей и исполнителей». Результаты труда, с экономической точки зрения, проявляются как прибыль предприятия, качество и количество продукции, экономичность (себестоимость), новшество продукции.
М.Н. Андрощенко отмечает, что «оценка эффективности предполагает целостный, системный подход к объекту, учет плюсов и минусов возможно большего количества факторов, что позволяет достичь максимального выигрыша при минимальном проигрыше». Следовательно, в самом общем виде под мерой эффективности можно понимать степень достижения поставленных целей, соотнесенных с затратами.
Помимо экономических критериев эффективность деятельности руководителя оценивается через психологические критерии:
1) удовлетворенность членов коллектива
различными аспектами членства в нем (например, удовлетворенность отношениями с коллегами, с руководителем, условиями труда, заработной платой и т. д.), что проявляется в благоприятном либо неблагоприятном психологическом климате коллектива, в степени стабильности либо “текучести” кадров;
2) мотивация членов коллектива
(желание людей трудиться и сохранять членство в коллективе);
3) авторитет руководителя в коллективе;
4) самооценка коллективом своей сплоченности, своей успешности функционирования;
| |
|
- удовлетворенность членством в коллективе, психологический климат коллектива - мотивация членов - самооценка коллектива - авторитет руководителя
| - прибыльность - производительность - качество - экономичность - нововведения - действенность |
1.) Показателем успешности качества управления является удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем. В российских исследованиях этот критерий больше известен как проблема психологического климата коллектива или группы. В зарубежных источниках эта психологическая реальность имеет название коллективного или группового духа. Общим признаком такого психологического климата является, пожалуй, стремление каждого быть «своим» или принятым в таком коллективе. В благополучных коллективах людям приятно трудиться, они стремятся быть на работе по возможности дольше, т.е. общим признаком благополучного психологического климата является наличие у большинства его членом мотивации общения с другими, которая обеспечивает свободу, легкость и объем внутригрупповых коммуникаций. Хорошие отношения проверяются на прочность в конфликтных ситуациях, выход из которых является оценкой психологического климата, его истинного содержания. Пожалуй, наиболее жесткий критерий качества руководства и эффективности управления связан с поведением лидера в конфликтах и с его отношением к подобным ситуациям в целом. Хороший руководитель разумно относится к актуальным и потенциальным конфликтам, не отрицает их и не бьет тревогу по поводу конкретного исхода. Для успешного руководителя типична ориентация на практическое решение противоречия, породившего конфликт, и на включение опыта конфликтных отношений в свой практический набор методов руководства. Только такая позиция позволяет сохранять членам коллектива доверие к своему лидеру в сложных для коллектива обстоятельствах и нормальные отношения друг к другу.
2.) Мотивация членов коллектива – следующий критерий эффективного управления. В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека. Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Регуляторы мотивации: 1. Рабочая среда (удобное рабочее место, хорошие физические условия работыи т.п.) 2. Вознаграждения (хорошая зарплата, премии, дивиденды от прибыли и т.п.) 3. Безопасность (ощущение своей принадлежности, уважение, признание, хорошее отношение в коллективе) 4. Личный рост (возможности для обучения, роста карьеры, творчества, экспериментирования, ответственности и влияния, самовыражения) 5. Чувства причастности (ощущение полезности своей работы,информированность о делах, планах, перспективах организации, 6. Интерес и вызов (Интересная усложняющаяся работа, соревновательный эффект). 3.) Авторитет руководителя в коллективе – ещё один критерий эффективности управления. Авторитет руководителя – это система взаимосвязанных свойств личности, обеспечивающая успех во взаимоотношениях с людьми и в организации труда целого коллектива. Авторитет руководителя зиждется на двух источниках: его должностном статусе (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива. Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе и проблемы отдельного человека. Обладает способностью выражать и отстаивает интересы всего коллектива. Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями 4) Самооценка коллектива. Самооценка – это процесс, с помощью которого люди «измеряют» свою эффективность, навыки, способности и другие качества. Положительная самооценка коллективом уровня своей сплоченности, своей успешности функционирования, эффективности своего труда и т.д. также является одним из критериев эффективного управления.
|
Литература:
Китов А. И. "Психология хозяйственного управления»
Столяренко Л.Д. "Психология управления: учебное пособие»
Петерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления
Информация о работе Психологические критерии эффективного управления