Публичное управление в контексте неоклассической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Публичное управление охватывает не только структурные, организационно-функциональные и сугубо практические вопросы управления общественными процессами и явлениями, но также проблемы, касающиеся общественных отношений, принципов, ценностей, мировоззренческих установок, идей политической самоорганизации человеческих сообществ, путей сохранения жизнеспособности и обеспечения их эффективного функционирования. Эти проблемы, как показывает опыт мировой общественно-политической мысли, разрабатываются и исследуются в рамках теории государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Основные школы управления обществом 5
1.1. Классическая школа управления обществом 5
1.2. Школа «человеческих отношений» 9
1.3. «Эмпирическая» школа управления 10
1.4. Школа «социальных систем» 12
1.5. «Новая» школа 13
2. Место неоклассики в истории экономической теории 15
3. Сущность публичного управления 20

Вложенные файлы: 1 файл

ПУБЛИЧНОЕ АДМИН.docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Национальная академия природоохранного и курортного строительства

 

 

Факультет экономики и  менеджмента

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Публичное администрирование"

на тему «Публичное управление в контексте неоклассической  теории»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МОА-501 з

 

Проверил  преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2012 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                                      3

  1. Основные школы управления обществом                                                            5
    1. Классическая школа управления обществом                                                     5
    2. Школа «человеческих отношений»                                                                    9
    3. «Эмпирическая» школа управления                                                                  10
    4. Школа «социальных систем»                                                                             12
    5. «Новая» школа                                                                                                     13

 

  1. Место неоклассики в истории экономической теории                                      15

 

  1. Сущность публичного управления                                                                      20

 

 

  1. Публичное управление в контексте неоклассической теории                          24

 

Заключение                                                                                                                 28

 

Список  использованных источников                                                                       31

 

 

Введение

Актуальность темы заключается  в том, что публичное управление играет ключевую роль в упорядочении и регулировании социальной, экономической, политической, духовной и других основополагающих сфер общественной жизни. В организационном и структурном плане, а также с точки зрения решаемых им задач и выполняемых функций - это сложный и многоплановый институт, изучение которого позволяет понять характер взаимоотношений отдельно взятого человека, общества и государства. В той или иной форме и степени публичное управление затрагивает как общество в целом, так и всех его членов, социальные группы, слои, классы, организации, объединения, общественно-политические движения и т.д.

Целью контрольной работы является изучение публичного управления.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • рассмотреть основные теории управления обществом;
  • определить место неоклассической теории в истории экономики;
  • изучить сущность публичного управления;
  • установить взаимосвязь между теорией публичного управления и неоклассической теорией.

Объектом исследования является теория публичного управления.

Предмет исследования – взаимосвязь публичного управления с неоклассической теорией.

Публичное управление охватывает не только структурные, организационно-функциональные и сугубо практические вопросы управления общественными процессами и явлениями, но также проблемы, касающиеся общественных отношений, принципов, ценностей, мировоззренческих установок, идей политической самоорганизации человеческих сообществ, путей сохранения жизнеспособности и обеспечения их эффективного функционирования. Эти проблемы, как показывает опыт мировой общественно-политической мысли, разрабатываются и исследуются в рамках теории государственного управления.

Поэтому очевидно, что изучение теории государственного управления, ее составляющих и сущностных характеристик  приобретает особо важное значение для оптимальной организации  деятельности управляющей системы, ее обоснования и дальнейшего  совершенствования в соответствии с изменениями, стремительно происходящими  в стране и мире. Важно учесть и то, что процесс формирования и дальнейшего развития современной  теории государственного управления в  различных ее вариациях в целом  теснейшим образом был связан с процессами утверждения гражданского общества, рыночной экономики и политической демократии.

Большой вклад в научную  разработку различных сторон теории государственного управления в нашей  стране внесли известные ученые Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Д.М. Гвишиани, А.Г. Гранберг, Т.И. Заславская, В.В. Ивантер, Д.С. Львов, Б.З. Мильнер, Г.Х. Попов и  другие.

Значимость теории государственного управления как важнейшего механизма  формирования и развития рыночной экономики, гражданского общества и политической демократии в нашей стране не всегда и не в полной мере осознается как  политическими кругами, так и  в среде исследователей, занимающихся проблемами государственно-политического  устройства. Этот аспект приобретает  особо важное значение для Украины, которая, условно говоря, еще находится на полпути к достижению цели демократического переустройства всех сфер общественной жизни.

 

  1. Основные теории управления обществом

 

Управление обществом представляет собой воздействие на общество с  целью его упорядочения, совершенствования  и развития. Содержание, цели, возможности  социального менеджмента зависят, прежде всего, от характера общественного строя. Научное управление обществом – это сознательное использование субъектом управления отношений власти, материальных и человеческих ресурсов, научных знаний для получения результатов, в которых как можно полнее реализуются цели, выражающие потребности общества на данном этапе его развития [2].

При всем многообразии различных современных  взглядов можно выделить главные  положения, лежащие в основе тех  или иных научных школ социального  управления. В целях систематизации различных учений рассмотрим ведущие  зарубежные школы управления.

 

      1. Классическая  школа   управления обществом

Возникновение современной  науки управления связывается с  именем Ф.Теилора. Основные положения  своей теории он изложил в работах: "Управление фабрикой" (1903), "Принципы научного управления" (1911), "Показания перед специальной, комиссией конгресса" (1912). Эти положения сводятся к следующему:

1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные методы работы, научное исследование каждого ее элемента;

2) отбор рабочих на  основе научных критериев, их  тренировка и обучение;

3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда;

4) равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими.

В основе системы Тейлора  лежали методы рационализации труда  отдельных рабочих, обусловившие перестройку  процесса производства и соответственно организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

Наряду с вопросами  рациональной организации труда  отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф.Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А.Файоль. В своем основном труде "Общая и промышленная администрация" (1923) он пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования. Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование  составляет часть управления, которое представляет собой значительно более широкую деятельность и включает производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую и административную функции. Анализируя административную функцию, Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организацию, координирование, контроль.

Файоль разработал принципы административной деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть (авторитет и ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (линия власти), порядок, равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации труда.

Дальнейшее развитие классической  школы   управления  происходило в двух основных направлениях — рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Г.Эмерсона, Л.Урвика, М.Вебера, Г.Форда.

Г.Эмерсон в работе "Двенадцать принципов производительности" (1911) рассматривал и формулировал принципы управления предприятиями. По мнению Эмерсона, такими принципами являются: точно сформулированные цели управления, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления; подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей; компетентная консультация — необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным); дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку; справедливое отношение к персоналу; комплексный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями; диспетчирование, обеспечивающее оперативное управление деятельностью коллектива; нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери; нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты; нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции; письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ; вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника. Г.Эмерсон впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления.

Л.Урвик развил и углубил  основные положения А.Файоля. Главное  внимание он уделил разработке принципов  формальной организации:

• соответствие людей структуре. Подчеркивалось, что вначале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей степени соответствующих требованиям структуры;

• создание специального и  генерального штабов. Основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Основными задачами генерального штаба являются подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности "штабных" специалистов;

• сопоставимость прав и  ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за какую-либо деятельность, необходимо также делегировать им власть, соответствующую и равную ответственности;

• диапазон контроля — число  лиц, непосредственно подчиненных руководителю (такой диапазон, по мнению Урвика, в каждом случае зависит от индивидуальных качеств руководителя);

— специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя либо географическому признаку;

— определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.

Совершенствованием организации  производства промышленного предприятия занимался Г.Форд, сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф.Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применяет следующие принципы организации управления:

—точный расчет и планирование всего процесса производства, его  ступеней и связей;

—учет и планирование условий  работы;

—подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;

—осуществление производства по стандартной технологии;

—постоянный поиск путей  совершенствования производства [3].

      1. Школа "человеческих отношений"

Родоначальником нового направления  в теории управления считается Э.Мэйо. В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы "Уес-терн электрик" в городе Хоторне, продолжавшихся 13 лет (1927-1939), Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от социально-психологического климата в их среде (в так называемых неформальных малых группах). Видными представителями школы "человеческих отношений" являлись К-Арджерис, Ф.Херцберг, Д.Макгрегор. Р. Блейк и др. [3].

Информация о работе Публичное управление в контексте неоклассической теории