Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать пути повышения эффективности управленческих решений.
Задачи моей работы:
- изучение теоретических основ - источники, материалы;
- раскрытие особенностей управления;
- наблюдение за принятием решений на предприятии;
Введение……………………………………………………………...2
1. Управленческие решения. Теория……………………………….3
1.1 Общая характеристика и особенности принятия решений..3
1.2.Содержание и виды управленческих решений……………..4
1.3.Подходы к принятию решений………………………………6
1.4 Методы принятия решений…………………………………..8
2. Пути повышения эффективности и качества
управленческих решений…………………………………………..16
2.1 Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений……………………………………………16
2.2 Учет факторов риска и неопределенности при
принятии решений…………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………..….23
Список используемой литературы………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Управленческие решения. Теория……………………………….3
1.1 Общая характеристика и особенности принятия решений..3
1.2.Содержание и виды управленческих решений……………..4
1.3.Подходы
к принятию решений………………………………
1.4 Методы принятия решений…………………………………..8
2. Пути повышения эффективности и качества
управленческих решений…………………
2.1 Параметры и условия обеспечения качества и эффективности управленческих решений……………………………………………16
2.2 Учет факторов риска и неопределенности при
принятии решений……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….25
Введение
Важнейшим
резервом повышения эффективнос
Принятие решений
– составная часть любой
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторы, определяющие их качество и
эффективность, также приводится классификация управленческих решений. Еще эта работа содержит информацию о процессе принятия управленческих решений: принципы и этапы данного процесса.
Цель курсовой
работы: разработать пути повышения
эффективности управленческих
Задачи моей работы:
- изучение теоретических основ - источники, материалы;
- раскрытие особенностей управления;
- наблюдение за принятием решений на предприятии;
- формирование и закрепление
навыков использования
- разработка рекомендаций.
1. Управленческие решения. Теория
1.1 Общая характеристика и особенности принятия решений
Принятие
решений для менеджера —
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планированию, организации, мотивации и контролю.
Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает в себя ряд стадий:
1.2.Содержание и виды управленческих решений
Под
управленческим решением понима
Решения
можно классифицировать по
В условиях
определенности менеджер
Существуют
и другие критерии
Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — движение к поставленным перед организацией задачам.
Организационные решения
можно разделить на две группы: запрограммированные
и незапрограммированные. В запрограммированном
решении число возможных альтернатив
ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений,
1.3.Подходы к принятию решений
В управленческой практике к принятию решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой.
В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду тот факт, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются людям из более низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность принятого решения.
При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента: принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно; принятие решения — это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые для этого руководителем, варьируются от спонтанных до глубоко логических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.
Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
Рациональное решение отличается от других тем, что оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
1.4 Методы принятия решений
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.
Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих эти решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество в том, что они принимаются оперативно; недостатком же является то, что неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция может иногда подвести менеджера.
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц — участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфы — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Есть еще японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;
б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.
Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений.