1.2
Структура гражданского
общества
В современной
политологии гражданское общество
рассматривается как сложное
многоуровневая система невластных
связей и структур. Оно включает
в себя всю совокупность межличностных
отношений, которые развиваются
вне рамок и без вмешательства
государства. Кроме того, в него входит
разветвленная система независимых
от государства общественных институтов,
реализующих повседневные индивидуальные
и коллективные потребности. Поскольку
повседневные интересы граждан не равнозначны,
постольку и сферы гражданского
общества имеют определенную соподчиненность,
которую условно можно выразить
следующим образом.
Базовые (первичные,
витальные) потребности в пище, одежде,
жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность
индивидов, удовлетворяются благодаря
производственным отношениям, составляющим
первый уровень межличностных взаимосвязей.
Эти потребности реализуются
через такие общественные институты,
как профессиональные, потребительские
и иные объединения и ассоциации.
Потребности в
продолжении рода, здоровье, воспитании
детей, духовном совершенствовании, вере,
информации, общении, сексе и т.д.
реализует комплекс социокультурных
отношений, включающий религиозные, семейно-брачные,
этнические и иные взаимодействия.
Они образуют второй уровень межличностных
взаимосвязей. Потребности данного
уровня удовлетворяются в рамках
таких институтов, как семья, церковь,
образовательные и научные учреждения,
творческие союзы, спортивные общества
и т.д.
Наконец, третий,
высший уровень межличностных отношений
составляют потребности в политическом
участии, связанный с индивидуальным
выбором на основе политических предпочтений
и ценностных ориентаций. Этот уровень
предполагает сформированность у индивида
конкретных политических позиций. Политические
предпочтения индивидов и групп
реализуются с помощью групп
и интересов, политических партий, движений
и т.д. Если рассмотреть современное
гражданское общество в промышленно-развитых
странах мира, то оно предстанет
как общество, состоящее из огромного
числа самостоятельно действующих
групп людей, имеющих различную
направленность. Так, структура гражданского
общества в США представляет собой
всеохватывающую сеть различных
добровольных ассоциаций граждан, лоббистских
групп, муниципальных коммун, благотворительных
фондов, клубов по интересам, творческих
и кооперативных объединений, потребительских,
спортивных и других обществ, религиозных,
общественно-политических и иных организаций
и союзов, отражающих самые разнообразные
социальные интересы в производственной,
политической, духовной сферах, в личной
и семейной жизни.
Эти самостоятельные,
независимые от государства общественно-политические
институты подчас противостоят друг
другу, боясь за доверие граждан,
остро критикуют и разоблачают
социальное зло в политике, экономике,
нравственности, в общественной жизни
и на производстве. В свое время
А. Токвилль в качестве одной из особенностей
США называл наличие разветвленной
системы институтов гражданского общества,
ставшей гарантом стабильности американской
демократии. Сегодня в США более
70% граждан состоят в таких
объединениях и организациях и более
50% активно участвуют в деятельности
двух и более ассоциаций. К примеру,
в работе 200 потребительских организаций
участвуют более 70 млн. граждан. Это
сеть групп и объединений граждан
ежедневно функционирует с целью
создания условий для самореализации
индивидов и групп, выражения
и реализации их повседневных потребностей
и одновременно сдерживает стремление
государства к концентрации политического
господства. Правда, по данным американского
политолога Р. Патнэм, в настоящее
время в США объем “социального
капитала” (термин введен американским
ученым Дж. Коулменом), который содержится
в таких элементах общественной
организации, как социальные сети, создающих
условия для координации и
кооперации ради взаимной выгоды, сокращается.
1.3
Гражданское общество
и государство
Рассмотрим один
из важнейших вопросов, вопрос о
взаимодействии государства о гражданского
общества. Он возник вместе с появлением
гражданского общества. Его ставили
крупнейшие ученые разных времен. Кто
должен первенствовать? Кто над кем
возвышается: государство над
гражданским обществом
или гражданское общество над
государством? Эти вопросы и в
настоящее время остаются дискуссионными.
Что же касается реальной, сложившейся
в демократических странах ситуации,
то она очевидна: первенствует тот,
у кого в руках политическая власть.
Вместе с тем нельзя не подчеркнуть,
что гражданское общество есть крупнейшая
общественная сила, с которой государство
не может не считаться.
Идея гражданского
общества является одной из важнейших
политических идей нового времени. Возникнув
в середине XVII века в Европе, понятия
“гражданское общество” прошло известную
эволюцию, продлив несколько концепций
и интерпретаций. Однако оно неизменно
рассматривается в противопоставлении
понятии “государство”.
Долгое время
в политической науке понятия
“гражданское общество” и “государство”
не различались, использовались как
тождественные. Однако, начиная с
середины XVII века, процессы дифференциации
различных сфер общества, освобождения
их из-под всеохватывающей государственной
власти, обособления автономного
и независимого индивида с его
неотъемлемыми правами и свободой
потребовали отражения в общественном
сознании и науке двух тенденций
социального прогресса. С одной
стороны, нарастание спонтанности и
стихийности в социальном развитии
было отражением стремления индивида
к свободе и автономии от государства
и форм коллективной жизни. Процесс
становления автономных от государства
сфер жизнедеятельности человека отразило
понятие “гражданское общество”. С
другой стороны, потребность в упорядочении,
обеспечении целостности общества,
согласовании и интеграции устремлений
индивидов и социальных групп
выразило понятие “государство”. Равновесие
и взаимосвязь общественных, групповых
и индивидуальных процессов государство
осуществляет посредством управленческих
функций.
Рассмотрим, как
взаимодействует государство и
гражданское общество, каковы конкретные
формы их сотрудничества, делающие
его плодотворным, полезным для общества
в целом.
Очевидно, что
гражданское общество и государство
постоянно идут навстречу друг другу.
Гражданское общество обращается к
государству со своими инициативами,
требующими государственной поддержки
(прежде всего материальной), интересами,
требованиями, просьбами и т.д. Государство
идет навстречу гражданскому обществу
в разных формах: это изучение гражданских
инициатив (их поддержка или неодобрение),
выделение материальных средств
для развития активности многих общественных
объединений, организаций, фондов.
Практически во
всех современных демократических
странах в системе властных структур
организованы и функционируют специальные
органы для связи с организациями
гражданского общества. Направления
и формы их деятельности чрезвычайно
многообразны: регистрация данных организаций,
оказание им помощи (консультация, финансирование),
создание благоприятных условий
для их финансирования. Например, в
Великобритании действуют уже многие
годы специальный государственный
орган - Комиссия по благотворительности.
Она регистрирует благотворительные
организации и фонды (в данной
стране они достаточно многочисленны),
деятельность которых направлена на
помощь бедным, на поддержку церкви,
развитие образования, предотвращение
дискриминации по расовому признаку,
на защиту здоровья граждан, обеспечения
равных возможностей для граждан
Великобритании. Важной функцией Комиссии
является оказание помощи (прежде всего
материальной) общественным организациям.
Кроме специализированных
органов типа Комиссии по благотворительности,
есть еще одна распространенная форма
контактов государства с гражданским
обществом. Речь идет о том, что представители
организаций гражданского общества
входят в различные советы и комиссии,
работающих при парламенте и правительстве.
Они нередко становятся депутатами
в представительных органах политической
власти. В парламентских комитетах
и комиссиях представители гражданского
общества выступают как эксперты
и профессионалы, владеющие весьма
ценной информацией, касающейся конкретных
проблем развития гражданского общества
и состояния общественного мнения.
Среди такого рода
комитетов и советов при парламентах
и правительствах ряда западноевропейских
стран следует отметить социально-экономические
советы, имеющие консультативный
характер. В них входят как представители
государственных организаций, так
и представители многих общественных
организаций экономической и
социальной сфер. Такие советы существуют
во Франции, Австрии, Швеции, Италии, Бельгии,
Испании и других странах. Правительства
этих государств запрашивают мнение
советов о проектах принимаемых
законов по вопросам социального
и экономического характера. В свою
очередь, по инициативе данные советы
могут обратить внимание правительства
на важность и неотложность решения тех
или иных конкретных проблем.
Среди других форм
взаимодействия гражданского общества
и государства следует отметить
существующую во многих странах службу
парламентского уполномоченного, контролирующую
соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет
эту службу независимое должностное
лицо высокого ранга, ответственное
перед законодательной властью.
Уполномоченный получает жалобы от граждан,
недовольных действиями должностных
лиц или предпринимателей, и действует
в соответствии с предоставленными
ему возможностями изучать полученные
материалы и докладывать парламенту
результаты расследования с соответствующими
рекомендациями. Рекомендации уполномоченных
редко игнорируются, что говорит
об их высоком авторитете. В Великобритании
уполномоченный по гражданским правам
назначается королевой по рекомендации
премьер-министра. Положение уполномоченного
по гражданским правам является столь
высоким и ответственным, что
его сравнивают со статусом генерального
аудитора-контролера парламента, на которого
возложены обязанности финансового
контроля за расходованием правительством
государственных средств.
Рассмотрение
вопроса о взаимодействии гражданского
общества с государством позволяет
сделать ряд важных выводов.
1. Гражданское
общество является одним из
важных и мощных рычагов в
системе «сдержек» и «противовесов»
стремлению политической власти
к абсолютному господству. Для
выполнения этой миссии у него
немало средств: активное участие
в избирательных компаниях и
референдумах, большие возможности
в формировании общественного
мнения (в частности, с помощью
независимых телевизионных каналов),
возможности в организации компаний
сопротивления проведению тех
или иных государственных реформ.
2. Само гражданское
общество (очень многие из его
организаций и объединений) нуждается
в государственной поддержке.
Поэтому представители организаций
активно участвуют в работе
ряда государственных органов.
Существуя независимо от государства,
будучи самообразующимися и саморегулирующимися,
организации гражданского общества
в различных формах взаимодействуют
с государством.
3. В свою очередь,
государство в высокой степени
заинтересовано во взаимодействии
с гражданским общество. Объясняется
это рядом причин: именно гражданское
общество есть источник легитимности
политической силы, стоящей у власти;
контакты с организациями гражданского
общества являются для государства крупномасштабным
источником информации о состоянии общества,
его интересах, настроениях, отношении
к господствующей политической власти;
в сложные исторические периоды (экономические
кризисы, войны и т.д.) гражданское общество,
как правило, становится мощной силой,
поддерживающее государство; среди организаций
гражданского общества немало нуждающихся
в материальной поддержке со стороны государства,
однако есть и такие, которые оказывают
финансовую помощь государству (ассоциации
банков, предпринимательские союзы и др.).
4. Специфика
гражданского общества, автономный
характер и независимость составляющих
его организаций не исключает
непредсказуемость их действий.
Поэтому логичными являются усилия
государства, направленные на
создание различных форм контроля
за его развитием. К таким
формам относятся рассмотренные
выше представительства организаций
гражданского общества в различного
рода властных структурах, создание
совместных органов, включающих
представителей государства и
общественных организаций.