Развитие менеджера в кросс – культурной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В деловых кругах США вас не поймут, если вы не сможете внятно сформулировать миссию своей компании. В Японии - если у вашей фирмы нет хотя бы пятилетнего стратегического плана. Во многих других странах есть свои национальные особенности менеджмента, которые полезно учитывать менеджерам российских компаний, выходящих или планирующих выход на внешние рынки. Их принято называть общим термином «кросс- культурный менеджмент».[7.с.83]
Сегодня в России пересечение, взаимодействие и столкновение разных культур встречается чаще, чем многие руководители это осознают. Кросс-культурный подход относится ко многим сферам человеческой деятельности, особенно к бизнесу. Региональный, социо - культурный и национальный аспект в бизнесе и территориальные особенности управления постепенно приобретают значимость в российском деловом обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

KP.docx

— 45.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Необходимость обучения и  развития менеджеров российских компаний в кросс-культурной области зависит: [19.с.165]

1. от того, какую компанию  они возглавляют; организации  могут охватывать разное количество  культурно-территориальных областей:

- интернациональные (международный бизнес);

- межрегиональные компании (в одной стране);

- локально-территориальная  компания (внутри одного региона);

2. от количества культур  (национальных, локальных, профессиональных, возрастных, гендерных, религиозных), представленных на территории, где  ведётся бизнес;

3. частоты кросс-культурных контактов во внутренней и внешней среде компании.

Чем больше контактов у  руководителя с представителями  разных культур, тем выше вероятность  кросс-культурных рисков и возможностей, и тем больше потребность менеджера обладать кросс-культурными знаниями и практическими технологиями.

Главное, чем шире культурно-территориальная  среда обитания компании, тем чаще менеджер принимает управленческие решения с кросс-культурным содержанием. Осознаёт это менеджер или нет.

 

Варианты кросс-культурного развития менеджеров.

 Для принятия эффективных  управленческих решений в условиях  кросс-культуры руководителю целесообразно развиваться в этой теме, например, можно выбрать несколько вариантов:

- курсы МВА (кстати, в  зарубежных учебных заведениях  дисциплина «кросс-культурный менеджмент» - норма для слушателей курсов МВА);

- самостоятельно – при  помощи специальной литературы, материалов, опубликованных в сети  Интернет;

- индивидуальные консультации (например, коуч-сессии) со специалистами по кросс-культурным вопросам;

- открытые отечественные  и зарубежные тренинги по кросс-культурной тематике;

- корпоративные тренинги, групповые коуч-сессии, фасилитации для персонала с привлечением внутренних и / или внешних специалистов (в т.ч. посттренинговая консультативно-информационная поддержка);

- дистанционные курсы,  вебинары по кросс-культурной теме;

- анализ кросс-культурного опыта других организаций, особенно ТНК, глобальных компаний; коллекционирование кейсов о причинах неудач и факторах успеха международных и межрегиональных компаний, действующих в регионах с иной культурой;

- привлечение отечественных  и зарубежных экспертов, консультантов  для реализации конкретных проектов  в области кросс-культурных коммуникаций и взаимодействий (например, разработка серии кросс-культурных рекламных мероприятий);

- изучение языков и  культур других стран, регионов;

- создание и управление  кросс-культурным капиталом компании.

 Создание и управление  кросс-культурным капиталом компании позволяет не только обучаться и развиваться самому руководителю и всему персоналу, но использовать руководителю потенциал культуры с выгодой, т.к. культура - мощная продающая сила и уникальный ресурс бизнеса. [2.с.308]

Если руководитель только приходит к осознанию кросс-культурной темы в бизнесе, то целесообразнее начать с «инвентаризации» личного опыта и опыта компании, приобретенного в условиях поликультурности, например, при помощи самоанализа, а также групповыми методами – «мозговой штурм», фасилитация, интервью и т.д.

Результатом пересечения  разных культур могут быть серьезные  конфликты, а также взаимное культурное и материальное обогащение, новые  интересные идеи, открытия, полезные знания. Влияние культуры зачастую скрыто. Как показывает опыт, культурные различия видны при сравнении, контакте, взаимодействии представителей разных культур. [10.с.96]

О социо-культурных факторах менеджеры часто забывают, т.к. мыслят преимущественно категориями выгоды, «языком денег». Но при этом культура не перестаёт играть свою незаметную, но доминирующую роль в жизни любой социально-экономической системы!

Это вопрос зрелости руководителя и гибкости его мышления – управлять  культурными особенностями среды  обитания компании. Иначе они незримо  вмешиваются в жизнь организации, часто нанося непоправимый репутационный и материальный вред.

 

Кросс-культурный капитал компании: создание и управление.

 Создание и управление  кросс-культурным капиталом, на мой взгляд, включает характеристики:

1. культурный и кросс-культурный подход введён в идеологию, политику, миссию, стратегию бизнеса компании, во все сферы деятельности организации: управление международным и межрегиональным бизнесом; коммуникация с внешней средой компании; управление человеческими ресурсами; маркетинг; управление ценностями компании; взаимодействие профессиональных субкультур в бизнесе (в т.ч. взаимодействие разных поколений);

2. планомерная, целенаправленная, регулярная работа со «сходствами»  и «различиями» в областях, наиболее  «уязвимых» для кросс-культурных  рисков: для некоторых компаний  – это HR-менеджмент, для других  – маркетинг, а для третьих  – PR-менеджмент, и т.д.;

3. разработка и реализация  системы адаптации корпоративной  культуры компании к национальным, региональным, локально-территориальным  особенностям базирования филиалов, подразделений, отдельных проектов;

4. создание и управление  уникальной для организации системой  смягчения кросс-культурного шока, вызванного действиями компании во внутренней среде (персонал, экспаты и их семьи) и во внешней среде (потребители, клиенты, местное общество);

5. введение в HR-менеджмент  кросс-культурного подхода, в т.ч. разработка и реализация кросс-культурной компетенции персонала компании, обучение и развитие персонала по межкультурной теме с привлечением внутренних и внешних ресурсов организации, включение кросс-культурного элемента в процесс подбора, оценки, ротации персонала; [15.с.23]

6. создание, поддержание  и интенсивное использование  корпоративной информационной базы  на кросс-культурную тему:

- накопление специальных  кейсов, необходимых компании в  разных ситуациях; 

- организация корпоративной  библиотеки со специальной литературой,  справочными материалами, словарями  иностранных языков;

- введение специального  раздела на внутрикорпоративном  сайте компании с целью создания  базы данных по межкультурной  теме и обменом опыта персонала по прошлым и текущим сложным кросс-культурным ситуациями (например, выход из межкультурного конфликта, создание многонациональной команды, продвижение на межрегиональном и международном рынке, коммуникация с клиентами и партнерами из иной культурной среды, др.);

- регулярные групповые  фасилитационные сессии по актуальным кросс-кульутрным вопросам, проблемам, ситуациям.

Создание кросс-культурного капитала способствует интенсивному развитию руководителя в межкультурной теме, однако требует вложения всех возможных ресурсов, т.к. помогает избежать рисков - потери прибыли, репутации компании и её менеджмента. [13.с.85]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.Брислин Р. « Кросс-культурная психология. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 128 с.

2.Виханский О. С. Стратегическое управление. – М:Инфра - М, 2003. – 624с.

3.Гаврилов А.И., Городнов А.Г.  Менеджмент в России и за рубежом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 471с.

4.Гордеев Р.В. Кросс - культурные проблемы международного менеджмента. . - М.: Высшая школа, 2002.- 322 с.

5.Голубкова Г. М. Международный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2003.- 421с.          

6.Гунин В.Н.  Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2005 – 272 с.

7.Денисов К.В. Проблемы международного менеджмента .  – СПб: Питер, 2006 – 345 с.

8.Донцова Л.В. Кросс - культурная деятельность.  – СПб: Питер, 2008 – 311 с.

9.Завлина П.Н. Основы кросс - культуры. – М.: Экономика, 2006 –475 с.

10.Иванов И.А. Международный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2001 – 288с.

11.Ивашкин П.А.  Развитие организации в 21 веке . – М.: Экономика, 2005 –   262 с.

12.Ильенкова С.Д. Кросс - культура .- М.: ЮНИТИ, 2006.-327 с.

13.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дело, 2003.- 229с.

14.Молчанов Н.Н. Кросс – культурный  процесс. - СПб., 2005.- 391с.

15.Морозов Ю.П. Зарубежная кросс - культура . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009- 446 с.

16.Мясоедов С. «Кросс-культурный менеджмент» . – СПб: Питер, 2001 – 304 с.

17.Мячкин Ю.А. Кросс – культура. – М: Юнити,  2009 – 440с.

18.Поршнев А.Г. Управление организацией.-М.:ИНФРА-М, 2003.-269 с.

19.Прузо М. Подходы к организационной политике предприятия.- М.:Феникс, 2005. – 208 с.

20.Саломатина Н.А. Философия кросс – культуры . - М.: ИНФРА-М, 2000.- 168с.

21.Сивко П. Кросс – культура для руководителя .- М.: ЮНИТИ, 2005.-227 с.

22.Скамай Л. Инновационное предпринимательство. - М.: Дело, 2006.- 349с.

23.Стрепков  А.Б. «Управление кросс – культурными взаимодействиями» .  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 384 с

24.Шуткова Е.Ю. «О кросс-культурном менеджменте» . – М:Бардо,  2007 – 360с.

25.Якунин.И.С. Поведение современной организации. – СПб.: Питер, 2005. – 344с.

 

 


Информация о работе Развитие менеджера в кросс – культурной области