Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:05, контрольная работа
На мировой экономической арене развитие менеджмента проходило в несколько этапов. На каждом из них вырабатывались и проверялись на практике основные концепции менеджмента. На первом этапе, начало 20-х гг. ХХ века, в основу управления ресурсами и производством были положены идеи инженерных наук. Идейными представители этого направления были Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт. Основной акцент они делали на замерах затрат времени, выявлении нерациональных приемов работы и выработке неких нормативов трудовой деятельности. Ряд приемов управления того времени активно используется и сегодня – нормирование рабочего дня, соблюдение режима труда и отдыха, планирование выпуска продукции за месяц, квартал, год и другие.
Развитие менеджмента в России
На мировой экономической
арене развитие менеджмента проходило
в несколько этапов. На каждом из
них вырабатывались и проверялись
на практике основные концепции менеджмента.
На первом этапе, начало 20-х гг. ХХ века,
в основу управления ресурсами и
производством были положены идеи инженерных
наук. Идейными представители этого направления
были Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г.
Гантт. Основной акцент они делали на замерах
затрат времени, выявлении нерациональных
приемов работы и выработке неких нормативов
трудовой деятельности. Ряд приемов управления
того времени активно используется и сегодня
– нормирование рабочего дня, соблюдение
режима труда и отдыха, планирование выпуска
продукции за месяц, квартал, год и другие.
Развитие менеджмента в начале 50-60-х гг.
ХХ века связано с достижениями математики,
кибернетики и статистики. Новый подход
позволил использовать математическое
моделирование в решении управленческих
задач. Именно в России данное направление
развивалось очень активно.
Начало 70-х гг. ХХ века в развитии науки
управлять связано с появлением нового
направления – общей теории систем. Данный
подход позволил взглянуть на организацию
как на большую и сложную систему. Менеджеры
для успешной работы стали использовать
синергетический подход, выражающийся
во фразе «вижу целое и его части одновременно».
Таким образом, сегодня малый бизнес получил
в свои руки целый комплекс принципов,
методов и способов управления. Эти методы,
принципы и способы в равной мере могут
способствовать развитию не только дела
отдельно взятого предпринимателя, но
и могут повысить экономический статус
нашей страны на мировой экономической
арене. Известный советский ученый А.К.
Гастев занимался вопросами совершенствования
теории и практики организации труда.
Им сформулирована и обоснована концепция,
получившая название «трудовые установки».
Внедрением методики трудовых установок
в практическую деятельность занимался
Центральный институт труда (ЦИТ), созданный
осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место
в осуществлении методики трудовых движений
отводилось инструктажу.
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-
В связи с произошедшими
серьезными изменениями в политической
системе управления, в стране развернулась
дискуссия о механизме перехода
к рынку.
1) внесение отдельных
элементов рынка в
2) быстрый переход к
рынку без какого-либо
3) создание системы управления
на основе регулируемой
Этот вариант
2. Тейлор и его вклад в управление.
Возникновение
современной науки управления относится
к началу XX в. и связано с именами
Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри
Гантта. Важной заслугой этой школы было
положение о том, что управлять можно «научно»,
опираясь на экономический, технический
и социальный эксперимент, а также на научный
анализ явлений и фактов управленческого
процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен
к отдельно взятому предприятию американским
инженером Ф.У.Тейлором, которого следует
считать основоположником научного управления
производством.
Термин «научное управление» впервые
был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После
смерти Тейлора это название получило
всеобщее признание применительно к его
концепции.
Метод исследования Тейлора заключался
в расчленении процесса физического труда
и его организации на составные части
(труд исполнительский и труд распорядительский)
и последующем анализе этих частей. Целью
Тейлора было создание системы научной
организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов
физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался
только вопросами рационализации труда
рабочих. Значительное внимание Тейлор
уделял лучшему использованию производственных
фондов предприятия. Требование рационализации
распространялось также и на планировку
предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия
элементов производства были возложены
на плановое или распределительное бюро
предприятия, которому в системе Тейлора
отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание
того, что работа по управлению - это определенная
специальность. Основной задачей предложенной
им системы Тейлор считал сближение интересов
всего персонала предприятия .
Философскую основу системы Тейлора составила
концепция так называемого экономического
человека, получившая в тот период широкое
распространение. В основе этой концепции
лежало утверждение о том, что единственным
движущим стимулом людей являются их потребности.
Тейлор считал, что с помощью соответствующей
системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный
принцип системы Тейлора заключался в
провозглашении единства экономических
интересов рабочих и менеджеров. Цели
не были достигнуты.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями,
среди которых в первую очередь следует
назвать Генри Гантта, наиболее близкого
его ученика. Гантт внес значительный
вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет
занимались вопросами рационализации
труда рабочих и исследованием возможностей
увеличения выпуска продукции за счет
роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы
Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон исследовал
принципы трудовой деятельности применительно
к любому производству независимо от рода
его деятельности.
В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915)
опубликовал свою книгу "Принципы научного
управления", традиционно считающуюся
началом признания управления наукой
и самостоятельной областью исследования.
1. Дифференцированная система оплаты труда (сдельная оплата).
Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
2. Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства.
Тейлор и его последователи полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Пример1. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.
3. Профессиональный отбор людей, их обучение. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
4. Методы стимулирования и отдых. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве.
5. Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
6. Способ расчленения и рационализации трудовых приемов, отделения управленческих функций организации и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
3. Теории мотивации и мотивационного процесса.
Основной задачей
руководителя после постановки цели
и предмета работы является организовать
рабочий процесс, в частности
заставить сотрудников
При данном типе мотивирования надо хорошо
знать то, какие мотивы могут побуждать
человека к желательным действиям, и то,
как вызывать эти мотивы.
В практике управления одной из самых
распространенных его форм является материальное
стимулирование. Однако очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное стимулирование
осуществляется, и стараться избегать
преувеличения его возможностей, так как
человек имеет очень сложную и не однозначную
систему потребностей, интересов, приоритетов
и целей. Так, например, эту особенность
человеческой мотивации (т.е. ее неоднозначность
и не сводимость к материальной сфере)
недооценивала система мотивирования
по принципу «кнута и пряника», о которой
речь будет идти ниже. Мы не будем углубляться
в тонкости онтологического понимания
мотива, а также в процессуальные характеристики
мотивации, поскольку это проблема второго
раздела нашего исследования, а сразу
же перейдем к мотивационным моделям,
сложившимся на данный момент в теории
управления.
Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении
Ни одна система
управления не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к
Существующие модели мотивации весьма
различны по своей направленности и эффективности.
Результаты изучения моделей мотивации
не позволяют с психологической точки
зрения четко определить, что же побуждает
человека к труду. Изучение человека и
его поведения в процессе труда дает только
некоторые общие объяснения мотивации,
но даже они позволяют разрабатывать прагматические
модели мотивации работника на конкретном
рабочем месте. Из всей гаммы разработанных
учеными-управленцами мотивационных моделей
можно выделить, с нашей точки зрения,
наиболее жизненные и оправдавшие себя
на практике. Эволюция их зарождения и
функционирования весьма и весьма многообразна.
Эффективность данного способа мотивации
подтвердила себя за долгие годы существования,
однако, у этой теории есть и существенные
недостатки, а точнее, оговорки или определенные
условия, которые необходимы для ее нормального
функционирования:
- психологические, означающие, что человек не всегда поступает
«логично», то есть
материальное поощрение не всегда заставляет
человека трудится усерднее. Эти идеи
были результатом психологической критики
бихевиоризма, который, как известно, развивал
концепцию поведения человека по принципу
«стимул – реакция». Человек – не кибернетический
черный ящик, который только и способен
выдавать реакцию на внешние раздражители.
Список используемой литературы.