Развитие теории и практики управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:09, реферат

Краткое описание

Возникновение менеджмента датируется началом XX века, поэтому рассмотрим становление управления в России с 1917 г. Цель изучения развития менеджмента в России — опре¬деление роли менеджера на различных этапах и объяснение при¬чин неудовлетворительного состояния экономики страны.
Можно выделить семь этапов развития менеджмента в России.

Вложенные файлы: 1 файл

1_1_Razvitie_menedzhmenta_v_Rossii.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

1Развитие менеджмента в России

Возникновение менеджмента датируется началом XX века, поэтому рассмотрим становление управления в России с 1917 г. Цель изучения развития менеджмента в России — определение роли менеджера на различных этапах и объяснение причин неудовлетворительного состояния экономики страны.

Можно выделить семь этапов развития менеджмента в  России

Первый этап. 1917—1921 годы

 

События этапа: национализация промышленности, установление рабочего контроля над производством, введение всеобщей трудовой повинности, принятие закона об отсутствии коммерческой тайны.

Схема системы управления на данном этапе представлена на рис. 1.7 и 1.8.

С началом  гражданской войны система управления была преобразована (см. рис. 1.8).

Цель  управления на данном этапе: планирование производства и распределение ограниченной продукции.

Характеристика  этапа:

• жесткая  централизованная система управления, включая оперативное управление на предприятиях, т.е. административное регулирование сверху;

  • роли директора — часть иерархии, лидер, передаточное звено управленческого воздействия из центра. Основная роль — принятие решений — отсутствует;
  • отсутствие квалифицированных кадров управления;
  • линейная структура управления (нет функциональных звеньев).

 

 


Рис. 1.7. Схема системы  управления на первом этапе (1917—1918)

 

 

 

 

Рис. 1.8. Схема системы управления на первом этапе (1918—1921)

 

Второй  этап. 1921—1928 годы

События этапа: новая экономическая политика (нэп); цель — отбор рентабельных предприятий, обеспечение их максимальной загрузкой, ресурсами, консервация и сдача в аренду нерентабельных предприятий.

Схема системы управления на данном этапе представлена на рис. 1.9.

Цель  управления на данном этапе: грандиозное строительство, реализация целевых программ (пятилеток), требующая сосредоточения ресурсов и управления ими из центра.

Характеристика  этапа:

  • централизованное планирование, возникновение функциональных органов управления на центральном уровне управления(Госплан, ЦУУиС), а затем функциональных звеньев на предприя 
    тиях (технико-нормировальное бюро, отдел планирования, труда и заработной платы);
  • внедрение всех ресурсов не в виде денег, а в виде списка фондов, которые требовалось реализовать, т.е. получить на других предприятиях в соответствии с планом распределения;
  • необходимость выполнения целевых программ (пятилеток) оправдывает централизованное управление;
  • нехватка квалифицированных управленческих кадров;
  • роль директора (менеджера) — принятие только оперативных решений по реализации директив центра.

Рис. 1.9. Схема системы  управления на втором этапе (1921—1928)

Третий этап. 1929—1945 годы

- События этапа: в связи с необходимостью реализации целевой комплексной программы индустриализации вся система управления перестраивается под новую цель; во главе системы управления стоит Общесоюзный комиссариат тяжелой промышленности (ОКТП), которому подчиняются отраслевые народные комиссариаты — наркоматы (ОН); возникновение производственных объединений (ПО); партийной организации предоставлено право контролировать деятельность администрации предприятия в 1939 году.

Схема системы управления на данном этапе представлена на рис. 1.10.

Характеристика  этапа:

  • цель определяет структуру управления, введение конкретных функций (отделов) на предприятиях для реализации программы индустриализации ОГК, ОГТ, ОГМ и др., т.е. расширение аппарата управления по горизонтали;
  • жесткая централизация управления в условиях фондирования ограниченных ресурсов;
  • усложнение структур управления, возникновение линейно-функциональной структуры на предприятии;




Рис. 1.10. Схема системы управления на третьем этапе (1929—1945)


• роль принятия решении ограничена директивами  из центра и контролем со стороны парторганизации.

Четвертый этап. 1946—1965 годы

События этапа: преобразование системы управления в связи с послевоенным мирным строительством, введение системы народного контроля за предприятиями.

Схема системы управления на данном этапе представлена на рис. 1.11.

Характеристика  этапа:

  • в 1956 году упразднение министерств, возникновение совнархозов с целью управления по территориям, замена отраслевого управления территориальным;
  • введение системы производственных совещаний на местах (предприятиях);
  • возникновение противоречий между интересами совнархозов и отраслевого управления;
  • централизованное управление, ограничивающее роль директора (менеджера) по принятию решений.

 

 

 

 

 

 

 

            Рис. 1.11. Схема системы управления на четвертом этапе (1946—1965)

 

Пятый этап. 1965—1985 годы

События этапа: в 1965 году возврат к старой системе управления — отраслевой, характерной для начала этапа (см. рис. 1.11); в 1975 году организация в целях децентрализации управления 3-звенной системы управления.

Схемы 2- и 3-звенной систем управления представлена на рис. 1.12.

Характеристика  этапа:

◦ попытка построить дивизиональную структуру управления экономикой страны, в частности, стратегические функции оставить в аппарате министерств, оперативные функции управления передать на уровень ВПО, т.е. децентрализовать основные функции управления. Желаемые результаты преобразований не достигнуты;

• аппарат управления ВПО вместо того, чтобы территориально стать приближенным к производству, остается в том же здании министерства, в результате чего увеличиваются сроки принятия решений, появляется лишний централизованный уровень управления, происходит дублирование функций;

• роли директоров те же, что и на предыдущих этапах. 


 

 

 

 

 

Рис. 1.12. Схемы 2- и 3-звенной систем управления на пятом (1965—1985) и шестом (1985-1991) этапе

 

Шестой этап. 1985—1991 годы

События этапа: упразднение ВПО, возврат к 2-звенноЙ системе централизованного планирования в условиях ограниченности ресурсов.

Седьмой этап. С 1992 года по настоящее время

События этапа: разгосударствление собственности, приватизация, упразднение министерств, разрушение централизованной системы управления, переход от административно-командной системы к рыночным отношениям, возникновение организаций с частной и акционерной формой собственности.

Ввиду того что  эффективность системы управления характеризуется экономическими показателями объекта, рассмотрим среднегодовые темпы роста национального дохода по анализируемому периоду развития системы управления России (табл. 1.1).

Среднегодовые темпы роста национального дохода в России

Годы

 

 

 

 

 

 

 

1917— 1921

1921-1928

1929-1945

1945-1965

1965-1975

1975-1980

1980— 1985

1985-1991

1992

по н.в.

 

 

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

   

Темпы

роста, %

10

8

5

4

3

-1

-20




Данные табл. 1.1 свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения темпов роста национального дохода, т.е. о неэффективности системы управления.

Ошибочно  считать, что не было попыток исправить  положение.

Развитие и совершенствование системы управления в командно-административной системе происходило по двум направлениям:

  1. введение новых, более совершенных показателей планирования в качестве цели управления предприятием (табл. 1.2);
  2. введение новых методов планирования (табл. 1.3).

Данные табл. 1.3 свидетельствуют о постоянном противоречии между объектом (предприятием) и субъектом управления (централизованным аппаратом управления на уровне министерства), отсутствии единства в достижении цели, т.е. о неэффективности системы управления народным хозяйством в целом.

С переходом к рыночной системе отношений в системе  управления появились новые ограничения (табл. 1.4).

Из данных табл. 1.4'следует, что до начала рыночных реформ системы управления предприятиями были ориентированы на функционирование в условиях стабильной и прогнозируемой внешней среды. Любые перемены, как предприятия в целом, так и его системы управления, контролировались и регулировались соответствующими вышестоящими организациями посредством постановлений правительства, распоряжений министерств, стандартов и т.д. Бесконечное совершенствование систем управления начало приводить к проявлениям закона падения эффективности С. Вира, согласно которому в любой системе обязательно наступает такой момент, когда последующие улучшения становятся все менее значительными.

Рыночные  преобразования в России условно  можно разделить на два этапа: первый — с 1992-го по 1996 год, второй — с 1997 года по настоящее время. Главная особенность этих этапов состоит в том, что отечественная экономика, в первую очередь промышленность, вступила в новую фазу развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

События этапа

Цель 

управления

Характеристика

1этап

 

1917-

1921

-национализация промышленности,                -установление рабочего контроля над производством, -введение всеобщей трудовой

повинности,

-принятие закона

об отсутствии ком-мерческой тайны.

-планирование производства;

-распределение ограниченной продукции.

-жесткая централизованная  система управления, включая оперативное управление на предприятиях, т.е. административное регулирование сверху;

-роли директора-часть иерархии, лидер, передаточное звено управлен-ческого воздействия из центра. Основная роль (принятие решений) - отсутствует;

-отсутствие  квалифицированных кадров управления;

-линейная  структура управления (нет функциональных  звеньев)

2 этап

 

1921-

1928

новая экономическая  политика (нэп);

-отбор рентабельных  предприятий; 

-обеспечение  их 

максимальной  загрузкой,

ресурсами;

-консервация  и сдача в аренду нерентабельных предприятий.

  • централизованное планирование, возникновение функциональных органов управления на центральном уровне (Госплан, ЦУУиС), а затем функциональных звеньев на предприятиях (технико-нормировальное бюро, отдел планирования труда и заработной платы);
  • внедрение всех ресурсов не в виде денег, а в виде списка фондов, которые требовалось реализовать, т.е. получить на других предприятиях в соответствии с планом распределения;
  • необходимость выполнения целевых программ (пятилеток) оправдывает централизованное управление;
  • нехватка квалифицированных кадров управления;
  • роль директора (менеджера) — принятие только оперативных решений по реализации директив центра.

3 этап

 

1929-

1945

перестройка  системы управления:

во главе  системы управления стоит ОКТП, которому подчиняются наркоматы (ОН);

-возникновение ПО; -партийной организации предоставлено право контролировать деятельность администрации предприятия в 1939 году.

реализации  целевой комплексной программы индустриализа-ции

  • цель определяет структуру управления, введение конкретных функций (отделов) на предприятиях для реализации программы индустриализации ОГК, ОГТ, ОГМ и др., т.е. расширение аппарата управления по горизонтали;
  • жесткая централизация управления в условиях фондирования ограниченных ресурсов;
  • усложнение структур управления, возникновение линейно-функциональной структуры на предприятии;

• роль принятия решений ограничена директивами  из центра и контролем со стороны парторганизации.

4 этап

 

1946-

1965

-преобразование системы управления в связи с послевоен-ным мирным строительством,

-введение  системы народного контроля за предприятиями.

восстановление

СНХ

  • в 1956 году упразднение министерств, возникновение совнархозов с целью управления по территориям, замена отраслевого управления территориальным;
  • введение системы производственных совещаний на местах (предприятиях);
  • возникновение противоречий между интересами совнархозов и отраслевого управления;
  • централизованное управление, ограничивающее роль директора (менеджера) по принятию решений.

5 этап

 

1965—1985

-возврат к  старой системе управления (отраслевой), характерной для начала этапа;

-организация в целях децентрали-зации управления 3-звенной системы управления.

децентрализовать  основные функции управления.

•попытка построить дивизиональную структуру управления экономикой страны, в частности, стратегические функции оставить в аппарате министерств, оперативные функции управления передать на уровень ВПО, т.е. децентрализовать основные функции управления. Желаемые результаты преобразований не достигнуты;

• аппарат управления ВПО вместо того, чтобы территориально стать приближенным к производству, остается в том же здании 
министерства, в результате чего увеличивают-ся сроки принятия решений, появляется лишний централизованный уровень управ 
ления, происходит дублирование функций;

• роли директоров те же, что и на предыдущих этапах.

6этап

 

1985—1991

упразднение ВПО, возврат к 2-звенной системе централи-зованного планиро-вания в условиях ограниченности ресурсов.

 
  • снижения темпов роста национального дохода, т.е.неэффективность системы управления;
  • монополизация, отсутствие конкуренции;
  • дефицит ресурсов и товаров

7этап

с

1992

по н.в.

-разрушение  цент-рализованной сис-темы управления,

Переход к  рыночной экономике

разгосударствление собственности;

приватизация государственных предприятий; 

упразднение министерств;

разрушение  централизованной системы управления;

переход от административно-командной системы к рыночным отношениям;

возникновение организаций с частной и акционерной формой собственности.


 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие теории и практики управления в России