Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:51, реферат
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли
1.1 Древние Века
1.2 Средние века
1.3 Новое время
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная (классическая) школа.
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
2.5 Прагматическая и социальные школы
3. Основные подходы в теории и практике управления
3.1 Процессный подход к управлению
3.2 Системный подход к управлению
3.3 Ситуационный подход к управлению
4. Развитие управленческой мысли в России
5. Современные концепции менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.3 ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК
Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческое отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой. Двух ученых - Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно М.П. Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне («Хоторнский эксперимент»), Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагал Маслоу, являются в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Элтон Мэйо (1880-1945) пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). Он предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала. Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого - бихевиористкого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился к большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
2.4 ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА)
Возникновение школы науки управления (количественная школа) в менеджменте (1950 - по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Она получила развитие в следствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Количественные методы сгруппированные под общим названием «исследование операций» Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. используются при решении сложных управленческих проблем. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - является формой упрощенного и абстрактного представления реальности. Она облегчает понимание сложных взаимосвязей (например, дорожная карта позволяет увидеть пространственные соотношения на местности). На основе моделей осуществляется решение таких управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
2.5 ЭМПИРИЧЕСКАЯ
(ПРАГМАТИЧЕСКАЯ) ШКОЛА
Данная школа возникла в 40-е годы XX века.
Представители данного направления (П.
Дракер, Р. Дэвис, Д. Миллер и др.) заявляли,
что основная задача ученых в области
управления – сбор и обобщение материалов
практики и разработка на этой основе
рекомендаций управляющим. Одним из основных
направлений исследований следует считать
изучение труда и функций руководителей,
что связано с утверждением необходимости
профессионализации управления, т. е. превращения
его в особую профессию. Труд управляющих,
по их мнению, характеризуется двумя особенностями:
управляющий должен создать из имеющихся
ресурсов подлинное единство; и в каждом
решении и действии он должен ориентироваться
на будущее, т. е. на перспективы развития
организации. Представители данной школы
утверждали, что менеджеру недостаточно
быть узким специалистом технического
или экономического профиля, он должен
владеть общими обоснованными и проверенными
на практике методами социального управления.
Другим важнейшим направлением данной
школы являлись конкретные организационно-технические
и экономические исследования тех или
иных проблем управления, что находило
отражения в разработанных ими концепциях.
Особое внимание уделялось вопросам централизации
и децентрализации управления, делегированию
ответственности. Одна из концепций получила
достаточно широкое распространение.
Речь идет о целевом управлении Питера
Дракера – одного из самых выдающихся
теоретиков современности в области управления.
Эмпирическая школа изначально противопоставила
себя некоторым предшествующим направлениям
менеджмента, в частности, поведенческой
школе и школе человеческих отношений.
Последние подходили к объекту исследования
менеджмента «предвзято», то есть заранее
зная, в чем заключается его сущность.
В рамках эмпирической школы решались
два основных вопроса. Во-первых, это практические
исследования деятельности менеджеров.
Благодаря им последние смогли сформулировать
много достаточно ценных рекомендаций,
вошедших в обиход современного менеджмента.
Эмпирическая школа в целом негативно
относилась к работам университетских
профессоров. Во-вторых, эмпирическая
школа предложила развернутую концепцию
современного капитализма. С позиции этой
школы, современный капитализм существенно
отличается от капитализма в стадии его
зарождения. Изначально капитализм действительно
был основан на эксплуатации человека
человеком; в этом плане эмпирики были
согласны с той позицией по отношению
к капитализму, которую выразил Маркс
и его последователи. Теоретики эмпирической
школы не обошли своим вниманием и такие
важные вопросы, как степень централизации
и децентрализации в управлении, а также
делегирование полномочий. Эмпирическая
школа в менеджменте стала новым этапом
в развитии представлений об управлении.
ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Становление школы науки управления
связано с развитием математики, статистики,
инженерных наук и других смежных с ними
областей знаний. Наиболее известными
представителями этой школы являются
Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер,
Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа социальных систем рассматривает
организацию как сложное образование,
возникающее в результате взаимодействия
людей. Человек в этой сложной системе
социальных связей играет очень важную
роль. При этом любая организация имеет
свои цели, которые никогда не равны целям
одной личности или совокупности целей
составляющих ее людей.
Школа науки управления сформировалась
в начале 50-х гг. и успешно функционирует
и в настоящее время. В школе науки управления
различают два главных направления:
1.Рассмотрение производства как «социальной
системы» с использованием системного,
процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на
основе системного анализа и использования
кибернетического подхода, включая применение
математических методов и ЭВМ. В период
60-80х годов получили развитие несколько
новых подходов к управлению: системный,
ситуационный, процессуальный, количественный.
Системный подход предполагает, что каждый
из элементов, составляющих систему (рассматриваемую
организацию), имеет свои определенные
цели. Процессуальный подход основывается
на положении о том, что все функции управления
зависят друг от друга. Ситуационный подход
непосредственно связан с системным и
процессуальным подходами и расширяет
их применение на практике. Сущность его
заключается в определении понятия ситуации,
под которой подразумевается конкретный
набор обстоятельств, переменных, оказывающих
влияние на организацию в определенное
время.
Заслуга школы науки управления заключается
в том, что она сумела определить основные
внутренние и внешние переменные факторы,
влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления
связано с развитием точных наук и, прежде
всего, математики. В современных условиях
многие ученые называют это направление
новой школой. Количественный
подход предполагает обобщение приемов
управления, связанных со знанием математики,
статистики и инженерных наук. Начало
применения математических методов в
экономических исследованиях в XIX в. связывают
с именем французского экономиста А. Каунота
(1801—1877). Школа социальных систем принесла
много полезного для понимания отношений
управления как социальных отношений.
Однако со временем стало очевидно, что
положения этой школы исходят из неверной
предпосылки о тождестве процесса производства
и социальных отношений.
3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которые объединены связующими процессами коммуникации (т.е. обмена информацией) и принятия решения. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время.
Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы, по мнению авторов подхода, является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - т.е. способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Управление при данном подходе рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции - планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
3.2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
По мере того, как развивалась промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.
В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. Позднее он превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку.
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для руководителя организации, т.к. системный подход стимулирует поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установит причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Таким образом, системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования и в тоже время направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
3.3 СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
Впервые «закон ситуации» Гольдштейн Г.Я. был сформулирован в начале 1920-х гг. Мэри Паркер Фоллет. Она утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями; однако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди. Лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента.
Честер Барнард в книге «Функции руководителя» выдвинул тезис о том, что приятие подчиненными руководства зависит от сочетания четырех условий: