Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта на предприятии по производству кондитерской продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель бизнес-плана: организация на кондитерском предприятии ЗАО «Вкус»
нового цеха по производству вафельных тортов в целях расширения ассортимента
продукции

Содержание

ПРОЕКТ МАРКЕТИНГА стр.3-6
2. ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА стр.7-8
3. ПРОЕКТ МЕНЕДЖЕМЕНТА стр.9
4. ФИНАНСОВЫЙ ПРОЕКТ стр.10-20
5. ОЦЕНКА РИСКОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

Вложенные файлы: 1 файл

Пример курсовой работы по произв менеджменту.pdf

— 1.44 Мб (Скачать файл)
Page 1
ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»
Факультет ЭМ
Кафедра «Производственный менеджмент»
Дисциплина «Производственный и операционный менеджмент»
Курсовая работа по теме: «Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта на
предприятии по производству кондитерской продукции»
Выполнил:
ст.гр. Э-7-Х
Вася Иванов
Проверил:
ст.преп.
Дорожкина О.К.
Москва 2011 г.

Page 2

2
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. ПРОЕКТ МАРКЕТИНГА
стр.3-6
2. ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА
стр.7-8
3. ПРОЕКТ МЕНЕДЖЕМЕНТА
стр.9
4. ФИНАНСОВЫЙ ПРОЕКТ
стр.10-20
5. ОЦЕНКА РИСКОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
стр.21-22

Page 3

3
1. ПРОЕКТ МАРКЕТИНГА
Цель бизнес-плана: организация на кондитерском предприятии ЗАО «Вкус»
нового цеха по производству вафельных тортов в целях расширения ассортимента
продукции
1.1. Описание предприятия:
ЗАО «Вкус» располагается в г. Москве и реализует свою продукцию в данном
регионе широкому кругу потребителей.
На настоящий момент ЗАО «Вкус» специализируется на изготовлении
следующих видов продукции: бисквитных пирожных, изготавливаемых по типовой
технологии; бисквитных тортов с кремовой пропиткой и орехами (медовиков),
производимых по типовой технологии; бисквитных пирожных и тортов с кремовой
пропиткой, производимых на заказ по технологии, согласованной с конкретным
заказчиком.
Для расширения ассортимента предприятие планирует освоить новую
продукцию – вафельные торты.
1.2. Описание продукции
Изделие является продуктом питания, относящимся к хлебобулочным
кондитерским изделиям. Данная продукция предназначена для широкого круга
потребителей различных демографических характеристик: пола, возраста и т.д.
Потребителями могут быть как физические, так и юридические лица (торговые
организации, организации общественного питания и др.).
Рис. 1. Внешний вид производимой продукции
Предприятие располагается в г. Москве и будет реализовывать большую часть
своей продукции здесь же. Часть продукции будет распространяться при помощи
дилерской сети по Московской области.
Основные характеристики продукции: пищевая ценность на 100 г
продукта: белков – 4,9 г, жиров – 29,6 г, углеводов – 57 г. Энергетическая ценность
510 ккал. Продукт изготавливается согласно ТУ9130-001-72446486-2004. готовый
продукт реализуется в полиэтиленовом пакете и картонной упаковке. Вес одного
готового изделия (торта) 250 г.

Page 4

4
1.3. Описание рынка и конкурентов
На рынке Москвы и Московской области работают различные производители
вафельных тортов. Ниже представлено обобщенное описание конкурентов,
основанное на данных различных открытых источников (Интернет, журнал
«Эксперт» и др.). Крупнейший производитель вафельных тортов в России –
кондитерская фабрика «Большевик». На этом предприятии выпускается целая
линейка вафельных тортов под единой торговой маркой «Причуда». Ассортимент
включает в себя семь различных видов тортов, которые выпускаются в различной
фасовке, маленькой (220 – 290 г) и крупной (430 – 500 г). По данным исследований
маркетинговых агентств торговая марка «Причуда» является наиболее узнаваемой
потребителями. Однако и рекламная компания вафельных тортов под этой торговой
маркой одна из самых активных среди подобной продукции. Другие производители
не пошли по пути продвижения одной торговой марки и выпускают продукцию с
различными
названиями.
В
последнее
время
наметилась
тенденция
перераспределения рынка, которая заключается в увеличении доли небольших
производств и, соответственно, несколько уступают свои позиции крупные фабрики.
Так, за последний год в Москве сильно выросла популярность продукции комбината
«Звездный» и «Яуза-хлеб». Одновременно с этим увеличивается и потребление
вафельных тортов в регионах, что в свою очередь способствует развитию
региональных производств. На сегодняшний момент в ассортименте большинства
московских продуктовых магазинов присутствуют вафельные торты. Условно
рынок вафельных тортов можно разбить на три сегмента: глазированные
шоколадом, глазированные шоколадом в обсыпке и непокрытые шоколадом.
Наибольшей популярностью у потребителя пользуются первые два типа продукции.
Соответственно и производители стараются расширить именно эту часть
ассортимента, в основном за счет добавления новых обсыпок и начинок. Например,
экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный» выпустил на
рынок два новых вида вафельных тортов: «Люкс с миндалем» (начинка с
добавлением корицы и ароматом миндаля) и «Люкс с фундуком» начинка с
ароматом фундука).
Исходя из описания можно сделать вывод, что на рынке вафельных тортов
работает значительное количество крупных, средних и мелких производителей:
Группа 1. Крупные производители и производители, имеющие известные
торговые марки тортов (доля рынка каждого предприятия ок.10%)
Группа 2. Средние производители, достаточно известные потребителю (доля
рынка каждого предприятия ок.3-5%)
Группа 3. Мелкие и неизвестные потребителю производители (доля рынка
каждого предприятия ок.1% и менее)

Page 5

5
ЗАО «Вкус» при выходе на рынок вафельных тортов будет принадлежать к
мелким производителям. Доля рынка ЗАО «Вкус» будет составлять менее 1%. Со
временем ЗАО «Вкус» может стать более известным на рынке тортов, т.е. перейти
во вторую группу производителей.
1.4. Описание продуктов-аналогов
Таблица 1
Сравнительный анализ тортов различных производителей
Вафельные торты в глазури, изготавливаемые:
Потребительские свойства
крупными
производителями
(группа 1)
средними
производителями
(группа 2)
мелкими
производителями
(группа 3)
1. Узнаваемость (доверие)
5
3
1
2. Вкусовые качества продукта
5
5
5
3. Наличие необычных вкусов
5
4
3
4. Удобная и красивая упаковка
5
5
5
5. Ценовая доступность
5
5
5
6. Доступность товара в любое
время
3
4
5
Средний балл
4,7
4,3
4
Т.к. ЗАО «Вкус» будет принадлежать к последней группе производителей,
чтобы конкурировать с ними, качество его продукции должно быть выше среднего.
Прежде всего, должна быть повышена узнаваемость товара, и по-возможности
должно быть представлено широкое разнообразие вкусов.
1.5. Прогнозирование спроса
Таблица 2
Данные по продажам вафельных тортов на рынке Москвы
Годы
2009
2010
2011
Номер года, Х
1
2
3
Объемы продаж, тыс.тонн тортов Y
39
44
51
Исходя из этих данных при помощи метода экстраполяции было построено
уравнение регрессии: y = 6,12х + 32,33
Расчет спроса на московском рынке вафельных тортов за 2012 год:
для 4-го (2012 года): у = 6,12
×
4 + 32,33 = 57 тыс.тонн вафельных тортов.
или 227 млн. вафельных тортов весом 250 г.
Доля рынка ЗАО «Вкус» составляет менее 1%. Таким образом, максимально
возможный
объем
спроса
на
торты
ЗАО
«Вкус»
составит:
227 млн.
×
0,01=2,27млн.тортов

Page 6

6
Т.к. при выходе на рынок ЗАО «Вкус» не сможет рассчитывать на большой
объем спроса (оно будет еще неизвестно потребителям), объем выпуска продукции
будет принят меньше объема спроса: 1 700 000 тортов в год.
1.6. Расчет среднерыночной цены
Цена рассчитана на основании сравнения вафельного торта, который
планирует выпускать ЗАО «Вкус», с наиболее известными тортами на рынке:
«Шоколадница» и «Причуда».
Для сравнения взяты цены без НДС, за один и тот же период времени, в
одинаковых условиях продажи (т.е. для расчета теперь нужно применять только
параметрические корректировки).
Таблица 3
Параметры сравниваемой продукции
Аналоги:
Показатель
Вафельный торт
производства
ЗАО «Вкус»
Аналог 1
«Причуда»
Аналог 2
«Шоколадница»
Коэффициент
торможения
Масса, г
250
420
320
высокий
b=0,9
Содержание белков, %
4,9
5,0
4,9
низкий
b=0,5
Энергетическая ценность, кКал
510
810
730
высокий
b=0,9
Оптовая цена 1 торта

200
135
Расчет цены вафельного торта весом 250 г в глазури и обсыпке
а) по Аналогу 1 «Причуда»:
Ц
ан1
=200
×
(250/420)
0,9
×
(4,9/5)
0,5
×
(510/810)
0,9
=82руб.
б) по Аналогу 2 «Шоколадница»:
Ц
ан2
=135
×
(250/320)
0,9
×
(4,9/4,9)
0,5
×
(510/730)
0,9
=78 руб.
в) Среднее значение цены:
Ц=(82+78)/2=80 руб.
Среднерыночная цена одного вафельного торта 80 руб.

Page 7

7
2. ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА
Таблица 4
Маршрутная карта изготовления одного вафельного торта массой 250 г.
Усл.
обознач.
Операция
Оборудование
Тшт,
мин
Хранение сырья и материалов на складе Холодильное оборудование
Поставка сырья и материалов в цех
Транспортная тележка
Загрузка ингредиентов в экструзионный
автомат
Загрузочный бункер
экструзионного автомата
Приготовление вафельного теста
Экструзионный автомат YJ-300
57,8
Подача теста на выпечку
Выходной патрубок
экструзионного автомата YJ-
300
Выпечка вафель
Машина формования и выпечки
вафель DJ-350
Отрезка вафель
Встроены нож машины
60
Подача вафель на намазку
Конвейер
Приготовление начинки
Технологическая линия
(машина темперирующая)
Намазывание начинки на вафли
Технологическая линия
(машина намазывающая)
Охлаждение и подача на резку
Технологическая линия
(машина охлажд.-конв.)
Резка готового изделия
Технологическая линия
(машина для резки)
Укладка и подача на глазирование
Технологическая линия
(конвейер укладки)
Глазирование готового изделия
Технологическая линия
(машина глазировочная)
Охлаждение и подача на контроль
Технологическая линия
(машина охлажд.-конв.)
58,8
Технологический контроль
Мастер
Подача на упаковку
Конвейер для подачи на
упаковку
Упаковка готовой продукции
Упаковочный станок
20
Транспортировка готовой продукции на
склад
Транспортная тележка
Хранение готовой продукции на складе
Холодильное оборудование

Page 8

8
Таблица 5
Расчет потребности в оборудовании
Количество
единиц оборуд.,
шт.
Оборудование
Штуч-
ное
время,
мин
Год. фонд
работы
оборудован
ия
расчет-
ное
приня-
тое
Пропускная
способность
групп оборудо-
вания, шт
Коэфф.
загруз-
ки
Площ.
ед. обо-
рудован
ия, кв.м
Площ.
гр. обо-
рудован
ия, кв.м
Экструзионный
автомат YJ-300
0,107
4320
(3 смены)
0,81
1
2422430
0,7
5
5
Машина для
формования и
выпечки вафель
DJ-350
0,26
4320
(3 смены)
0,85
2
1993846
0,8
3
3
Технологическая
линия по изготов-
лению вафельных
тортов
0,125
4320
(3 смены)
0,82
1
2073600
0,75
75
150
Упаковочный
станок
0,092
4320
(3 смены)
0,28
1
2817391
0,6
5
5
Итого
128
Часть необходимого оборудования уже есть у предприятия, а именно:
– линия по формованию тортов
– упаковочный станок
– внутрицеховые транспортные средства (транспортные тележки)
Часть оборудования будет куплена для организации цеха:
– экструзионный автомат
– машина для выпечки вафель
Таблица 6
Расчет потребности в основных рабочих
Технологическая
операция
Кол-во
рабочих
мест
Кол-во
рабочих в
одну смену
Кол-во смен
для данной
операции
Кол-во
рабочих
Приме-
чания
Приготовление
вафельного теста
1
1
3
3

Выпечка вафель
1
1
3
3

Приготовление
вафельного торта
6
6
3
18

Упаковка вафельного
торта в полиэтилен
1
1
3
3

Упаковка вафельного
торта в картон
1
1
3
3

Итого
30
Для работы в цехе необходимо 30 основных рабочих. Расчет численности
вспомогательных рабочих: 30
×
40%=12 чел. Итого производственного персонала 42
чел. Расчет численности обслуживающего персонала: 30
×
20%=6 чел.

Page 9

9
3. ПРОЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
Нач. цеха (1)
Мастер (2)
Инженер (1)
Зав.складом (1)
Основные
рабочие (30)
Вспомогательные
рабочие (12)
Обслуживающий
персонал (6)
Работники
склада (2)
Рис.2.Организационная структура нового цеха
Работники цеха имеют следующие разряды и соответствующие им
коэффициенты сложности, ответственности и значимости работ (Ксоз):
Начальник цеха
Разряд 4
Ксоз=2,7
Мастер
Разряд 3
Ксоз=2,2
Инженер
Разряд 3
Ксоз=2,2
Зав. складом
Разряд 3
Ксоз=2,2
Основные рабочие
Разряд 2
Ксоз=1,8
Обслуж.персонал
Разряд 2
Ксоз=1,8
Работники склада
Разряд 2
Ксоз=1,8
Вспомгат. рабочие
Разряд 1
Ксоз=1,1
Всего в цехе работает 55 чел.

Page 10

10
4. ФИНАНСОВЫЙ ПРОЕКТ
Исходные данные для расчете показателей экономической
эффективности проекта по созданию цеха:
Для проекта берется здание и часть оборудования, уже имеющиеся на
предприятии.
Оборудование экструзионный автомат и машина для выпечки вафель
закупается заново.
Для реализации проекта было проведено маркетинговое исследование
стоимостью 25 тыс.руб.
Годовой выпуск продукции цеха составляет 1 700 000 вафельных тортов в год.
Информация об оборудовании:
Оборудование
Кол-во
Пло-
щадь,
кв.м.
К
изн
Мощ
ность,
кВт
Ст-ть
нового,
тыс.руб.
Годовой фонд
работы обору-
дования, час
Коэфф.
загрузки
оборуд.
Экструзионный автомат
1
5
0
2
900
3000
0,7
Машина для выпечки вафель
2
3
0
25
600
3000
0,8
Линия по формованию тортов
1
75
0,15
41
4800
3000
0,75
Упаковочный станок
1
5
0,3
2
125
3000
0,6
Транспортная тележка
1

0,5

30


Информация об используемых для изготовлении торта сырье и
материалах:
Основное сырье
Комплектующие (добавки)
Электроэнергия на нагрев (при режиме уси-
ленной работы машины по выпечке вафель)
30
6
3
Затраты на
ед.прод., руб.
Статьи материальных затрат
Оргструктура цеха (и данные для расчета зарплаты):
Нач. цеха (1)
Мастер (2)
Инженер (1)
Зав.складом (1)
Основные
рабочие (30)
Вспомогательные
рабочие (12)
Обслуживающий
персонал (6)
Работники
склада (2)
Разряд 4
Ксоз=2,7
Разряд 3
Ксоз=2,2
Разряд 2
Ксоз=1,8
Разряд 1
Ксоз=1,1

Page 11

11
Стоимость 1 кв.м. помещения 80 тыс.руб.
Тариф на электроэнергию 5 руб./кВт-ч.
Минимальная оплата труда 20 000 руб./чел. в месяц.
Норматив расхода бытовой площади – 1,5 кв.м./чел.
Норматив расхода офисной площади – 1,5 кв.м./чел.
Вспомогательная площадь составляет 40% от производственной.
Норматив хранения оборотных средств на складе Нос=5 дней.
Срок проекта: 5 лет.
В 0-й год проекта производство не осуществляется.
В 1-й год проекта цех выходит на 65% от максимальной мощности.
Во 2-й год проекта цех выходит на 100% максимальной мощности.
Цена единицы продукции = 80 руб./шт. (без НДС).
Налог на прибыль = 20%.
Максимальный годовой выпуск продукции = 1 700 000 шт. изделий.
Проект финансируется следующим образом.
– Новые основные фонды — за счет долгосрочного кредита
(3 года, равновеликие платежи, 15% годовых)
– Оборотные средства из краткосрочного кредита
(один год, 25%)
– Прочие инвестиционные затраты финансируются из собственных средств
Дивиденды предприятием не выплачиваются.
Ставка дисконта по проекту r = 20%.
Значения коэффициента дисконтирования:
Коэффициент дисконтирования (при ставке
дисконта
r
=20% )
1/(1+0,2)
=1
1/(1+0,2)
=0,8333
1/(1+0,2)
=0,6944
1/(1+0 ,2)
=0,5787
1/(1+0,2)
=0,4823
0
1
2
3
4
Показатель
0
1
2
3
4
Годы (периоды ) проекта

Page 12

12
Расчет показателей эффективности проекта

Page 13

13

Page 14

14

Page 15

15

Page 16

16

Page 17

17

Page 18

18

Page 19

19

Page 20

20

Page 21

21
5. ОЦЕНКА РИСКОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
5.1. Анализ рисков
Для данного проекта выделены следующие важные риски:
1. Риск снижения цены. ЗАО «Вкус» относится к самой слабой группе
производителей тортов. Поэтому для привлечения покупателей к своей продукции
может понадобиться снизить цену, что приведет к уменьшению доходов и
снижению экономического эффекта по проекту.
2. Риск повышения коммерческих затрат (затрат на рекламу). ЗАО «Вкус»
является фирмой, не известной на рынке вафельных тортов. Поэтому при
вхождении на рынок может понадобиться повысить затраты на рекламу и
продвижение (коммерческие расходы). Повышение коммерческих расходов повысит
затраты по проекту и уменьшит эффект.
3. Повышение материальных затрат из-за порчи материалов или готовой
продукции. Продукция ЗАО «Вкус» является пищевой, подверженной повышенной
порче.
Поэтому
предприятие
должно
учесть
необходимость
закупки
дополнительных материалов, если купленные материалы испортятся. Повышение
материальных затрат повысит затраты по проекту и уменьшит эффект.
Расчет коэффициентов эластичности:
1. Риск снижения цены
При снижении цены на 1% ЧДД (NPV) составит 35 699 тыс.руб.
Исходный ЧДД (NPV) по проекту 38 821 тыс.руб.
ЧДД (NPV) изменится на |35 699–38 821| / 38 821 = 0,08 или 8%
Коэффициент эластичности Кэл = 8% / 1% = 8
2. Риск роста коммерческих затрат
При росте коммерческих затрат на 1% ЧДД (NPV) составит 25 849 тыс.руб.
Исходный ЧДД (NPV) по проекту 38 821 тыс.руб.
ЧДД (NPV) изменится на |38 693–38 821| / 38 821 = 0,003 или 0,3%
Коэффициент эластичности Кэл = 0,3% / 1% = 0,3
3. Риск роста материальных затрат
При росте материальных затрат на 1% ЧДД (NPV) составит 37 224 тыс.руб.
Исходный ЧДД (NPV) по проекту 38 821 тыс.руб.
ЧДД (NPV) изменится на |37 224–38 821| / 38 821 = 0,04 или 4%
Коэффициент эластичности Кэл = 4% / 1% = 4

Page 22

22
Полученные значения позволяют сделать вывод:
Наиболее опасным для данного проекта является риск снижения цены: при
снижении цены на 1% эффект от проекта снизится на 8%. Менее опасным является
риск роста материальных затрат, т.к. при повышении материальных затрат на 1%
эффект снижается только на 4%. Третий рис, рост коммерческих расходов, не
опасен – при повышении этих расходов на 1% эффект от проекта снижается менее,
чем на 1%, а именно, на 0,3%.
Мероприятия по предотвращению рисков:
В случае снижения конкурентоспособности на рынке предприятию не следует
допускать снижения цены, лучше повысить расходы на рекламу и продвижение.
Также следует большое внимание уделять сохранности сырья и материалов,
контролировать их качество при приемке, контролировать условия хранения.
5.2. Анализ условий безубыточности
Расчет переменных затрат:
1) Материальные затраты на 1 шт. 40,95 руб.
2) Зарплата основных рабочих (с ЕСН) на 1 шт. 10,21 руб.
3) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 2328,3 тыс.руб. за
год или 2328300/1700000 = 1,37 руб. на 1 шт.
Итого переменные затраты на 1 шт. 40,95+10,21+1,37=52,53руб.
Расчет постоянных затрат:
1) Общепроизводственные и общехозяйственные расходы за год 23652,96т.р.
2) Коммерческие расходы за год 5648,13тыс.руб.
Итого постоянные затраты за год 23652,96+5648,13=29301,09тыс.руб.
Цена 1 шт. 80 руб.
Критический объем выпуска: N = 23 301 090 / (80–52,53) = 848 238 шт.
После продажи 848 238-го торта предприятие начнет получать прибыль
Запас финансовой прочности:
Зфп = (1 700 000 – 848 238)/1 700 000 = 0,50 или 50% > 20%
Проект обладает высокой финансовой прочностью.

Информация о работе Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта на предприятии по производству кондитерской продукции