Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 20:12, курсовая работа
Цель работы – изучить кадровый потенциал ООО « СДС-Управление строительством» и определить его возможные пути развития и совершенствования.
Задачи работы:
-изучение теоретических аспектов анализа кадрового потенциала предприятия;
-оценка кадровый потенциал ООО «СДС-Управление строительством»;
-разработка направлений дальнейшего развития кадрового потенциала предприятия
Введение 5
Персонал предприятия как основа его кадрового потенциала 7
Структура кадров предприятия 7
Основные аспекты развития кадрового потенциала 12
Показатели оценки кадрового потенциала предприятия 19
Исследование кадрового потенциала ООО «СДС-Управление строительством» 23
2.1 Оценка кадрового потенциала ООО «СДС-Управление строительством» 23
2.2 Развитие кадрового потенциала ООО «СДС – Управление строительством» 26
3. Разработка направлений дальнейшего развития кадрового потенциала ООО «СДС-Управление строительством» 30
Заключение 37
Список использованных источников
-квалифицированные рабочие,
окончившие средние ПТУ,
-малоквалифицированные
рабочие, прошедшие
неквалифицированные рабочие, прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель. [6, 160]
При распределении работников
организации по категориям персонала
(при заполнении форм по труду) следует
руководствоваться
Структура кадров может также определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация и т. п.
Возрастная структура
персонала характеризуется
Структура персонала по стажу может рассматриваться с двух позиций— в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда, а стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров.
Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более полсрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.
1.2 Основные аспекты развития кадрового потенциала
Найти квалифицированных
сотрудников, в том числе, на высокие
позиции в компании, становится все
сложнее. Идет «война за таланты». Упущенные
возможности, упущенное время, высокие
затраты на поиск и адаптацию
нового персонала — все это
стимулирует руководителей
Развитие персонала может быть общим и профессиональным.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Профессиональное же развитие
работника связано с динамикой
внешней среды, появлением новых
образцов техники и технологии, изменением
стратегии и структуры
Одним из основных элементов
развития персонала является его
обучение. Обучение персонала –
это целенаправленный, планомерный,
систематически осуществляемый процесс
овладения знаниями, умениями, навыками
и способами общения под
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий несколько этапов:
Процесс организации обучения начинается с определения потребности в обучении, которое может осуществляться на нескольких уровнях.
Первый уровень – потребность организации в целом. Данная потребность должна быть проанализирована специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями предприятия и кадровой политикой организации и при участии линейных менеджеров.
Второй уровень – потребность
в обучении отдела или подразделения.
Эта потребность лучше всего
может быть определена менеджером этого
подразделения при участии
Третий уровень – уровень выполняемых работ. Основное требование здесь – определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе реального выполнения конкретной работы. Потребности в обучении, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок линейных руководителей и самих работников, путем опроса (анкетирования), тестирования сотрудников.
Предметом обучения являются:
Знания – теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте.
Умения – способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте.
Навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль.
Способы общения (поведения)
– форма жизнедеятельности
В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды профессионального обучения работников: подготовка новых работников; переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.
Профессиональное обучение– приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленным на выполнение определенных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления соответствующей деятельности.
Подготовка новых работников
— это первоначальное профессиональное
и экономическое обучение лиц, принятых
на предприятие и ранее не имевших
профессии. Она, как привило, осуществляется
методами, выбранными самим организациями,
которые могут для этого
Профессиональная
Обучение рабочих вторым
(смежным) профессиям - это обучение
лиц, уже имеющих профессию, с
целью получения новой
Такой вид обучения организуется для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых (смежных) профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятиями, исходя из конкретных условий производства.
Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
В рамках системы непрерывного обучения на предприятии предполагаются следующие основные виды обучения персонала:
Обучение при приеме на работу осуществляется для изучения специфики деятельности и тесно связано с программой адаптации сотрудников. Начало обучения – сразу после оформления документов о приеме на работу. Продолжительность обучения от одной до двух недель. Успешное завершение первичного обучения обеспечивает допуск к работе в конкретной должности.
Ежегодное обучение руководителей и специалистов проводится с целью ознакомления их с новыми технологиями, эффективными приемами управления и анализа, инновациями в сфере производства и др. Длительность такого обучения обычно несколько дней.
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала предприятия как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации популярно на предприятиях в силу ряда причин:
-оно дешевле подготовки специалистов.
-меньше по продолжительности обучения, чем подготовка персонала.
-целевая направленность обучения для специалистов и руководителей.[2,352]
Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и прочие).
Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте.
Существует несколько
видов обучения на рабочем месте.
Наиболее известный - метод инструктажа
или наставничества. В этом случае
работника обучает более
Производственный инструктаж (наставничество): включает определение всех шагов, необходимых для выполнения той или иной работы в необходимой последовательности. Весте каждым шагом также отмечаются соответствующие "ключевые моменты" (если они встречаются). Эти шаги показывают, что должно быть сделано, тогда как ключевые моменты говорят о том, как это делается и почему.
Лекции. Чтение лекций имеет ряд преимуществ. Оно представляет собой быстрый и надежный способ передачи знания большим группам обучающихся. Проведение лекций в отличие от использования печатных материалов (книги и пособия), не вязано со значительными расходами и позволяет организовать дискуссию.
Аудиовизуальные средства являются более дорогими, чем обычные лекции, но дают ряд преимуществ. Целесообразно их использование в следующих ситуациях: при необходимости проиллюстрировать некоторую последовательность действий во времени; при необходимости обучающимся процессы. Которые нельзя показать во время лекций; при проведении обучения в масштабах целой организации, когда перемещение стажеров с места на место слишком накладно.
Программируемое обучение. Вне зависимости от того, что используется при обучении - учебник или компьютер - выполняет три функции:
-постановка вопросов, фактов или проблем ученику;
-предоставление возможности ответа респонденту;
-обеспечение обратной связи в отношении точности ответов.
Тренажеры или моделируемое обучение - это метод, при котором обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но фактически вне рабочего места. Тренажеры незаменимы. Когда обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный цикл. Тренажер может представлять собой отдельное помещение, оснащенное как реальное рабочее место. Однако чаще всего используется моделируемое оборудование.
Инструктаж (наставничество)
отличается от других методов обучения
тем, что обучение происходит на рабочем
месте в рабочее время с
постоянной поддержкой нового сотрудника
более опытным и
-повышение качества
-развитие у новых сотрудников
позитивного отношения к
-предоставление новым
сотрудникам возможности
-экономия времени
-предоставление наставникам
возможности карьерного роста,
поощрение их за хорошую