Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Справиться с подобными проблемами предприятие может, создав собственный кадровый резерв: заранее отобрав внутри компании лучших кандидатов на управленческие позиции. При этом предполагается решение трех задач.
1. Выявление работников предприятия, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2. Подготовка работников к работе в руководящей должности;
3. Обеспечение планового замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового работника.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты кадрового резерва………………………………………6
Сущность кадрового резерва…………………………………………………...6
Этапы работы с резервом ………………………………………………………9
Источники и этапы процесса формирования резерва………………………..13
1.4Формирование списков кандидатов в резерв, обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва………………………………………………...15
2Анализ работы с кадровым резервом на примере ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ»…………………………………………………….....18
2.1 Краткая характеристика ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ»… 18
2.2 Анализ формирования кадрового резерва на ОАО «Институт БЕЛОРГСТАНКИНПРОМ»……………………………………………………….23
3 Разработка предложений и их обоснование по совершенствованию формирования кадрового резерва…………………………………………..….……30
Заключение ……………………………………………………………….….……. 34
Список использованных источников ………………………………
• потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
• фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
• примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки, в связи с выездом в другой район и др.;
• число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
• категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
• возможность подбора заместителей группы руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
• персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку начальников цехов — руководитель предприятия, за расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия — заместитель руководителя предприятия по кадрам.
2. Формирование и составление
списка резерва включает: формирование
списка кандидатов в резерв
и создание резерва на
В процессе формирования резерва следует определить:
1) кого можно и необходимо
включить в списки кандидатов
в резерв; 2) кто из включенных
в списки кандидатов в резерв
должен пройти обучение; 3) какую
форму подготовки применить к
каждому кандидату с учетом
его индивидуальных
Для формирования списка резерва используются следующие методы:
• анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• интервью (беседа) по специально
составленному плану или
• наблюдение за поведением
работника в различных
• оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
• метод заданной группировки
работников — сравниваются качества
претендентов с требованиями должности
того или иного ранга: под заданные
требования к должности подбирается
кандидат или под заданную структуру
рабочей группы подбираются конкретные
люди. Этот метод предполагает формирование
трех видов информационных массивов
профессиограмм: всей номенклатуры руководящих
должностей, фактографических данных
и критериев качеств
3. При формировании списков
кандидатов в резерв
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
• профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
• перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
• предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
• результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
• выводы и рекомендации последней аттестации;
• мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
• результаты оценки потенциала
кандидата (возможный уровень
При формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету, являются:
• мотивация труда — интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;
• профессионализм и
• личностные качества и
потенциальные возможности —
высокая степень
На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как: ]) оценка кандидатов; 2) сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности; 3) сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.
3. Подготовка кандидатов.
Для формирования резерва, как
правило, недостаточно
Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:
• индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
• стажировка в должности на своем и другом предприятии;
• учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности. [6, с. 69-76]
Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ.
1) Общая программа включает
теоретическую подготовку —
2) Специальная программа
предусматривает разделение
3) Индивидуальная программа
включает конкретные задачи по
повышению уровня знаний, навыков
и умений для каждого
1.3 Источники и этапы процесса формирования резерва
Источники резерва кадров на руководящие должности:
Первый уровень базы резерва кадров составляют все специалисты, являющиеся заместителями руководителей различного ранга. Основную базу резерва составляют руководители различных рангов.
Этапы формирования резерва:
1. Анализ потребности в резерве.
До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве. Оптимальная численность резерва кадров рассчитывается следующим образом:
1) выявляется потребность
предприятия в кадрах
2) определяется фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв;
3) определяется примерный
процент выбытия из резерва
кадров отдельных работников, например,
из-за невыполнения
4) определяется число
Эти показатели корректируются в течение всего периода работы с ним.
Для дальнейшего совершенствования
работы по формированию резерва необходимо
учитывать следующие важнейшие
моменты при составлении
1) определены категории
должностей, которые являются базовыми
для создания резерва
2)предусмотрена возможность подбора заместителей группы руководителей. При подборе кандидатов в резерв заместителей руководителей определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
3)определена персональная ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку начальников цехов – руководитель предприятия, за расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия – заместитель руководителя предприятия по кадрам.
2. Формирование и составление списка резерва:
1) формирования списка кандидатов в резерв;
2) создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва следует определить:
· кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
· кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить;
· какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.
При формировании резерва конкретных должностей необходимо решение двух главных задач:
1) оценки кандидатов в резерв;
2) сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв предлагаются.
1.4 Формирование списков кандидатов в резерв, обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва
Методы формирования списка резерва: