Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического управления, изучение принципов эффективного руководства в хозяйственных организациях и разработка собственной стратегии развития предприятия в современных условиях хозяйствования.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Инженерно-экономический
Кафедра стратегического менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему:
Разработка стратегии предприятия
Выполнила:
Студент __________ А.А.Халикова
гр. з5075/22
№ зачетной книжки 10073753з
Дата сдачи: «26» марта 2013 г.
Преподаватель:
__________А.Н. Бурмистров
Санкт-Петербург
2013 год
Содержание
В системе рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций в первую очередь зависит от состава и структуры товарных запасов и от методики управления их движением, а также от торгового ассортимента, предлагаемого к продаже населению в розничной торговле, который должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории и выступать ключевым фактором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Эффективное построение системы управленческого учета и анализа движения товаров в торговой деятельности аптечного учреждения позволяет завоевать устойчивые конкурентные позиции.
Медикаменты и медицинские услуги которые нам предоставляют аптеки несомненно важны для каждого потребителя.
Зачастую именно от их качества зависят наши жизни. Это обосновывает актуальность выбранной темы. Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы и основные направления исследования.
Целью курсовой работы является
изучение теоретических основ
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
· Определена сущность стратегического управления и приведены основные понятия.
· Приведен порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.
· Проведен анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию.
· Сделан анализ внутренней среды организации.
· Проведена разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития.
· Составлен план работ и организовано его выполнение.
Объектом исследования является ОАО «Аптечная сеть «Быть здоровым».
Предметом исследования является процесс подготовки и реализации генеральной программы, направленной на достижение цели в любой области деятельности.
Аптечная сеть «Быть здоровым» на данный момент является одной из наиболее динамично развивающихся российских компаний, специализирующейся на розничной продаже фармацевтической продукции, средств по уходу и предметов личной гигиены. В состав компании входит также производственное предприятие Верофарм - ведущий российский производитель лекарственных средств, занимающий первое место по производству пластырей и онкологических препаратов. По данным маркетинговых исследований компания является лидером по узнаваемости бренда среди московских ритейлеров и входит в Топ - 40 (23 место) крупнейших российских ритейлеров.
Компания выбрала модель ведения бизнеса по западному образцу фарммаркетов (основная продукция в аптеках - БАД, витамины, сопутствующие товары), что не совсем соответствует российской культуре потребления лекарств, однако может служить основным фактором выбора аптечной сети при слиянии с иностранным фармритейлером.
Общая прибыль сети от розничной торговли за 2011 финансовый год составила $385 млн (консолидированный объем продаж - $525 млн). По состоянию на апрель 2011 г. компания включала в себя 854 действующие аптеки в 26 регионах и 80 городах по всей России. В 2011 г. компания приобрела свою первую медицинскую клинику - European Medical Group - и планирует дальнейшее продвижение в данном секторе в ближайшем будущем.
ОАО «Аптеки «Быть здоровым» является членом и одним из основателей Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС). Аптечная сеть «Быть здоровым» также является членом международных объединений участников розничного рынка - NRF и NACDS.
В Аптечной сети «Быть здоровым» и ее дочерних предприятиях работает 9000 сотрудников.
Аптека «Быть здоровым» является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово - хозяйственной деятельности. Аптека «Быть здоровым» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Аптека «Быть здоровым» действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам муниципального образования. Предприятие несет ответственность за результаты своей производственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, банками и другими юридическими и физическими лицами. Предприятие осуществляет деятельность в целях оказания доступной лекарственной помощи населению в условиях государственного регулирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения.
Предприятие осуществляет следующие виды фармацевтической деятельности:
1) закупка, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и других), минеральных вод (натуральных и искусственных), лечебного, детского, диетического питания, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др., косметическую и парфюмерную продукцию, средств измерения;
2) реализацию населению
лекарственных средств (в том
числе гомеопатических) по
3) изготовление лекарственных
средств по рецептам врачей
и требованиям учреждений
4) предоставление населению
необходимой информации по
5) предоставление медицинским
работникам учреждений
6) оказание первой медицинской помощи;
7) оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения и др.
Структура Аптеки «Быть здоровым» - линейно-функциональная. Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п. Природа функциональных связей - совещательная, и по средствам этих связей реализуется информационное обеспечение координации.
Стратегическое управление
основывается на положениях о том, что
организации создаются для
· наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги);
· соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности;
· сложность внутренней среды организации (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер взаимоконтактов и др.);
· многокритериальность задач управления;
· большая динамичность
протекающих в системе
· невозможность формализации многих задач управления организациями;
· обязательность развития и изменчивость критериев развития;
· необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения, форм контроля за их соблюдением и т.д.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
1) планирование стратегии;
2) организация выполнения стратегических планов;
3) координация действий по реализации стратегических задач;
4) мотивация на достижение стратегических результатов;
5) контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование. Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов - условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенными будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.[3]
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров
по формированию и реализации генеральной
стратегии заключается в
Мотивация как функция
стратегического управления связана
с разработкой системы
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.[1]
Система реализации функций включает комплекс взаимосвязанных процессов:
§ анализ среды (внешней и внутренней);
§ определение миссии и целей;
§ выбор стратегии;
§ реализация стратегии;
§ контроль и оценка выполнения стратегии.
Хoзяйcтвeнныe цeли фopмyлиpyютcя и ycтaнaвливaютcя в paмкax миccии и в ee paзвитиe. Пpи этoм yчитывaютcя цeннocти и цeли, нa кoтopыe opиeнтиpyeтcя выcшee pyкoвoдcтвo. Выcшee pyкoвoдcтвo длитeльнoe вpeмя coxpaняeт вepнocть oпpeдeлeнным цeннocтям, кoтopaя пpoявляeтcя в выбope типa yпpaвлeния, a тaкжe в цeляx opгaнизaции.
Вaжнo пoдчepкнyть, чтo цeли бyдyт знaчитeльнoй, зaдaющeй чacтью пpoцecca cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния лишь в тoм cлyчae, ecли oни пpaвильнo cфopмyлиpoвaны, эффeктивнo пpeдcтaвлeны, a pyкoвoдcтвo инфopмиpyeт o ниx и cтимyлиpyeт иx ocyщecтвлeниe вo вceй opгaнизaции.
Цeли, в oтличиe oт миccии, выpaжaют oтдeльныe кoнкpeтныe нaпpaвлeния дeятeльнocти opгaнизaции.
Вaжнocть oпpeдeлeния цeлeй cвязaнa c тeм, чтo oни:
· являютcя фyндaмeнтoм для пpoцecca мeнeджмeнтa в цeлoм;
· лeжaт в ocнoвe пpинятия любoгo yпpaвлeнчecкoгo peшeния;
· являютcя иcxoднoй тoчкoй плaниpoвaния;
· лeжaт в ocнoвe пocтpoeния opгaнизaциoнныx oтнoшeний;
· oпpeдeляют cиcтeмy мoтивaции, иcпoльзyeмyю в opгaнизaции;
· цeли являютcя тoчкoй oтcчeтa в пpoцecce кoнтpoля и oцeнки peзyльтaтoв тpyдa oтдeльныx paбoтникoв, пoдpaздeлeний и opгaнизaции в цeлoм;
· cлyжaт pyкoвoдcтвoм для фopмиpoвaния кoнкpeтныx плaнoвыx пoкaзaтeлeй;
· oпpeдeляют cпocoбы пoвышeния эффeктивнocти opгaнизaции.