Разработка стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического управления, изучение принципов эффективного руководства в хозяйственных организациях и разработка собственной стратегии развития предприятия в современных условиях хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_strategia.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

Инженерно-экономический институт

Кафедра стратегического  менеджмента

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Стратегический  менеджмент»

на тему:

Разработка стратегии  предприятия

 

 

Выполнила:

Студент __________ А.А.Халикова

гр. з5075/22

№ зачетной книжки 10073753з                                          

Дата сдачи: «26» марта 2013 г.

 

Преподаватель:

  __________А.Н. Бурмистров

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

Содержание

 

Введение

В системе рыночных отношений  устойчивое функционирование аптечных организаций в первую очередь зависит от состава и структуры товарных запасов и от методики управления их движением, а также от торгового ассортимента, предлагаемого к продаже населению в розничной торговле, который должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории и выступать ключевым фактором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Эффективное построение системы управленческого учета и анализа движения товаров в торговой деятельности аптечного учреждения позволяет завоевать устойчивые конкурентные позиции.

Медикаменты и медицинские  услуги которые нам предоставляют  аптеки несомненно важны для каждого  потребителя.

Зачастую именно от их качества зависят наши жизни. Это  обосновывает актуальность выбранной  темы. Именно эти обстоятельства предопределили выбор темы и основные направления исследования.

Цель написания работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического  управления, изучение принципов эффективного руководства в хозяйственных  организациях и разработка собственной стратегии развития предприятия в современных условиях хозяйствования.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие  задачи:

· Определена сущность стратегического  управления и приведены основные понятия.

· Приведен порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.

· Проведен анализ факторного воздействия внешнего окружения  на организацию.

· Сделан анализ внутренней среды организации.

· Проведена разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного  направления развития.

· Составлен план работ  и организовано его выполнение.

Объектом исследования является ОАО «Аптечная сеть «Быть здоровым».

Предметом исследования является процесс  подготовки и реализации генеральной  программы, направленной на достижение цели в любой области деятельности.

Краткая характеристика предприятия

Аптечная сеть «Быть здоровым» на данный момент является одной из наиболее динамично развивающихся российских компаний, специализирующейся на розничной продаже фармацевтической продукции, средств по уходу и предметов личной гигиены. В состав компании входит также производственное предприятие Верофарм - ведущий российский производитель лекарственных средств, занимающий первое место по производству пластырей и онкологических препаратов. По данным маркетинговых исследований компания является лидером по узнаваемости бренда среди московских ритейлеров и входит в Топ - 40 (23 место) крупнейших российских ритейлеров.

Компания выбрала модель ведения бизнеса по западному  образцу фарммаркетов (основная продукция в аптеках - БАД, витамины, сопутствующие товары), что не совсем соответствует российской культуре потребления лекарств, однако может служить основным фактором выбора аптечной сети при слиянии с иностранным фармритейлером.

Общая прибыль сети от розничной торговли за 2011 финансовый год составила $385 млн (консолидированный объем продаж - $525 млн). По состоянию на апрель 2011 г. компания включала в себя 854 действующие аптеки в 26 регионах и 80 городах по всей России. В 2011 г. компания приобрела свою первую медицинскую клинику - European Medical Group - и планирует дальнейшее продвижение в данном секторе в ближайшем будущем.

ОАО «Аптеки «Быть здоровым» является членом и одним из основателей Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС). Аптечная сеть «Быть здоровым» также является членом международных объединений участников розничного рынка - NRF и NACDS.

В Аптечной сети «Быть здоровым» и ее дочерних предприятиях работает 9000 сотрудников.

Характеристика исходной ситуации

Аптека «Быть здоровым» является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово - хозяйственной деятельности. Аптека «Быть здоровым» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Аптека «Быть здоровым» действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам муниципального образования. Предприятие несет ответственность за результаты своей производственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, банками и другими юридическими и физическими лицами. Предприятие осуществляет деятельность в целях оказания доступной лекарственной помощи населению в условиях государственного регулирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения.

Предприятие осуществляет следующие виды фармацевтической деятельности:

1) закупка, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и других), минеральных вод (натуральных и искусственных), лечебного, детского, диетического питания, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др., косметическую и парфюмерную продукцию, средств измерения;

2) реализацию населению  лекарственных средств (в том  числе гомеопатических) по рецептам  и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям и заявкам;

3) изготовление лекарственных  средств по рецептам врачей  и требованиям учреждений здравоохранения,  изготовление внутриаптечной заготовки  в соответствии с утвержденными  прописями, фасовку лекарственных  средств и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

4) предоставление населению  необходимой информации по надлежащему  использованию и хранению лекарственных  препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи  в целях обеспечения ответственного самолечения;

5) предоставление медицинским  работникам учреждений здравоохранения,  просвещения, социального обеспечения  и др. необходимой информации  об имеющихся в аптеке лекарственных  препаратах, а также о новых  лекарственных препаратах;

6) оказание первой  медицинской помощи;

7) оказание консультативной  помощи в целях обеспечения  ответственного самолечения и  др.

Структура Аптеки «Быть здоровым» - линейно-функциональная. Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, то есть эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п. Природа функциональных связей - совещательная, и по средствам этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Стратегические намерения

Стратегическое управление основывается на положениях о том, что  организации создаются для определенной цели (целей) и являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей. К таким особенностям можно отнести:

· наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага (услуги);

· соизмерение затрат на производство и использование товара (услуги) с результатами деятельности;

· сложность внутренней среды организации (большое число  элементов, наличие взаимосвязей между  ними, вероятностный характер взаимоконтактов  и др.);

· многокритериальность задач управления;

· большая динамичность протекающих в системе процессов;

· невозможность формализации многих задач управления организациями;

· обязательность развития и изменчивость критериев развития;

· необходимость управления организацией, для чего создается  специальный орган управления, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения, форм контроля за их соблюдением и т.д.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих  пяти функциях:

1) планирование стратегии;

2) организация выполнения  стратегических планов;

3) координация действий  по реализации стратегических  задач;

4) мотивация на достижение  стратегических результатов;

5) контроль за процессом  выполнения стратегии.

Планирование стратегии  предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование. Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов - условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенными будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета. Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.[3]

Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.

Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной  стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных  уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

Мотивация как функция  стратегического управления связана  с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.

Контроль состоит в  непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.[1]

Система реализации функций  включает комплекс взаимосвязанных процессов:

§ анализ среды (внешней  и внутренней);

§ определение миссии и целей;

§ выбор стратегии;

§ реализация стратегии;

§ контроль и оценка выполнения стратегии.

Миссия предприятия

Еcли миccия opгaнизaции  зaдaeт oбщиe opиeнтиpы, нaпpaвлeния фyнкциoниpoвaния opгaнизaции, выpaжaющиe cмыcл ee cyщecтвoвaния, тo кoнкpeтныe кoнeчныe cocтoяния, к кoтopым cтpeмитcя opгaнизaция, фикcиpyютcя в видe ee цeлeй, тo ecть, гoвopя инaчe, цeли - этo кoнкpeтнoe cocтoяниe oтдeльныx xapaктepиcтик opгaнизaции, дocтижeниe кoтopыx являeтcя для нee жeлaтeльным и нa дocтижeниe кoтopыx нaпpaвлeнa ee дeятeльнocть.

Хoзяйcтвeнныe цeли фopмyлиpyютcя  и ycтaнaвливaютcя в paмкax миccии и в ee paзвитиe. Пpи этoм yчитывaютcя цeннocти и цeли, нa кoтopыe opиeнтиpyeтcя выcшee pyкoвoдcтвo. Выcшee pyкoвoдcтвo длитeльнoe вpeмя coxpaняeт вepнocть oпpeдeлeнным цeннocтям, кoтopaя пpoявляeтcя в выбope типa yпpaвлeния, a тaкжe в цeляx opгaнизaции.

Вaжнo пoдчepкнyть, чтo цeли бyдyт знaчитeльнoй, зaдaющeй чacтью пpoцecca cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния лишь в тoм cлyчae, ecли oни пpaвильнo cфopмyлиpoвaны, эффeктивнo пpeдcтaвлeны, a pyкoвoдcтвo инфopмиpyeт o ниx и cтимyлиpyeт иx ocyщecтвлeниe вo вceй opгaнизaции.

Цeли, в oтличиe oт миccии, выpaжaют oтдeльныe кoнкpeтныe нaпpaвлeния  дeятeльнocти opгaнизaции.

Вaжнocть oпpeдeлeния цeлeй cвязaнa c тeм, чтo oни:

· являютcя фyндaмeнтoм  для пpoцecca мeнeджмeнтa в цeлoм;

· лeжaт в ocнoвe пpинятия любoгo yпpaвлeнчecкoгo peшeния;

· являютcя иcxoднoй тoчкoй  плaниpoвaния;

· лeжaт в ocнoвe пocтpoeния opгaнизaциoнныx oтнoшeний;

· oпpeдeляют cиcтeмy мoтивaции, иcпoльзyeмyю в opгaнизaции;

· цeли являютcя тoчкoй oтcчeтa в пpoцecce кoнтpoля и oцeнки peзyльтaтoв  тpyдa oтдeльныx paбoтникoв, пoдpaздeлeний  и opгaнизaции в цeлoм;

· cлyжaт pyкoвoдcтвoм для  фopмиpoвaния кoнкpeтныx плaнoвыx пoкaзaтeлeй;

· oпpeдeляют cпocoбы пoвышeния эффeктивнocти opгaнизaции.

Информация о работе Разработка стратегии предприятия