Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 04:53, курсовая работа
Разработка стратегии предприятия позволяет его руководству оперативно реагировать на изменения внешней среды хозяйствования, принимая при этом решения, направленные не просто решение оперативных проблем, а на достижение главной цели.
Стратегическое планирование позволяет предприятию не просто выжить на рынке, а добиться существенных конкурентных преимуществ, поэтому разработка стратегии развития организации – актуальная задача для любого руководителя.
Целью данной курсовой работы является разработка стратегии развития ОАО «Дакгомз».
ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………...3
1 Общая характеристика организации …………………………...5
2 Анализ внутренней среды организации………………………...6
2.1 Организационная и производственная структура предприятия……….6
2.2 Производственная мощность и производственная программа предприятия………………………………………………………………………….7
2.3 Финансовые результаты деятельности организации………..………...10
3 Анализ внешней среды предприятия …………………………13
3.1 Емкость рынка…………………………………………………………...13
3.2 Анализ конкурентов……………………………………………………..15
3.3 Анализ потребителей……………………………………………………17
3.4 Анализ поставщиков…………………………………………………….19
4 SWOT-анализ……………………………………………………21
5 Определение стратегической позиции компании…………….24
6 Разработка стратегии организации……………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..........32
В 2010 году была введена в эксплуатацию упаковочная машина для сшивания, наполнения и герметичной упаковки полиэтиленовых пакетов, что позволяет вести розлив с практически полным отсутствием вытечки. Кроме того, был установлен новый парогенератор взамен старого, изношенного. Для качественного исследования продукции в лабораторию предприятия приобретены центрифуга и сушильный аппарат.
Удовлетворительные результаты производства молочной продукции предприятия достигнуты благодаря:
поэтапному приобретению нового оборудования и модернизации имеющегося оборудования;
применение современных технологий, обеспечивающих рост производства при снижении себестоимости и продукции и улучшении ее качества;
работе по увеличению продаж;
расширению штата сотрудников за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.
Для успешного продвижения продукции в современной торговле необходимо наличие товарного бренда, который позволит покупателю лучше узнавать продукцию и формировать определенную категорию покупателей. Компания успешно продвигает серию молочных продуктов» с торговым брендом «Родимая Сторонка», йогурты и крема творожные с брендом «Витамагия». Такие инновационные разработки, как способ получения соевого белкового продукта, выпуск коктейля «Доктор Сойер» зарегистрированы, как патенты на изобретения.
2.3 Финансовые результаты деятельности организации
Для оценки работы предприятия рассмотрим динамику основных показателей прибыли. Так как именно прибыль, выявленная за отчетный период на основании бухгалтерского учета, выражает конечный финансовый результат деятельности организации.
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли составим таблицу 3, в которой используем данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008, 2009 и 2010 года.
Из данных таблицы 3 видно, что выручка от продажи продукции за период с 2008 по 2010 год постепенно возрастала. Опережение прироста себестоимости прироста выручки свидетельствует об увеличении ее доли в выручке и соответственно об уменьшении валовой прибыли.
Возрастающими темпами увеличивались также коммерческие и управленческие расходы, в связи с чем прибыль от продаж в 2010 году снизилась на 47%. Изменение уровня коммерческих расходов, в первую очередь, обусловлено расходами на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Таблица 3 – Динамика показателей прибыли ОАО «Дакгомз»
Показатель | Значение показателя, тыс. руб. | Прирост за 2009 год, % | Прирост за 2010 год,% | ||
2008 | 2009 | 2010 | |||
Выручка (нетто) от продажи работ | 687 292 | 766 128 | 943 889 | +11 | +23 |
Себестоимость проданных товаров | 481 718 | 501 426 | 742 673 | +4 | +48 |
Валовая прибыль | 205 574 | 264 702 | 201 216 | +29 | -24 |
Коммерческие расходы | 39 996 | 44 672 | 50 215 | +12 | +12 |
Управленческие расходы | 55 588 | 57 771 | 64 629 | +4 | +12 |
Прибыль (убыток) от продаж | 109 990 | 162 259 | 86 372 | +47 | -47 |
Проценты к получению | 451 | 222 | 30 | -51 | -86 |
Проценты к уплате | 19 149 | 27 764 | 24 349 | +45 | -12 |
Прочие доходы | 82 293 | 10 321 | 13 987 | -87 | +35 |
Прочие расходы | 120 492 | 77 306 | 37 137 | -36 | -52 |
Прибыль до налогообложения | 53 093 | 67 732 | 38 903 | +28 | -43 |
Текущий налог на прибыль | 20 450 | 14 873 | 8 437 | -27 | -43 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 31 208 | 54 639 | 30 492 | +75 | -44 |
За весь анализируемый период расходы от прочих видов деятельности превышали доходы, что оказало негативное влияние на прибыль до налогообложения.
Результатом вышеперечисленных тенденций явилось снижение чистой прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 44,2%, при этом годом раннее этот показатель увеличился на 75%. Отрицательная динамика финансовых результатов вызвана ростом себестоимости, управленческих и коммерческих расходов, а также отрицательным сальдо прочих доходов и расходов.
Проверим, соблюдается ли «золотое» правило экономики, которое выражается в соблюдении неравенства (1):
Тр акт < Тр выр < Тр приб,
где Тр акт - темп роста активов;
Тр выр - темп роста выручки;
Тр приб - темп роста прибыли.
Для расчета понадобятся данные о выручке и прибыли, представленные в таблице 3, а также данные по стоимости активов в отчетном и базисном годах. В 2010 году стоимость активов предприятия согласно балансу составила 504025 тысяч рублей, 2009 – 586620 тысяч. Рассчитаем темп роста активов:
Тр акт = 504025/586620 = 0,86
Далее рассчитаем темп роста выручки и прибыли:
Тр выр = 943889/766128 = 1,23
Тр приб = 86372/162259 = 0,53
Темп роста активов составил 86%, то есть стоимость активов упала на 14%. Выручка возросла на 23%. Однако, прибыль от продаж сократилась на 47%, следовательно, рост выручки объясняется ростом себестоимости оказываемых услуг, а не прибылью, что является негативной тенденцией.
Темп роста прибыли меньше темпа роста активов, следовательно «золотое» правило экономики не соблюдается, компания работает неэффективно.
Таким образом, анализируемое предприятие постепенно развивается, наращивает объем производства. Однако, за ростом выручки не следует увеличения прибыли. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – чистая прибыль – в отчетном году снизился на 44,2%, так как существенно возросла себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.
2
3 Анализ внешней среды предприятия
3.1 Емкость рынка
По данным коллегии министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края ежедневное производство молока по краю составляет 97,2 тонн, что на 1,7 тонн больше прошлого года. Молокоперерабатывающими предприятиями края производится более 120 наименований молочной, молочно-соевой продукции, мороженого.
Основным продуктом на рынке Хабаровского края является молоко, доля продаж которого составляет около 70%. На долю кефира приходится около 15%, остальная часть – прочие кисломолочные продукты.
По данным крупных исследователей (ACNielsen) рынок молочной продукции растет на 10-15% в год. В настоящее время среднедушевое потребление молочной продукции в крае составляет около 60 литров в год. Основной особенностью рынка является его локальность, так как короткие сроки хранения продукции не позволяют продавать ее в отдаленных регионах, поэтому в каждом регионе существуют локальные бренды.
Основную долю на рынке молочной продукции занимает производство и продажа молока. Являясь социально значимым продуктом, молоко также является самым потребляемым в своем сегменте. Доминирующим видом молока является коровье молоко, доля которого в структуре мирового производства в 2010 году составила 83%.
С точки зрения ассортимента Хабаровский край практически не уступает другим регионам страны, так как представлены все виды молочной продукции как традиционной, так и производимой по инновационным технологиям, что в немалой части обеспечено местными производителями молока: молочная продукция представлена свыше 150 наименованиями молока, кефира, йогуртов и других молочных продуктов. В таблице 4 представлена структура потребления видов молочных продуктов.
Таблица 4 – Структура потребления молочных продуктов в Хабаровском крае
Вид молочной продукции | Доля потребления, процентов |
Молоко | 31,1 |
Сметана | 19,0 |
Кефир | 16,7 |
Творог | 14,9 |
Йогурт | 6,5 |
Простокваша | 4,9 |
Ряженка | 4,0 |
Кисломолочные напитки | 0,5 |
Другие | 0,6 |
Не употребляют молочных напитков | 1,8 |
Таким образом, наибольшей популярностью среди потребителей Хабаровского края пользуются молоко, сметана, кефир, творог. Молоко пользуется популярностью практически у всех категорий населения, его покупают представители все возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня доходов.
Сметана пользуется повышенной популярностью преимущественно у мужской части населения, а также у молодежи в возрасте от 18 до 29 лет[1].
Самым популярным кисломолочным напитком является кефир, предпочтение которому отдают все возрастные группы респондентов. Больше прочих потребляет его молодежь, что вызвано активной рекламной капманией ряда производителей.
Йогурт наибольшей популярностью пользуется у женщин и молодежи, на которую приходится 66,7% потребителей. Среди респондентов старше 50 лет практически не нашлось тех, кто заявил о регулярном употреблении йогурта в пищу.
Традиционные для России молочные продукты – ряженка и простокваша – пользуются популярностью в основном среди жителей небольших городов и сельских жителей.
2
3.2 Анализ конкурентов
Конкурентами ОАО «Дакгомз» являются следующие предприятия Хабаровского края, работающие на рынке молочной продукции:
ЗАО "Переяславский молочный завод"
ООО "Вяземский молочный комбинат"
ОАО "Бифидум"
ОАО "Комбинат детского питания "Молочный край"
ООО «Молочный цех»
СПК "Исинга ДВ"
ООО Промкомплекс «Амур»
ООО "Восточное"
ООО "Сергеевское".
На рынке существует также большое количество производителей с других регионов, главной особенностью которых является сильная позиция в одном-двух видах продукции. К ним относятся предприятия, занимающие лидирующие позиции в масштабах страны: компания «Вим-Биль-Дан», компания «Милко» г. Красноярск, компания «Кампина», Московский завод плавленых сыров «Карат», «Останкинский молочный комбинат» и другие. Преимуществами данных конкурентов являются развитая дилерская сеть, бренд, поддерживаемый СМИ, яркая красочная упаковка, новые виды продукции. Однако важными недостатками продукции иногородних производителей является высокая цена, которая не охватывает нижний ценовой сегмент, а также удаленность от рынка сбыта. Эти минусы позволяют местным производителям выйти на шаг вперед в предпочтениях населения.
Крупнейшими производителями молочной продукции в Хабаровском крае являются Переяславский молочный завод и Вяземский молочный комбинат. По данным Министерства Пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края их доля рынка по объемам производства составляет соответственно 55% и 11%. Доля компании «Дакгомз» составляет 22%.
Угрозами со стороны данных конкурентов является возможность ведения ценовой конкуренции, хорошее качество продукции, наличие собственной сырьевой базы, развитая маркетинговая и сбытовая политика.
Преимуществом компании «Дакгомз» по сравнению с конкурентами является полный ассортимент молочной продукции, который постоянно обновляется, разумная ценовая политика.
Для количественной оценки конкурентной позиции предприятия используем метод балльных оценок по различным показателям, результаты представим в таблице 5.
Таблица 5 – Оценка конкурентов ОАО «Дакгомз»
Показатели | Удельный вес, % | ОАО «Дакгомз» | Конкуренты | ||||
ЗАО «ПМЗ» | ООО «ВМК» | ||||||
балл | оценка | балл | оценка | балл | оценка | ||
1. Уровень цен | 15,0 | 80,0 | 12,0 | 90,0 | 13,5 | 70,0 | 10,5 |
2. Разнообразие ассортимента | 15,0 | 100,0 | 15,0 | 60,0 | 9,0 | 70,0 | 10,5 |
3. Качество | 30,0 | 95,0 | 28,5 | 80,0 | 24,0 | 80,0 | 24,0 |
4. Система сбыта | 10,0 | 90,0 | 9,0 | 80,0 | 8,0 | 70,0 | 7,0 |
5. Маркетинг | 10,0 | 80,0 | 8,0 | 70,0 | 7,0 | 60,0 | 6,0 |
6. Имидж фирмы | 10,0 | 90,0 | 9,0 | 90,0 | 9,0 | 80,0 | 8,0 |
7. Мощность и современность производственной базы | 10,0 | 90,0 | 9,0 | 80,0 | 8,0 | 70,0 | 7,0 |
Итого | 100,0 |
| 90,5 |
| 78,5 |
| 73,0 |