Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- проанализировать деятельность выбранного предприятия — ООО «Стройконтракт»;
- изучить технико-экономические показатели его деятельности;
- дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;
- разработать стратегию развития предприятия с использованием различных методов.

Содержание

Введение.................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы стратегического управления
1.1Сущность стратегического управления и его ключевые понятия..........................................................................................................5
1.2Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия.................................................................................................12
Глава 2.Анализ технико-экономических данных предприятия ООО <<Стройконтракт>>
2.1Анализ факторного воздействия внешнего окружения на предприятие ООО <<Стройконтракт>>.........................................................................18
2.2Анализ внутренней среды предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................24
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>
3.1Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития предприятия ООО <<Стройконтракт>>...................................................................................27
3.2Составление плана работ предприятия ООО <<Стройконтракт>> и организация его выполнения....................................................................30
Заключение..............................................................................................33
Список использованной литературы.....................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

теория.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Определение миссии и целей фирмы придает уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы.

Интересы и отношение высшего руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска. И это отношение может быть решающим в выборе стратегии развития. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также могут очень сильно влиять на выбор стратегии.

Финансовые ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от

всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий.

Степень зависимости от внешней среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п.

Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и временную продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в любые календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль.

Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии.

1.2 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия

Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы): 
- анализ инвестиционной привлекательности отрасли; 
- pазработка сценарного прогноза развития отрасли; 
- прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; анализ конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса);

- финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа

будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии. 
Алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли включает в себя два этапа: оценку уровня интенсивности конкуренции и оценку стадии ее развития. Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с этой моделью, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы (движущие силы конкуренции), как угроза входа в отрасль новых производителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя со стороны покупателей, давление на производителя со стороны поставщиков сырья и материалов, угроза со стороны продуктов-заменителей, макросреда и государственная политика. Оценка влияния каждой движущей силы (фактора) на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы. Следующий этап анализа инвестиционной привлекательности отрасли - определение стадии ее развития. К числу основных критериев при этом относятся показатели, характеризующие темпы роста, потенциал отрасли и эволюцию продуктов и технологии. И наконец, на базе сопоставления результатов, полученных на первом и втором этапах анализа, оценивается уровень инвестиционной привлекательности отрасли.

Инвестиционная привлекательность отрасли - это первая контрольная точка для стратега. На следующем этапе оценивается конкурентная позиция компании в анализируемой отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий SWOT-анализа. Не вдаваясь в детали, отметим, что результатом проведения SWOT-анализа является развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды, представленная в следующем формате: 
 
- <возможности - сильные стороны> (определение ориентиров стратегического развития);

<возможности - слабые стороны> (определение ориентиров внутренних преобразований); 
- <угрозы - слабые стороны> (выделение существенных ограничений стратегического развития); 
- <угрозы - сильные стороны> (выделение потенциальных стратегических преимуществ). 
 
SWOT-анализ позволяет сформулировать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие. Для оценки конкурентной позиции компании также используется методический инструментарий под названием <бенчмаркинг>. Под этим термином подразумевается сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) анализируемого предприятия с его основными конкурентами. Как правило, сравнительный анализ проводится по следующим параметрам: 
- рыночная доля; 
- качество продукции; 
- цена продукции; 
- технология производства; 
- себестоимость выпускаемой продукции; 
- рентабельность выпускаемой продукции; 
- уровень производительности труда; 
- объем продаж; 
- каналы сбыта продукции; 
- близость к источникам сырья; 
- качество менеджерской команды; 
- новые продукты; 
- соотношение внутренних и мировых цен; 
- репутация фирмы.

Важным этапом комплекса работ по разработке стратегии развития компании является оценка стратегических альтернатив ее развития. Крайне важно, хотя бы укрупненно оценить последствия, в том числе финансовые, наиболее вероятных направлений своего развития. 
Обычно финансовая оценка стратегических альтернатив проводится на основе специально разработанной компьютерной модели, построенной с учетом специфики бизнеса компании, сложившихся тенденций развития отрасли, существующих угроз, возможностей и ограничений. 
Финансовая модель позволяет проводить многовариантные расчеты различных сценариев корпоративного развития компании и реализации отдельных проектов, оценивать их финансовую эффективность, экономическую целесообразность, объемы дополнительных финансовых ресурсов, а также анализировать влияние различных параметров внешней и внутренней среды на финансовую устойчивость компании и результаты ее деятельности. 
Стержнем системы стратегического планирования является комплекс работ по разработке стратегии развития компании с использованием большой гаммы формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение как образа будущего компании (<как хочется>), так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. Образ будущего должен быть реалистичным. 
При его проектировании необходимо учитывать тенденции развития отрасли, изменения конъюнктуры спроса и предложения, сильные и слабые стороны компании, имеющиеся возможности и угрозы и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду. 
Следующим этапом комплекса работ по разработке стратегии развития компании является этап стратегического целеполагания. На этом этапе происходит качественная конкретизация образа будущего и формируется перечень долгосрочных ориентиров (5-10 лет) развития предприятия, которые могут включать в себя следующие направления: 
- целевые долгосрочные ориентиры по снижению издержек производства и обращения; 
- увеличение (удержание) доли на внутреннем и внешнем рынках; 
- рост капитализации компании (рыночной стоимости акций); 
- повышение уровня инвестиционной привлекательности компании; 
- снижение давления поставщиков сырья и материалов (в случае если итоги анализа свидетельствуют о серьезных угрозах, исходящих от поставщиков сырья, материалов и комплектующих);

- стратегические ориентиры организационного развития (например, выделение стратегических бизнес-единиц, переход с линейной на дивизиональную оргструктуру управления и т. д.). 
Помимо перечисленных, стратегические ориентиры устанавливаются в отношении социальной ответственности компании (особенно в случае ее градообразующего характера), индивидуальных целей и ожиданий крупных акционеров и др. Как правило, стратегические ориентиры (цели) носят комплексный характер, и их реализация возможна лишь на основе целевых комплексных программ.  
Разработка стратегии - это длительный и трудоемкий процесс. Но сама по себе стратегия - это только верхушка айсберга. Очень много времени отводится непосредственно на комплекс работ, связанных с внедрением стратегии. Сегодня объективно назрела необходимость в расширении горизонта планирования, в увязке кратко-, средне- и долгосрочных целей развития, в создании своего рода <мостика> между перспективными целями развития предприятия и текущим планированием на год. На среднесрочном уровне планирования (3-5 лет) качественные долгосрочные стратегические ориентиры трансформируются в укрупненные финансовые (индикативные), а на оперативном (годовом) уровне - в детализированные показатели развития. Наиболее часто для этих целей используется технология, имеющая на Западе название Balanced Score Cards.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ технико-экономических данных предприятия ООО <<Стройконтракт>>

2.1. Анализ факторного воздействия  внешнего окружения на предприятие  ООО <<Стройконтракт>>

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу как для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии развития, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Макроокружение создает  общие условия нахождения организации  во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

Деятельность любого предприятия направлена на улучшение  своего финансового состояния, на его  развитие. Поэтому существует необходимость  держать под контролем изменения  во внешней среде фирмы и оперативно реагировать на эти изменения. Любое действие предприятия возможно только в том случае, если внешняя среда допускает его осуществление. Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде организации, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. Большинство угроз и одновременно возможностей для организации находится во внешней среде. Являясь открытой системой, организация реализует и свою миссию, и стратегию во внешнем окружении, стремясь быть для него максимально полезной, чтобы осуществить свои планы в долгосрочной перспективе.

Анализ внешней среды:                          

                                                                                                                    Таблица 1

Факторы внешней среды

Сигналы о возможных  изменениях состояния среды

 

Стабильность спроса

Стабилизация спроса и прибылей

от продажи товаров фирмы

 

1. Параметры спроса

Величина спроса

Рост спроса как на старые, так и на новые товары фирмы

Выпуск нужной рынку  продукции

 

Агрегированные

Детализированные

Сигналы о расширении возможностей организации

Сигналы о нарастании угроз

 

Требования покупателей

к качеству товаров

 

Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества

 

Эластичность спроса

Снижение эластичности спроса на товары фирмы

 
 

Экономический потенциал  покупателей

 

Снижение покупательной  способности

населения вследствие экономического кризиса и инфляции

 

Личностные

характеристики

целевой аудитории

Товары предприятия  удовлетворяют не только личностные, но и профессиональные потребности  целевой аудитории

 

2. Параметры факторов  производства

Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов

Рост предложения сырьевых и материальных ресурсов

Снижение цен на сырье  и материалы

 
 

Конъюнктура рынков трудовых ресурсов

Мощный трудовой потенциал  предприятия

Снижение уровня занятости, избыточное предложение на рынках труда

Рост уровня оплаты труда

в связи с инфляцией

 

Конъюнктура рынков финансовых ресурсов

 

Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков

 

Конъюнктура рынков средств  производства

Рост предложения средств  производства

Снижение цен на средства производства

Законченный цикл производства

Современная производственная база

 

3. Параметры конкурентной  среды

Угроза со стороны  товаров-заменителей

Покупатели трудно переходят  на товар-заменитель из-за связанных  с этим дополнительных затрат

 
 

Угроза появления новых конкурентов

 

Фирмы, функционирующие  на рынке, проявляют лояльность к  новым конкурентам

 

Экономические

возможности и

торговые способности  поставщиков

Поставщики — субъекты рынка монополистической конкуренции

Экономический потенциал  поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя

 

Экономические

возможности и

торговые способности  покупателей

Основная масса покупателей  — субъекты рынка совершенной  конкуренции

 

4. Деятель-

ность государ

ственных властных

структур

Налоговая политика

Снижение налоговых  ставок

 
 

Кредитно-денежная политика государства

 

Повышение учётной ставки ЦБ РФ

Неблагоприятное изменение  валютного курса рубля

Жесткая политика финансовой стабилизации в связи с кризисом

 

Политика цен и доходов

Введены свободные цены на товары и услуги

Введено налогообложение, стимулирующее рост дохода в зависимости  от динамики цен

 

5. Случайные явления

Форс-мажорные

обстоятельства

Фирма расположена в  регионе, где стихийные бедствия маловероятны

 

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия