Религиозно-этические основы иудаизма в отношении к бизнесу и предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 03:46, реферат

Краткое описание

Потребность мусульманского мира в развитии национальных банков и необходимость соблюдения при этом положений шариата предрешили создание исламских банков. Основные факторы, повлиявшие на развитие исламского банкинга, – это рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока, принятие нового финансового направления западными странами, поддержка его на законодательном уровне. Как результат, использование этих механизмов традиционными банками и их клиентами – представителями других конфессий.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Религиозно-этические основы иудаизма в отношении к бизнесу и предпринимательству.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

 «Религиозно-этические основы иудаизма в отношении к бизнесу и предпринимательству»

 

 

Москва – 2012

 

Введение

 

Потребность мусульманского мира в развитии национальных банков и необходимость соблюдения при этом положений шариата предрешили создание исламских банков. Основные факторы, повлиявшие на развитие исламского банкинга, – это рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока, принятие нового финансового направления западными странами, поддержка его на законодательном уровне. Как результат, использование этих механизмов традиционными банками и их клиентами – представителями других конфессий.

 

Причины возникновения и структура исламских финансов

 

В XXI в. активность исламских банков резко возросла, к концу 2008 г. их количество увеличилось до 450 (хотя еще в 1963 г. был только один исламский банк, в 1985 г. их насчитывалось 27).

Существуют две основные причины, благодаря которым исламским банкам удалось минимизировать потери от финансового кризиса. Во-первых, банки не могут занимать друг у друга деньги под процент, процентные ставки попросту запрещены. Во-вторых, они не нагружают себя непрофильными высокорисковыми активами, такими как ипотечные обязательства, предпочитая более надежные, хотя, возможно, менее доходные активы.

В структуре исламских финансов отдельной группой выделяются банки как источники финансирования деятельности предприятий и населения исламских стран.

Появление более 40 лет назад первого исламского банка стало началом развития нового направления в финансовой сфере, основанного на принципах шариата. Сегодня исламский банкинг переживает бурное развитие, связанное с ростом глобализации и возрастающим интересом к механизмам его работы.

Совокупный объем активов исламских финансовых институтов в мире составляет от 0,7 до 1 трлн долл. Около 500 исламских финансовых институтов предлагают широкий спектр услуг – от простого розничного финансирования до сложноструктурированных продуктов.

Исламская финансовая индустрия по сравнению с традиционной отличается явно опережающим развитием. Особенно это заметно в банковском секторе тех стран, где государственной или ведущей религией является ислам.

За последнее десятилетие эта отрасль финансов развивается бурными темпами – 15–20% ежегодного прироста активов. По оценкам журнала The Banker, общая сумма активов исламских банков составляет почти 450 млрд долл. А рейтинговое агентство Standard & Poor’s утверждает, что исламский банковский рынок обладает 7-кратным потенциалом развития, и можно ожидать, что рост его активов к 2013 г. достигнет 1 трлн долл.

Принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в Европе и США. Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые исламские окна – отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата.

Исламский банкинг получил развитие и в России. В нашей стране сегодня проживает около 20 млн этнических мусульман. Проводятся ежегодные мероприятия по исламским финансам (Международная инвестиционная конференция, Казанский саммит, семинары и т.д.). Все предпосылки для создания исламских банков имеет Республика Татарстан, которая сотрудничает с институтами международной организации ОИК, а в 2007 г. подписала меморандум о взаимопонимании с Исламским банком развития.

Традиционные банки также находят ряд преимуществ в использовании продуктов исламских банков. Так, в конце августа 2006 г. российский банк «ГЛОБЭКС» привлек средства по контракту мурабаха в размере 20 млн долл. от одного из старейших в мире исламских банков – Дубай Исламик Бэнк.

 

Принципы и особенности исламского банкинга

 

Известно, что деятельность исламских банков опирается на основополагающие принципы и запреты:

• деньги не должны возникать из денег, т.е. приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота;

• доход инвесторов должен быть связан с инвестициями в торговлю и производство;

• отношения между участниками сделки должны строиться на основе партнерства;

• деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости.

Таким образом, методом мобилизации денежных ресурсов является долевое финансирование – привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. В основе денежного оборота лежат сделки, касающиеся только реально существующих товаров и услуг. Под запретом шариата:

• риба (любой ссудный процент) – процентные займы (кредиты), облигации, депозиты с фиксированной доходностью;

• гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий, т.е. риск) – производные финансовые инструменты (форварды, фьючерсы, свопы и др.), традиционное страхование;

• майсир (обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств) – азартные игры, сделки пари, традиционное страхование.

Основные факторы, повлиявшие на развитие исламского банкинга это рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств востока, принятие нового финансового направления западными странами, поддержка его на законодательном уровне.

Деятельность, основанная на законах шариата, обусловливает особенности исламского банкинга. В частности, прибыль банков и их вкладчиков формируется при предпринимательской деятельности за счет вложения средств в различные проекты, создающие реальные товары. Капитал работает исключительно в производственных целях. Чаще всего банк выступает либо в качестве партнера (договор мушарака), либо в качестве трастового фонда (договор мудараба). Обе стороны – и банк, и клиент – разделяют прибыли и убытки от проектов согласно договоренности и, соответственно, прилагают усилия для получения прибыли.

Высокорисковым проектам банки предпочитают менее рисковые, приносящие стабильный доход. Шариатский совет, функционирующий при исламском банке, контролирует соответствие сделок банка прин- ципам исламского финансирования.

Банки позволяют клиентам финансировать покуп- ку недвижимости или оборудования, строительные и сельскохозяйственные проекты, малый и средний биз- нес и прочее и делают это посредством купли-прода- жи, лизинга или долевого участия. Баланс исламского банка формируют сделки.

 

Основные продукты исламского банка

 

Можно выделить несколько продуктов исламского банка

• Мудараба (гирад) – участие в прибыли. Собственник капитала получает возможность вложить свой капитал, без участия в его управлении, в определенный проект, его обязательства ограничиваются вложенными средствами. Проектом управляет предприниматель. Собственник не может требовать фиксированной прибыли и гарантированной доходности на свой капитал. В случае получения прибыли она распределяется между ним и предпринимателем в определенной пропорции на основе заранее достигнутой договоренности. Убытки перекладываются на собственника капитала, если только они не возникли в результате халатности со стороны предпринимателя.

• Мушарака – участие в прибыли или убытке. Обе стороны сделки, предприниматель и инвестор, вкладывают ресурсы в активы, технический и управленческий опыт, рабочий капитал и т.д. и соглашаются в заранее согласованной пропорции разделять доходы, а также риски.

• Мурабаха – торговля с надбавкой или по цене выше себестоимости. Это один из наиболее распространенных инструментов краткосрочного финансирования покупки. В такой сделке покупатель (клиент) знает цену, за которую продавец приобретает предмет финансирования, и соглашается на уплату премии (надбавки) к первоначальной цене. Такая схема относится к операции покупки для финансирования актива или проекта, при которой затраты и маржа прибыли (надбавка) известны и согласованы всеми участвующими сторонами. На практике инвестор занимается покупкой актива, который нужен клиенту, с целью перепродажи этому же клиенту за более высокую цену, согласованную обеими сторонами. Расчеты могут происходить в виде разовой оплаты или последовательными платежами (погашения долга), что оговаривается в соглашении.

• Баи битхамах аджиль – продажа с отсрочкой уплаты. Схема, похожая на предыдущую: инвестор покупает актив для перепродажи клиенту по более высокой цене, согласованной обеими сторонами. Отличие заключается в использовании ее для долгосрочного финансирования, и от продавца не требуется раскрывать маржу прибыли, которую он включил в цену продажи клиенту.

• Баи аль-салам – авансовый выкуп. Платеж за покупку осуществляется денежными средствами на момент соглашения, но доставка купленного актива по контракту откладывается на заранее определенную дату. Разрешена параллельная сделка салам, в которой инвестор играет двойную роль. С одной стороны, он является продавцом в соглашении о закупке, с другой – становится клиентом, вступая в отдельное независимое соглашение, чтобы приобрести товары схожей спецификации. Здесь важно, чтобы контракты различались, как две отдельные сделки.

• Истисна – поручение о выкупе. Соглашение о выкупе, согласно которому рассчитывающаяся сторона занимается производством или строительством в соответствии со спецификацией, данной в соглашении. Этой схемой (она схожа с авансовой покупкой, главное отличие – в характере актива и методе платежа) обычно охватываются те вещи, которые изготавливаются по заказу, а авансовый платеж не является необходимым (в этом отличие от баи альсалама). Способ платежей гибкий, но соответствует условиям, согласованным сторонами контракта. Параллельные контракты также разрешаются. При этом инвестор играет двоякую роль: он является подрядчиком в соглашении истисна, но становится клиентом в отдельном и независимом соглашении о продаже.

 

Выводы

 

Одним из механизмов реализации дополнительного инвестиционного потенциала для региональной банковской системы, по нашему мнению, может стать создание синдикатов местных кредитных организаций, равных по инвестиционному потенциалу. Это позволит банкам, прежде всего, снизить риски и выполнить требования регулятора относительно их уровня. Исламские банки, несмотря на отличия от традиционных, могут участвовать в таких региональных синдикатах. Делать это им разрешает контракт мудараба.

Исламские банки могут стать одним из ведущих факторов развития реального сектора экономики и местного товарного рынка, в частности, через финансирование малого и мелкого предпринимательства мусульманских слоев населения. Их операционная деятельность, например в Татарстане, поможет решить проблему достаточности финансовых ресурсов, включая постоянное сопровождение и финансирование местных проектов инвестиционного характера, в том числе путем пополнения доходной части местного бюджета за счет притока налогов, взимаемых с исламских банков.

 

Используемая литература

 

1. Петров Г.Б. «Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации.» 2008. No 5.

2. Беккин Р.И. «Особенности функционирования исламских финансовых институтов: российский опыт» // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. 2006. Вып.

3. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М. «Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития.» М.: Ин-т экономики переходного периода, 2009.

4. Беккин И.Р. «Иранская модель модернизации // Мировая экономика и международные отношения.» 2008. No 7.

5. Беккин Р.И. «Розничные услуги в исламском банковском деле // Банковский ритейл.» 2007. No 4.

 


Информация о работе Религиозно-этические основы иудаизма в отношении к бизнесу и предпринимательству