Рефлексивный подход к исследованию систем управления. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления. Методы и инструментари

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:48, контрольная работа

Краткое описание

Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

1. Рефлексивный подход к исследованию систем управления
2. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления
3. Методы и инструментарий диагностики. Использование результатов диагностики
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по исследованию систем управления.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

Вышневолоцкий филиал

 

 

Факультет:  Экономики и организации предпринимательства

Специальность: 080507.65Менеджмент организации

Форма обучения: заочная

Срок обучения: 4 года

 

 

 

 

Дисциплина: Исследование систем управления

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Рефлексивный подход к исследованию систем управления. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления. Методы и инструментарий диагностики. Использование результатов диагностики

 

 

 

 

Выполнил студентка

3 курса /группа № 34/

Соколова Инна Юрьевна

 

Руководитель, консультант: Федорова Н.Н.

 

Работа принята на оценку _______________

(оценка)

 

 

«____»____________________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

 

Содержание:

 

 

  1. Рефлексивный подход к исследованию систем управления

 

  1. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления

 

  1. Методы и инструментарий диагностики. Использование результатов диагностики

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлексивный подход к исследованию систем управления

Исследование  систем управления - научное изучение профессиональными исследователями  или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.             В государственном образовательном стандарте для специальности "Менеджмент организации" записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении. Для понимания сущности рефлексивного подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием "рефлексивный".   Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.           Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.            Здесь также уместно напомнить о терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".         Рефлексология (от греч. logos понятие, учение) - одно из направлений в психологии, рассматривающее всю психическую деятельность как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.      Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безусловный рефлекс, в основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (например, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое всегда вызывает слюноотделение).         Близким по смыслу к приведенным словам является термин "рефлекторный" (если это, например, объект исследования), т.е. реагирующий на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам (объект имеет соответствующую реакцию на раздражитель).  Обычно СУ носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.    Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр).  Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.           Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом.          Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.            В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.  Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.            От ситуации и объема знаний исследователя зависит то, какой подход к исследованию доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает как правило тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее конструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности. При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления

Деловые игры получили широкое распространение  в последние годы. Это связано  с тем, что традиционные методы исследования и методы отбора персонала уже не так эффективны, и необходимо находить новые, современные методы. Таким современным методом является метод "деловая" игра.           Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков:             1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения различают:             - Обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных сотрудников;       - Деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;     - Проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень организационно-управленческой компетентности их участников;  - Исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда).           2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.     Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация деятельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами.      Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.      3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной.            Если игра допускает, лишь ограниченный, заранее заданный спектр возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени.    И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.   4. В зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные.    Для детерминированных характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения.    Вероятностные же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.  5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма.       В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого университета).   Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является не интерактивной.           6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра, с точки зрения функционального подхода.     Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат обработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции службы персонала по освобождению сотрудников - игра, имитирующая изучение возможностей использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.)  7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками.         Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра "Полет на Луну" или игры, использующие метод "Мозговая атака").

Закрытая  же игра запрещает такого рода контакты.      8. В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные.    Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров.          Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относиться подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.          9. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и заочные.           Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.   Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.         Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.        Другим назначением деловых игр является научное исследование. Если в основе игры лежит имитация производственных ситуаций, то при их адекватности реальным условиям метод становится удобным научным инструментом.          Прежде всего, с помощью деловых игровых имитаций можно осуществлять поисковые эксперименты, то есть исследовать производственные взаимосвязи путем варьирования соответствующих переменных имитационной модели в исследуемой области. Экспериментирование с производственными процессами возможно и на других имитационных моделях (например, при статическом моделировании на ПЭВМ), однако только в деловых играх исследуемыми элементами могут быть люди - работники производства. Участие людей в имитационных системах позволяет производить не только производственные эксперименты, но и социально-экономические и организационно-психологические.  Многие процессы в управлении производством носят качественный характер, а потому не отражаются в статистических данных.  Восполнить этот недостаток в какой-то мере могут деловые игры. Направлениями исследований могут стать, например, отношения руководителей и исполнителей, групп и производственных подразделений относительно стимулов, интересов и целей в системе управления.   С помощью игровых имитаций отрабатываются системы экономического и материального стимулирования на предприятиях. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в их "роли" студентов, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.

 

 

  1. Методы и инструментарий диагностики. Использование результатов диагностики

Диагностика системы управления - это основной фактор научного подхода к улучшению  управления. Нынешними приемами и  методами исследования в назначенной мере обязан владеть любой менеджер. А для этого необходимо осваивать данные методы. Высокое значение имеет и осознание специфики управления как предмета исследования, как особенного вида деятельности, который соединен с искусством воздействия на людей. В условиях динамичности нынешнего производства и социального устройства управление обязано постоянно развиваться. В наше время это невозможно обеспечить без исследования путей и вероятностей такого развития, без выбора альтернативных назначений. Исследование управления реализовывается в каждодневном занятии менеджеров и персонала в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, и т. д. Необходимость в диагностики систем управления продиктована довольно значительным кругом проблем, с которыми случается сталкиваться различным организациям. От верного решения таких проблем зависит успех работы данных организаций.          Виды диагностики СУ могут быть различными, в частности:    а) по широте охвата объекта - общая и специальная;     б) по времени - кратко-, средне- и долгосрочная;     в) по началу времени рассмотрения объекта - предварительная и основная.            Совместная диагностика распространяется на целую СУ. Она может проводиться как экспресс и полномасштабное диагностирование. Экспресс-диагностика является предварительной и осуществляется с целью установления важнейших проблем, «узловых» узких мест в системе и составления основных дальнейших назначений работ по улучшению. Нередко она проводится с притягиванием исследователей консультантов при инициативном участии и взаимодействии с руководителями высшего и среднего звена правления. Полномасштабная диагностика - это наиболее детальное, важнейшее диагностирование всей СУ, в процессе которого принимаются аргументированные решения по уточнению и назначениям разрешения проблем.          Специальную диагностику относят к одной из составных частей СУ (подсистеме, субподсистеме, и т.д.). Она бывает предварительной (например, на основании экспресс-метода) и основной, т.е. детальной.     Среди основных работ диагностики СУ или ее доле можно отметить:  1)исследование ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния;          2)определение сильных и слабых сторон;     3)установление возможных направлений совершенствования;  4)определение и решение основных вопросов организации дальнейших работ исследования СУ.          Все работы по диагностике целесообразно проводить, при помощи системного подхода в сочетании с использованием разнообразных методов исследования, а также методов анализа (от общего к частному) и синтеза. Не исключаются и местные подходы к исследованию.      Методика диагностики СУ.       Диагностика СУ, как правило, требует по сравнению с детальным анализом и работами по проектированию кратчайших сроков ее проведения. Обычно эти сроки ограничены тремя - десятью днями. Естественно, что за такой период довольно трудно собрать и обработать полный объем информации для детального анализа и выявления всех проблем и причин их возникновения и взаимосвязей. В определенной мере уменьшение этих трудностей обеспечивает наличие и использование диагностами методик диагностирования соответствующих целям и объектам исследования. Наиболее приемлем для таких методик системный подход.     При диагностике СУ важно определить состав конкретных исходных элементов и подсистем, подлежащих диагностическому анализу.    В общем плане любая методика диагностики СУ должна основываться на базисных работах и включать:         - определение критериев диагностики;       - учет внешней и внутренней среды диагностируемой системы;   - выявление проблем, установление недостатков («узких» мест) в СУ и причин их возникновения;           - разработку направлений разрешения проблемы и устранение недостатков в СУ.          При проведении диагностических работ исследователь обязан комплексно освоить положение дел в организации в ретроспективе, в данное время и в будущем. Чем значительнее аналитический период ретроспективы и полнее прогноз, тем более результативным оказывается итог диагностики: наиболее глубоко раскрываются сильные и слабые стороны системы, устанавливаются причины их проявления и тенденции формирования.  В связи с этим работы могут реализовываться в следующем порядке: 1)провести экспресс-диагностику;      2)выполнить оценку внешней среды (общего и оперативного круга);  3)провести динамическое и оперативное рассмотрение главных технико-экономических показателей занятий организации (выручки от осуществления, себестоимости, количества персонала, производительности, дохода от реализации, фондоотдачи, стоимости важнейших производственных фондов, прибыльности и т.д.);     4)провести диагностику производственных планов, выделяя такие мероприятия, которые не исполнены в срок или осуществлялись с нарушениями (например, сроков, ограничений по ресурсам и т.д.), а также установить основания нарушений и их воздействие на итоги деятельности целой системы;         5)обнаружить и проанализировать сильные и слабые стороны управляющей подсистемы - СУ, причины и последствия их возникновения;  6)запланировать назначения и разработать мероприятия по разрешению вопросов.            При проведении анализа нужно устанавливать комплексные, а не отдельные не соединенные между собой проблемы и выдвигать предположения их решения. Особенный интерес обязан уделяться решению кадровых проблем.          В соответствии с целями исследования СУ проводится не только всеобщая, а также специальная диагностика, изучающая отдельные элементы и подсистемы системы.         Бесспорно, диагностику СУ обязаны проводить как высококвалифицированные опытные рабочие диагностируемой организации, так и притягиваемые внешние исследователи. В связи с этим со стороны изучаемой организации нужна искренняя, достоверная и полная информация. Для этого необходим близкий контакт, и в главную очередь с руководителями высшего звена управления, также с руководителями и рабочими иных степеней управления. Это все очень значимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Аверьянов А.Н. Системное  познание мира: Методологические  проблемы. - М.: Политиздат, 1985.                                 2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - М.: РГБ, 2004.                            3. Исследование систем управления и системный анализ. Ч.1, 2 / Н.В. Минеева, М.Е. Мотышик и др. - СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 2000.                                      4. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДеКа, 2003.                                       5. Мельников В.П., Маренков Н.П., Схирладзе А.Г. Управление организацией: Учебное пособие - М.: КНОРУС, 2004.     6.  Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007.           7. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1996.                                                  8. Рейльян Я.Р. Основа принятия управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 1989.                                              9. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Э.В. Попов, И.Б. Фоминых, Е.Б. Кисель, М.Д. Шапот. - М.: Финансы и статистика, 1996.                                                         10. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. - М.: Луч, 1999.

 

 




Информация о работе Рефлексивный подход к исследованию систем управления. Деловые игры и их значение в исследовании систем управления. Методы и инструментари