Решения в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

В процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.
Управленческое решение (УР) - это одноразовый акт воздействия на объект управления, который устанавливает программу действий, направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач, стоящих перед управляемым объектом.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

Модели процесса управления могут  различаться по степени сложности.

 

5. Целевая ориентация управленческих  решений

 

 

Выбор цели является одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной  целью формируется стратегия  и тактика развития организации, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий.

 

Цель является тем стержнем, вкруг  которого формируется управленческая деятельность.

 

Цель - это состояние объекта  управления, к достижению которого стремится организация.

 

Цели бывают траекторными и точечными. Траекторные или направляющие, определяют общее направление, в котором  должно изменяться состояние управляемого объекта. Точечные цели формулируются  как стремление достичь вполне конкретного результата.

 

в основе программно-целевой технологии разработки управленческих решений  лежит использование деревьев цели. Каждому из уровней принадлежит  несколько целей. Цели, принадлежащие  одному уровню, могут быть взаимно-нейтральными, кооперироваться и конкурировать. Управленческие решения необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга.

 

Цели бывают:

 

· стратегические, формируются при  определении долговременной политики развития организации;

 

· тактические, формируются при решении оперативных задач управления.

 

При формировании тактических целей  учитываются стратегические цели организации. Более того, тактические цели ставятся организацией для обеспечения достижения её стратегических целей. В то же время  совокупность тактических целей при их анализе может оказывать влияние на корректировку стратегических целей.

 

Если же в процессе становления  организации формирование стратегических целей осуществляется после этапа  экспериментального функционирования на основании решения частных тактических задач, то можно говорить о значительном влиянии тактических целей на формирование стратегических целей.

 

Более распространённы и оправданы  ситуации, когда тактические цели формируются для реализации стратегических целей организации.

 

6. Организация разработки управленческого  решения

 

 

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии  в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.

 

Основанием для подготовки и  принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:

 

· необходимость исполнения предписаний  вышестоящих органов (органов государственной  власти и местного самоуправления);

 

· необходимость осуществления собственной исполнительно - распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

 

Для процедуры разработки управленческого  решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:

 

· оформить документацию о начале выполнения работ с указанием  конкретного задания, состава персонала  и системы его подчинения, времени  исполнения решений, промежуточных  этапов контроля и размера выделяемых ресурсов;

 

· разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения;

 

· обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения;

 

· установить соответствие решения  действующему законодательству и уставным документам организации.

 

После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается.

 

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.

 

Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений, менеджеру необходимо учитывать следующие рекомендации:

 

· люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и  этого ждать от них не следует;

 

· нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая  совещания и заседания;

 

· нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать  в записной книжке или иных материальных носителях;

 

· необходимо осваивать и пополнять  знания по теории разработки управленческих решений.

 

Список литературы

 

 

1. Ерижев М.К. Развитие методов управления затратами, учета и калькулирования себестоимости.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3.

 

2. Ефимова О.В. Управление. - М.: Бухгалтерский  учет, 2007.

 

3. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое  управление. - СПб.: Бизнес-Микро, 2004.

 

4. Шеремет А.Д. Управленческий  учет: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕ Академия Экономических Знаний РМ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по «Менеджменту»

 

на тему:

 

 

 

«Решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:    студент CON-954 f/f группы

 

Стоянов Сергей

 

Проверил:                    доцент Билаш Л. Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кишинев 1998

 

 

План

 

 

 

Введение.

 

1.1 Теоретические определения

 

1.1.1 Решение.

 

1.1.2 Определенность.

 

1.1.3 Риск.

 

1.1.4 Неопределенность.

 

1.2 Решения,  принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности.

 

1.3 Модели  и методы принятия решений.

 

2.1 Проблемы принятия решений   и  пути  их преодоления для  молдавских менеджеров.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

Введение

 

 

 

Принятие решений – основная часть работы менеджеров любого звена  любого предприятия. Поэтому понимание  всех тонкостей процесса принятия решений  в различных условиях, знание и  применение различных методов и  моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

 

В данной работе автор попытается рассмотреть понятия, связанные  с принятием решений в различных  условиях. Такие, например, как «риск», «определенность», «неопределенность». Будут рассмотрены некоторые примеры принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности. Также будут рассмотрены некоторые методы и модели принятия решений. Кроме того, автор предпримет попытку анализа ситуации в сфере принятия решений в молдавском бизнесе на данном этапе его развития и сложившейся в нашем обществе ситуации. 

 

В нашей стране долгое время проблеме обучения управленческого персонала  не уделялось должного внимания. Это  происходило потому, что в административно-командной системе основные решения принимались на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. Это связано с тем, что каждое решение может повлиять на положение данной конкретной организации, и нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений. Поэтому рассмотрение данной проблемы очень актуально.

 

 

 

 

1.1.        Теоретические  определения.

 

 

 

1.1.1.  Решение

 

 

 

Процесс принятия решений для каждого  человека индивидуален,  очень сложен и мало кто может его избежать. Способность принимать решения быстро и правильно вырабатывается с опытом.

 

Различные специалисты дают различные  определения понятию «решение», но из всех определений следует, что 

 

Решение – это выбор альтернативы

 

К решениям относятся совершенно различные  выборы, совершаемые нами повседневной жизни: выбор одежды, меню и так  далее. Некоторые принимаются нами абсолютно машинально, без долгого  и систематического обдумывания, рассмотрения всех альтернатив. Однако и в повседневной жизни есть решения, над принятием которых мы размышляем часы, дни, месяцы и годы.

 

В управлении принятие решений –  более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Это связано  с много большей ответственностью. Менеджеры принимают решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать непродуманных решений.

 

Решения, принимаемые руководителем  для  выполнения обязанностей, обусловленных  занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные.

 

Запрограммированным решением называют решение, принятое как результат  реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

 

Незапрограммированные решения –  решения, принимаемые в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или  сопряжены с неизвестными факторами.

 

Очень редко решения, принимаемые  руководителем, могут рассматриваться  как запрограммированные или  незапрограммированные в чистом виде. Даже самое структурированное решение подразумевает некоторую личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.

 

Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов в любом решении не должно оказывать психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

 

В различных организациях различные  решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Это зависит от уровня решения, от структуры организации, уровня делегирования полномочий. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

 

Процесс принятия решений – процесс психологический. Люди принимая решения не всегда принимают  логичные решения. Решения варьируются  от спонтанных до высокологичных. Поэтому  процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории.

 

Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

 

Решения, основанные на суждениях часто кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях раньше для того, чтобы спрогнозировать результат альтернативных решений в существующей ситуации. Такой метод принятия решений обладает  как положительными,  так и отрицательными сторонами. Положительным является то, что действительно многие ситуации имеют тенденцию к повторению и применение такого метода принятия решений позволяет сэкономить время и деньги, так как решение принимается руководителем очень быстро и без сбора дополнительной информации и ее анализа. Однако такие решения принимаются на базе здравого смысла, который в истинном его понимании встречается очень редко. Кроме того, информация, на основе которой принимается данное решение, может быть искажена потребностями людей и другими факторами. Также суждения не позволяют принимать правильные решения в уникальных или абсолютно новых ситуациях, так как лицо, принимающее решение не обладает необходимым опытом для обоснования выбора. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

 

Рациональное  решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный  процесс,  состоящий обычно из 5 шагов (Приложение 1.), хотя количество шагов  зависит от самой проблемы.

 

Кроме всего  вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

Информация о работе Решения в системе управления