Риск менеджмент. Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:39, лекция

Краткое описание

Основные аспекты и тенденции риск-менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция Риск Троицк.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Ключевые параметры  при определении рисковой стоимости доверительный интервал и временной горизонт.

   Поскольку убытки являются следствием колебаний цен на рынке, доверительный интервал служит той границей, которая, по мнению управляющего портфелем, отделяет «нормальные» колебания рынка от экстремальных ценовых всплесков по частоте их проявления. 

    Помимо  субъективной оценки, доверительный  интервал может быть установлен и объективным методом. Для этого строят график реально наблюдаемого (эмпирического) распределения вероятностей прибылей и убытков и совмещают его с графиком плотности нормального распределения. Точки пересечения «хвостов»эмпирического и нормального распределения и будут задавать искомый доверительный интервал.

    Следует учитывать, что с увеличением  доверительного интервала показатель рисковой стоимости будет возрастать.  

  

    Выбор временного горизонта зависит от того, насколько часто производятся сделки с данными активами, а также  от их ликвидности. Для финансовых институтов, ведущих активные операции на рынках капитала, типичным периодом расчета является 1 день, в то время как стратегические инвесторы и нефинансовые компании могут использовать и большие периоды времени. Кроме того, при установлении временного горизонта следует учитывать наличие статистики по распределению прибылей и убытков для желаемого интервала времени. Вместе с удлинением временного горизонта возрастает и показатель рисковой стоимости.

   Значение  рисковой стоимости определяется на основе свойств нормального распределения. Так, если доверительный интервал задан  на уровне 95%, то величина рисковой стоимости равна 1,65 стандартного отклонения портфеля.

Процесс управления рисками  на предприятии.

    Управление  рисками на предприятии не может  быть совокупностью моментных действий. В любом случае это целый процесс направленных действий. Более того, процесс риск-менеджмента должен быть частью общего управления бизнесом для достижения результата.

    Как таковой процесс управления рисками  включает в себя определенный набор этапов. Следует учесть, что в практике эти этапы реализуются не обязательно в строгой последовательности, а могут выполняться и параллельно. Общая схема риск-менеджмента представлена на рисунке 4.1. 

    Как видим на данном рисунке, существует общая последовательность действий, отражающая логику процесса управления риском (жирные стрелки). Кроме этого, есть обратные связи между этапами, т. е. на любом из них можно вернуться на предыдущий. На последнем этапе, как мы далее увидим, производится общая оценка и анализ произведенного процесса. Результаты этого этапа будут учтены при дальнейшей реализации каждого этапа процесса риск-менеджмента. Это показывают стрелки справа.

    На 3 – м этапе принимаются решения  об используемых методах управления рисками, что может затребовать  уточнение информации о рисках (этап 1) или определить схему процесса мониторинга (этап 5).

    Итак, такова логика последовательности реализации этапов управления риском на предприятии. Теперь рассмотрим каждый из этих этапов несколько подробнее.

    Этап 1. Идентификация  и анализ риска. Под идентификацией рисков понимают выявление рисков, их специфику, обусловленную природой и другими характерными чертами рисков, выделение особенностей их реализации, включая изучение размера экономического ущерба, а также изменение рисков во времени, степень взаимосвязи между ними и изучение факторов, влияющих на них. Этот процесс подразумевает определение следующих моментов:

  • источники неопределенности и риска;
  • последствия реализации риска;
  • источники информации;
  • численное определение риска;
  • взаимное влияние рисков друг на друга.

    На  данном этапе, прежде всего, создается  информационная база для реализации дальнейшего процесса управления рисками: сведения о риске и его последствиях, величине экономического ущерба, количественная оценка параметров риска и т. д. Дополнительно следует отметить, что идентификация и анализ риска не является единовременно выполняемым комплексом действий. Скорее он представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый на протяжении всего алгоритма риск-менеджмента.

    Этап 2. Анализ альтернатив управления риском. Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. На данном этапе эти методы рассматриваются и анализируются применительно к конкретной ситуации. Т. е. менеджер решает, как можно снизить риск, потери в случае наступления рисковой ситуации, ищет источники покрытия этого ущерба.

    Сами  по себе методы риск-менеджмента достаточно разнообразны. Это связано с неоднозначностью понятия риска и наличием большого числа критериев их классификации. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим основные методы, а здесь ограничимся лишь кратким их обзором.

    Во  – первых, подходы к управлению рисками можно сгруппировать  как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий следующим образом.

  • Дособытийные методы управления рисками – осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков (Risk control, Risk control to stop losses), которые связаны, в основном, с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий.
  • Послесобытийные методы управления рисками – осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска (Risk financing, Risk financing to pay for losses).

    Послесобытийные и дособытийные методы объединяются в общем направлении методов КОМПЕНСАЦИИ. 

   

Методы  управления рисками  можно     разделить на четыре группы:

    • методы уклонения от риска;
    • методы локализации риска;
    • методы диссипации риска;
    • методы компенсации риска.

Методы  уклонения от риска  предполагают:

  • исключение рисковых ситуаций из бизнеса;
  • избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами;
  • отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм;
  • отказываются от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации.

    Если  руководство решает использовать в  качестве «уклонения» -  страхование  то необходима разработка комплексной  программы защиты, а не единичные  обращения в страховую фирму.

    Если  у предприятия не хватает средств  для комплексной страховой защиты, необходимо выделить те риски, реализация которых связана с наибольшими  потерями и застраховать именно их.

Метод локализации риска

Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.

Наиболее опасные  участки производственного процесса локализуются, и над ними устанавливается  контроль, снижается уровень финансового риска.

        Подобный метод используют крупные  компании для внедрения инновационных  проектов, освоения новых видов продукции и т. д.

В самых простых  случаях для локализации риска  создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.  

Методы  диссипации (рассеивания) риска

Представляют  собой более гибкие инструменты управления. Один из них связан с распределением риска между стратегическими партнерами. В качестве партнеров могут выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь могут создаваться акционерные общества, финансово – промышленные группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.

Объединение предприятий  в одно либо в группу носит название интеграции.  

Выделяют  четыре основных вида интеграции риска:

  • (обратная) интеграция - предполагает объединение с поставщиками;
  •    (прямая) интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;
  • горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;
  • вертикальная интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.

Другая  разновидность методов диссипации риска – это диверсификация.

подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.

Диверсификация  закупок – это увеличение количества поставщиков, что позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)

Диверсификация  рынка сбыта (развитие рынка) -  предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.

Диверсификация  видов хозяйственной  деятельности -  подразумевает

расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых  услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с  реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль.

 Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля

предполагает  реализацию одновременно нескольких проектов, характеризующихся небольшой капиталоемкостью. Это можно назвать диверсификацией инвестиций.

Методы  компенсации риска

Данная группа методов относится к упреждающим  методам управления

(управление  по изменениям).

 1. Стратегическое планирование особенно эффективно, если

разработка стратегии  проходит через все сферы внутри предприятия.

Разработка комплекса  компенсирующих мероприятий, создания и использования резервов.

2. Прогнозирование  внешней экономической  обстановки.

Заключается в  периодической разработке сценариев развития внешней среды предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка.

3. Активный целенаправленный маркетинг.

Он подразумевает  использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.

  • Рекламные акции Позиционирование товара Дифференциация продукции Фокусирование на определенные группы потребителей.
 

4. Мониторинг социально – экономической и нормативно – правовой среды Интенсивное формирование спроса на свою продукцию.

        Используются методы:

  • Сегментация рынка и оценка его емкости;
  • Организация рекламной компании;
  • Анализ поведения конкурентов;
  • Выработка конкурентных стратегий.

Информация о работе Риск менеджмент. Лекции